Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2020

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2909

 2020 г., выпуск  № 12 (декабрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
С.В.Аранова, Т.Б.Шурилова. Педагогическое переосмысление принципа наглядности в контексте феномена визуализации // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. №12 (декабрь). ART 2909. URL: http://emissia.org/offline/2020/2909.htm

_________Шифр научной специальности 13.00.01

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00301 «Феномен визуализации учебной информации в современном образовании»

_________

Аранова Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НИИ педагогических проблем образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
svet-aranova@yandex.ru

Шурилова Татьяна Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
ttbbaa1@mail.ru


Педагогическое переосмысление принципа наглядности в контексте феномена визуализации

Аннотация
В статье представлены результаты историко-педагогического анализа педагогического потенциала наглядности. Применение культурологического подхода позволило выявить ценностно-смысловые ориентиры развития наглядности, которые необходимо учитывать в контексте феномена визуализации.

Ключевые слова
феномен визуализации, визуализация, наглядность, культурологический подход, историко-педагогический анализ.

_________

Svetlana V. Aranova
Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Researcher, Research Institute of Pedagogical Problems of Education, Institute of Pedagogy, AI.Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
svet-aranova@yandex.ru

Tatyana B. Shurilova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Istitute of Pedagogy, AI.Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
ttbbaa1@mail.ru


Pedagogical rethinking of the visibility principle in the context of the visualization phenomenon

Abstract
This article presents the results of historical and pedagogical analysis of pedagogical potential of visibility. The application of the cultural approach allowed to discover the value-semantic guidelines for the development of visibility, which must be taken into account in context of visualization phenomenon.

Key words
visualization phenomenon, visualization, visibility, cultural approach, historical and pedagogical analysis.

_________

Одним из значимых социокультурных явлений, оказывающих сильное влияние на образование в последние десятилетия, становится феномен визуализации [1]. Визуальное представление информации можно назвать новым трендом в обучении, а преобладание зрительной коммуникации – новой реальностью. С этим связаны изменения на уровне целей обучения и требований к образовательным результатам, терминологии и методов. Полноценная педагогически оправданная реализация визуальных средств в образовании вряд ли возможна без учёта возможностей наглядности, изученных и обоснованных в истории образования и педагогической мысли. Неизменное внимание исследователей к педагогическим возможностям наглядности обусловлено признанием за ней статуса одного из важнейших принципов дидактики еще со времен Я.А. Коменского. Однако в настоящее время идёт речь о необходимости модернизации этого принципа [2]. Очевидно, требуется установление преемственности между классическим принципом и его современной интерпретацией с учётом социокультурных условий, а также широких возможностей визуализации, сообщаемых бурным развитием цифровых технологий. Влияние феномена визуализации и появление новых технологических возможностей как у учащихся, так и у педагогов заставляет переосмысливать богатейшие педагогические преимущества наглядности в русле достижения актуальных в настоящий момент целей образования.

Для того, чтобы выявить актуальные в настоящий момент педагогические возможности наглядности, был проведён масштабный историко-педагогический анализ массива источников, ориентированный на выявление логики развития понимания наглядности в зависимости от социокультурных особенностей того или иного исторического периода. Исследовалось развитие реализации требований наглядности в практике воспитания и образования, а также педагогических смыслов наглядности на протяжении всех этапов становления человеческого общества и культуры - от первобытного мира и древних царств до конца ХХ века. Методика анализа предполагала использование культурологического подхода. Согласно ему, использование наглядности рассматривалось, с одной стороны, в системе преемственности культурных ценностей, с другой - в возможности включения педагогических инноваций при переходе от периода к периоду. Культурологический подход определяет возможность рассматривать как учащегося, так и педагога в качестве субъектов культуры, способных к творческой деятельности и самореализации.

Исследование истории осмысления педагогических возможностей наглядности и их реализации в образовательной практике проводилось более, чем по 25 различным аспектам, затрагивающим проблемы воспитания, обучения, образования и развития. Было рассмотрено видение педагогических смыслов наглядности 104 авторов (50 зарубежных и 54 отечественных). Проанализированы особенности реализации требования наглядности на всех исторических этапах развития образовательной практики вообще и в условиях образовательной деятельности 32 конкретных учебно-воспитательных заведений, в частности. На основе тщательного изучения как авторских текстов, так и 21 текста учебников и учебных пособий по истории педагогики была составлена хронологическая таблица. Таблица была построена на основе традиционной хронологической последовательности исторических этапов развития культуры и общества – от первобытного мира до Новейшего времени. Анализ феномена наглядности проводился по более, чем по 30 различным аспектам педагогических возможностей наглядности: от рассмотрения наглядности в качестве основы для репродуктивного подражания простым действиям до использования наглядности в качестве основы становления и развития готовности и способности человека к исследованию и творчеству. Составленная таблица позволяет получить полное представление о развитии реализации требования наглядности в практике обучения и воспитания, а также педагогических смыслов наглядности. Подобный анализ массива информации позволил сделать ряд важных обобщающих выводов как об основных тенденциях развития представлений о наглядности и практики ее реализации, так и о возможных объяснений выявленных тенденций.

Во-первых, выявляется, что наглядность как способ передачи социокультурного опыта, «основанный на показывании изучаемых предметов и моделей» [3], использовался людьми на всей протяженности истории человечества. Действительно, передача опыта от старших поколений младшим через прямое подражание образцам поведения, применяемая еще в первобытном обществе, - ни что иное, как простейший вариант применения наглядности в педагогическом смысле. Наглядность проявляла себя не только на уровне образовательной практики. Начиная с середины I тыс.до н.э., идея наглядности становится предметом рассмотрения авторов известных философских и философско-религиозных концепций. Их анализ позволил зафиксировать весьма обширный спектр педагогических аспектов наглядности, которые оказывались в центре внимания мыслителей. Многие авторы Древности и Средневековья еще до педагогической системы Я. Амоса Коменского (XVIII в.) отмечали особую основополагающую роль наглядности в обучении и воспитании (Иоанн Златоуст, Абу Рейхан Мухаммед аль-Бируни, Ибн Рушд, гуманисты западно-европейского Возрождения и др).

Во-вторых, анализ с позиций культурологического подхода развития содержания педагогического понимания наглядности показывает, что расширение его смыслов и открытие новых возможностей коррелирует с изменