| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Дун Яньбо
Аннотация Ключевые слова _________ Dong Yanbo
Abstract Key words _________ Отношение как внутренний потенциал личности раскрыто в психологии отношений и наиболее концептуально в концепции характеристики респондентов в совокупности с внешними обстоятельствами [1]. Характеризуя связь человека с миром, отношения становятся важным индикатором внутренних ресурсов человека в его жизнедеятельности [2; 3]. В КНР ежегодно увеличивается число поступающих в вузы, растет интерес к высшему образованию в других странах [4]. Все более привлекательными становятся для китайской молодежи российские вузы. В связи с этим актуальным становится изучение отношения к жизни в разных социокультурных условиях и на разных этапах обучения. Нами был разработана анкета «Отношение к жизни», позволяющая выявить у респондентов значимость различных аспектов жизни. Содержание вопросов охватывает отношение к работе, к личной жизни, к семье, к деньгам и к будущему. С помощью анкеты получены данные об отношении к разным жизненным сферам у китайских студентов, обучающихся как в Китае, так и в России. Опрашивались студенты Хэнаньского университета (г. Хэнань) и РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург): КК1 – китайские студенты 1 курса в Китае; КК4 – китайские студенты 4 курса в Китае; КР1 – китайские студенты 1 курса, обучающиеся в России; КР4 – китайские студенты 4 курса, обучающиеся в России. Для сравнения в качестве контрольной группы опрошены российские студенты 1 курса, обучающиеся в России (РР1) и ; РР4 российские студенты 4 курса, обучающиеся в России (РР4). В каждой выборке было 120 респондентов. Были получены следующие результаты. На рис. 1 представлены особенности отношения к вероисповеданию. Данные четырех групп китайских студентов весьма отличаются от данных российских студентов, у которых доля христианства (православие) высока изначально и повышается к четвертому курсу. Это свидетельствует о большом влиянии православной традиции в России. Среди четырех групп студентов в Китае преобладают неопределенные ответы или атеистические установки. В Китае большинство людей живут в «мире» в соответствии с этическими и моральными требованиями конфуцианства. Российские студенты заметно чаще китайских выбирают «атеизм» У китайских студентов прослеживается влияние политических убеждений - определенный процент студентов выбирает «коммунизм» (Китай – социалистическая страна, и в средней школе преподаются соответствующие курсы). К четвертому курсу среди китайских студентов, обучающихся в России возрастает доля "христианства", но это не православие, а протестантизма, обусловленный влиянием американских миссионеров.
Рис. 1. Отношение респондентов к вероисповеданию На рис. 2 представлены результаты опроса студентов относительно удовлетворенности будущей профессией.
Рис. 2. Удовлетворенность респондентов будущей профессией Большинство опрошенных студентов довольны выбранной профессией, причем российские студенты - в заметно большей мере. Вместе с тем, выделяются ответы китайских студентов, обучающихся в России на 1 курсе. Они довольны только в 32 % случае. Несмотря на предварительный год обучения русскому языку, преподавание учебных дисциплин на русском нередко становится для них немалым испытанием. Однако к 4 курсу удовлетворенность будущей профессией растет и даже превышает уровень таковой у китайских студентов, обучающихся в Китае. На рис. 3 представлены ответы студентов о материальном положении семьи. Здесь можно выделить две закономерности. Во-первых, китайские студенты, обучающиеся в России имеют более высокие финансовые возможности, нежели китайские студенты, оставшиеся на обучение в Китае. Их родители, как правило, могут оплатить проживание в России. Во-вторых, российские студенты выше оценивают экономическое положение своей семьи, чем китайские. Это связано с культурными традициями. Когда речь идет об имуществе, способностях или внешнем виде, в Китае считается добродетелью скромность самооценки при высоком оценивании других.
Рис. 3. Ответы китайских студентов о материальном положении семьи На рис. 4 представлены ответы о мере самостоятельности студентов в личных делах.
Рис. 4. Мера самостоятельности китайских студентов в личных делах Как видно, доля китайских студентов, у которых родители участвуют или частично участвуют в их личных делах, больше, нежели среди российских. С возрастом самостоятельность растет. Семьдесят процентов китайских студентов, начинающих обучаться в России, вовлекали родителей в процесс принятия решений, причем более чем в половине случаев это было решение самих родителей. Эти студенты поступили в университет после окончания средней школы. В их первый приезд в Россию им всего 18 лет. Китайские студенты в Китае в основном подают сами документы на учебу и начинают студенческую жизнь, поэтому родители гораздо меньше участвуют в их жизненных событиях, чем у студентов, отправляющихся на обучение за границу. Однако после четырех лет обучения доля студентов KP4, самостоятельно принимающих решения о жизненном пути, выше, чем в группе KK4. Четыре года независимой жизни сделали студентов более способными справляться с событиями в жизни. Наблюдаются заметные расхождения по числу детей в семьях анализируемых групп студентов (рис. 5). Количество детей в семьях китайских и российских студентов зависит от уровня рождаемости двух стран. Однако по экономическим причинам обучение за границей обходится дороже, чем дома, поэтому семьи с меньшим количеством детей имеют больше возможностей для обучения своих детей. Во-вторых, есть различия между городскими и сельскими семьями. Китай осуществил политику планирования семьи после 1980-х годов. Обычно число детей в городских семьях будет меньше двух, особенно государственные служащие и семьи должны строго соблюдать «уникальное» правило, иначе они столкнутся с возможностью потерять работу. Эта политика более мягкая по отношению к семьям сельской местности. Дети же из городских семей имеют больше возможностей для обучения за границей.
Рис. 5. Ответы китайских студентов о количестве детей в семье Таким образом, выявлены существенные различия в отношении к жизненным сферам у китайских студентов, обучающихся в Китае и в России. Сложные жизненные ситуации китайских студентов-первокурсников в России влияют на удовлетворенность будущей профессией. Весьма невысокая вначале, она со временем становится такой же, как у студентов, обучающихся на родине. Личная самостоятельность китайских студентов, обучающихся в России, растет по мере обучения, тогда как вначале они значительно зависимы от родителей, материально поддерживающих своих детей, уехавших учиться за границу. Неопределенность вероисповедания, очевидно, также затрудняет возможности успешной адаптации к жизни и учебе в другой стране.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |