Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2020

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2859

 2020 г., выпуск  №6 (июнь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
М.А.Жданова, А.В.Жданов. Становление и современное состояние социально-педагогической деятельности в странах Скандинавии // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. №6 (июнь). ART 2859. URL: http://emissia.org/offline/2020/2859.htm

----------

Жданова Марина Алексеевна
к
андидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации, институт педагогики, Российский государственный педагогический университет  им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Inferno07@mail.ru

Жданов Алексей Валерьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

alex
234111@yandex.ru

Становление и современное состояние социально-педагогической деятельности в странах Скандинавии

Аннотация
Представлены результаты исследований истории становления и современных направлений развития практик социально-педагогической деятельности в странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия). Показано, что опыт социально-педагогических практик в странах Скандинавии разнообразен и интересен, а  социальная педагогика развивается в этих странах не только как отдельная профессиональная область педагогической науки, но и как способ мышления, основанный на гуманистических педагогических теориях, и как подход, вытекающий из этого мышления и применяемый специалистами педагогической сферы для оказания поддержки различным категориям населения в процессе социализации.

Ключевые слова: социальная педагогика, социально-педагогическая деятельность, практики социально-педагогической деятельности, страны Скандинавии.

----------

Marina A. Zhdanova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Education and Socialization, Institute of Pedagogy, Al.Herzen  State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Inferno07@mail.ru
Alexey V. Zhdanov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg
alex234111@yandex.ru


Formation and current state of social and pedagogical activity in Scandinavian countries

Abstract

The results of studies of the history of formation and modern directions of development of practices of social and pedagogical activity in Scandinavian countries (Sweden, Norway, Finland, Iceland) are presented. It is shown that the experience of social and pedagogical practices in Scandinavian countries is diverse and interesting, and social pedagogy is developing in these countries not only as a separate professional area of ​​pedagogical science, but also as a way of thinking based on humanistic pedagogical theories, and as an approach arising from this. thinking and used by specialists in the pedagogical sphere to support various categories of the population in the process of socialization.

Key words: social pedagogy, social pedagogical activity, practices of social pedagogical activity, Scandinavian countries.

---------- 

Практики социально-педагогической деятельности и ее теоретическое осмысление в странах Скандинавии имеют глубокие исторические корни.

Сам термин «социальная педагогика», вероятно, впервые был введен в научный обиход в Скандинавских странах в Дании, где он встречается в статье, опубликованной в 1901 г. (Дахль, 1901; ref. Винфер-Йенсен, 2011). При этом он стал широко использоваться только в 60-х годах ХХ века. В Дании осмысление и внедрение в практику социально-педагогических идей связано с открытием первых детских садов в 70-х годах XIXвека. В этот период идеи социальной педагогики активно проникают не только в деятельность дошкольных учреждений (детских садов), но и в другие сферы педагогической практики (приюты для детей, оставшихся без попечения родителей и др.) с ориентацией на проблемы социальной защиты детства. Нарастает педагогическое движение, направленное на реформирование системы обучения и воспитания путем адаптации социально-педагогических идей и позитивных практик на основе опыта Германии – родоначальницы социальной педагогики. Становление и развитие социальной педагогики в Дании началось, прежде всего, в сфере педагогической практики, а ее философское осмысление и становление как теории происходило позже. Розенталь Йенсен в своем исследовании отмечает, что одним из приоритетных направлений становления и развития социальной педагогики в Дании стало создание социальных домов (центров) для подростков и молодых людей с девиантным поведением. В этих учреждениях осуществлялась социально-педагогическая деятельность по комплексной медико-социальной, социально-психологической и социально-правовой поддержке [2].

В Швеции история практики социальной педагогики восходит к 1908 году, когда были введены курсы по социальной педагогике для сотрудников, работающих в учреждениях, предназначенных для семей, детей и взрослых, нуждающиеся в социальной поддержке [5]. Вскоре в структуре социально-педагогической деятельности выделилось особое направление, связанное с сопровождением детей, проживающих в условиях интернатных учреждений.

В Норвегии развитие социальной педагогики как области практики тесно связано с подготовкой педагогов по охране детства. Первые курсы для педагогов по охране детства были открыты в 1951 году. Подготовка специалистов была ориентирована в основном на работу в детских учреждениях. Это направление профессиональной педагогической  подготовки в Норвегии традиционно определяется как социально-педагогическое.

В Исландии, по данным Йохансдоттир и Ингольфсдоттир, социально-педагогическая практика также имеет многолетний опыт, однако ее приоритетом выступает работа с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности. Подготовка социальных педагогов в этой области началось в 50-х годах ХХ века, и развитие исландской социальной педагогики тесно связано с социальной проблемой борьбы за права инвалидов.

В Финляндии социальная педагогика как сфера педагогической практики и поле теоретической дискуссии относительно молода по сравнению с другими странами Скандинавии. Хамалайнен и Эрикссон полагают  началом ее активного становления 90-х годы ХХ века, когда Финляндию поразил глубокий социально-экономический кризис. Предпосылками же активизации социально-педагогической деятельности были социальные явления в Финляндии в конце XIX и начале XX веков. Среди них аграрное движение (движение поселений), связанное с распространением социалистических идей, повышением уровня образования и политической активности сельского населения, и организации «воздержания» («трезвенные организации»), деятельность которых была направлена на борьбу с алкоголизмом и пропаганду здорового образа жизни. Эти социальные движения позднее были признаны социально-педагогическими по своим целям и методам, поскольку они оказывали поддержку и помочь населению в решении социальных вопросов через образовательные мероприятия. Тем не менее, концепция социальной педагогики в то время не получила достаточного распространения в Финляндии ни в социальной работе, ни в образовании, хотя Хамалайнен и Эрикссон отмечают участие финских педагогов и общественных деятелей в социально-педагогических дискуссиях совместно с немецкими учеными в начале ХХ века и позже принятие идей и практического опыта социально-педагогической деятельности Швеции как формы общественной работы [4].

Сегодня практики социально-педагогической деятельности и ее теоретическое осмысление по-разному представлены в разных странах Северной Европы. В каждой стране социальная педагогика пережила свои взлеты и падения и непросто сказать, в каком направлении она движется сейчас. Основываясь на анализе современных исследований теории и практики социально-педагогической деятельности Скандинавских стран, мы предприняли попытку с большой осторожностью в кратком изложении представить общую картину состояния социальной педагогики в скандинавских странах.

По данным ряда исследователей (Винфер-Йенсен, Хамалайнен, Эрикссон и др.) в современной Дании практическое поле социальной педагогики достаточно широко представлено. Социально-педагогическая деятельность устоялось и профессионально [5,6,7]. Как уже отмечалось, датские социально-педагогические практики по историческим причинам имеют тесную связь с детскими садами и интернатными учреждения для детей и молодежи. Подготовка датских специалистов в этой области сочетает социальную педагогику со специальной педагогикой, что позволяет профессионально работать с людьми (детьми и взрослыми), которые имеют особые потребности жизнедеятельности, включая сферу образования, например с инвалидами. В противовес модели сегрегации, отделяющей лиц с проблемами в развитии от общества, социально-педагогическая работа специалистов направлена на социальную реабилитацию и интеграцию в общество [4]. Помимо данного направления практика социальной педагогики в Дании включает и другие, такие, например, как работа с молодежью, иммигрантами и пожилыми людьми [1]. Социальные педагоги в Дании являются профессионалами в области законодательства, проходят соответствующую юридическую подготовку на уровне университетских колледжей [4]. Тем не менее, в Дании остается относительно ограниченными теоретическая дискуссия и исследования феноменов социальной педагогики на теоретическом уровне. Таким образом, социальная педагогика в Дании начиналась как практика и осталась, по большей части практикой. Проводимые теоретические обсуждения практикоориентированы, исследования, в основном, сконцентрированы на разработке, анализе и оценке практик.

В Швеции социальная педагогика не завоевала столь сильных позиций в профессиональной сфере, как в Дании, но, тем не менее, она превратилась в достаточно широкую область практики. С 60-х по 90-е годы ХХ века социальные педагоги работали, в основном, в интернатных учреждениях для детей и молодежи. В 90-х годах ХХ века сфера социально-педагогической деятельности начала расширяться, включать в себя широкий спектр проблем других социальных групп, составляющих зону социального риска (например, лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, имеющих проблемы с психическим здоровьем, совершивших правонарушения и др. Области образования взрослых, касающиеся, например, вопросов мультикультурализма и иммиграции, также включены в проблемное поле социальной педагогики. Работа с детьми и молодежью также стала более разнообразной, она реализуется практически во всех видах образовательных организаций с учетом их специфики: в дошкольных учреждениях, различных видах школ и досуговых учреждений. Хамалайнен и Эрикссон отмечают, что в первом десятилетии XXI века в Швеции исследования в области социальной педагогики стали активнее и многостороннее и затрагивают как теоретические аспекты социальной педагогики, так и ее практические области, включая разные контексты [5.9].

В Норвегии социальная педагогика осталась в своих первоначальных областях. Социально-педагогическая практика по большей части базируется на работе с детьми, молодыми людьми и их семьями, чьи жизненные ситуации бывают непростыми. В этой сфере работают социальные педагоги по охране детства, которые оказывают помощь и сопровождение в трудных и социально опасных ситуациях. Социальные педагоги по охране детства традиционно работали в интернатных учреждениях, приемных семьях и службах по уходу за детьми, и они и сегодня это делают. В дополнение к этому активизируется работа педагогов по охране детства в различных видах организаций досуга и развлечений для детей и молодежи, например, в молодежных клубах и в общественных объединениях для детей и молодежи. Новым направлением социально-педагогической практики, по результатам исследования Сторё, является профилактическая работа в школах с обучающимися группы риска [3].

В Исландии развитие социальной педагогики было изначально связано с профессиональным ростом педагогов, работающих с инвалидами в первую очередь в учреждениях, но позже она распространилась и на сферу досуга учеников коррекционных школ. В настоящее время социально-педагогические практики обращены ко всем возрастным группам людей с особыми потребностями, но остались в сфере социальной работы с инвалидами. Социальные педагоги устанавливают и поддерживают связи с профессиональными организациями социальных работников и социальных педагогов в Европе, перенимая передовой практический опыт и развивая направление педагогической поддержки и сопровождения инвалидов. Однако в целом область социальной педагогики в Исландии кажется довольно узкой, ориентированной лишь на изучение теоретических и правозащитных основ проблемы инвалидности, а также на методическое обеспечение социально-педагогической работы в данном направлении.

В Финляндии с 90-х годов ХХ века развернулась дискуссия по теоретическим проблемам социальной педагогики. Хамалайнен и Эрикссон «отправную точку» этого процесса определяют как становление «теории помогающей педагогики» [4], потому что теоретическая дискуссия затрагивает истоки базовых идей социально-педагогической деятельности как помогающей и поддерживающей человека в его социальном развитии. В контенте теоретического анализа ученые Финляндии исследуют немецкие и романские традиции социальной педагогики, анализируют ее современное состояние [2]. Исследования позитивных педагогических практик, которые явно определены как социально-педагогические, активно развиваются с первых лет третьего тысячелетия. Хамалайнен и Эрикссон отмечают, что в современных условиях в Финляндии актуально развитие традиций социокультурной деятельности, и в контексте современной социальной педагогики она занимает одно из центральных мест [2]. Социокультурная анимация берет свое начало в послевоенной Франции и считается социально-педагогической областью практики в ряде стран, например, в Испании. Это направление стимулирует участие людей в социальных, культурных и образовательных мероприятиях, улучшая жизнедеятельность общины в целом и, таким образом, меняя жизнь отдельных ее членов к лучшему. Таким образом, в Финляндии социальная педагогика представлена как многопрофильная сфера практики в сфере образования и социальной работы.

Краткий обзор современных исследований, представленный в статье, показывает, что опыт социально-педагогических практик в странах Скандинавии разнообразен и интересен. Более того, в данном регионе мира социальная педагогика развивается не только как отдельная профессиональная область педагогической науки, но и как способ мышления, основанный на гуманистических педагогических теориях, и как подход, вытекающий из этого мышления и применяемый специалистами педагогической сферы для оказания поддержки различным категориям населения в процессе социализации.

Литература

1.Лангэгер С. (2011). ‘Если мои друзья там, я тоже приду. Социальная педагогика, молодежные клубы и социальные процессы включения.

2.Розенталь Йенсен, Н. (2016). Социальная педагогика в Дании. Pedagogía Social. Revista Interuniversitaria, 27, 103–27.

3.Сторё, Дж. (2013). Практическая социальная педагогика: теории, ценности и инструменты для работы с детьми и молодежь. Бристоль: Политика Пресс.

4.Хамалайнен, Дж (2015). Определение социальной педагогики: исторические, теоретические и практические соображения. Британский журнал социальной работы, 45, 1022–38.

5.Хамалайнен, Дж. & Эрикссон, Л. (2016). Социальная педагогика в Финляндии и Швеции: сравнительный анализ.

6.Хамалайнен, Дж. (2012). Социально-педагогические глаза среди разного понимания, концептуализации и деятельность. Международный журнал социальной педагогики, 1 (1), 3–16.

7.Эрикссон Л. & Уинман Т. (Ред.). (2010). Научиться летать: Социальная педагогика в современном обществе. Гетеборг: Дайдалос.

8.Эрикссон Л. (2014). Понимание социальной педагогики с североевропейских позиций. Журнал Социальная работа, 14 (2), 165–82. [CrossRef]

9.Эрикссон Л. и Маркстрем А. (2009). Социальная педагогика в шведском контексте. В J. Kornbeck & Н. Розендал Йенсен (ред.), Разнообразие социальной педагогики в Европе: сравнительные исследования социальная педагогика и международная социальная работа и социальная политика (том VII, с. 46–63). Бремен

 

Рекомендовано к публикации:
А.Н.Сазонова, кандидат педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

1.Langeger S. (2011). ‘Esli moi druz'ya tam, ya tozhe pridu. Social'naya pedagogika, molodezhnye kluby i social'nye processy vklyucheniya.
2.Rozental' Jensen, N. (2016). Social'naya pedagogika v Danii. Pedagogía Social. Revista Interuniversitaria, 27, 103–27.
3.Storyo, Dzh. (2013). Prakticheskaya social'naya pedagogika: teorii, cennosti i instrumenty dlya raboty s det'mi i molodezh'. Bristol': Politika Press.
4.Hamalajnen, Dzh (2015). Opredelenie social'noj pedagogiki: istoricheskie, teoreticheskie i prakticheskie soobrazheniya. Britanskij zhurnal social'noj raboty, 45, 1022–38.
5.Hamalajnen, Dzh. & Eriksson, L. (2016). Social'naya pedagogika v Finlyandii i SHvecii: sravnitel'nyj analiz.
6.Hamalajnen, Dzh. (2012). Social'no-pedagogicheskie glaza sredi raznogo ponimaniya, konceptualizacii i deyatel'nost'. Mezhdunarodnyj zhurnal social'noj pedagogiki, 1 (1), 3–16.
7.Eriksson L. & Uinman T. (Red.). (2010). Nauchit'sya letat': Social'naya pedagogika v sovremennom obshchestve. Geteborg: Dajdalos.
8.Eriksson L. (2014). Ponimanie social'noj pedagogiki s severoevropejskih pozicij. ZHurnal Social'naya rabota, 14 (2), 165–82. [CrossRef]
9.Eriksson L. i Markstrem A. (2009). Social'naya pedagogika v shvedskom kontekste. V J. Kornbeck & N. Rozendal Jensen (red.), Raznoobrazie social'noj pedagogiki v Evrope: sravnitel'nye issledovaniya social'naya pedagogika i mezhdunarodnaya social'naya rabota i social'naya politika (tom VII, s. 46–63). Bremen

 


Copyright (C) 2020, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100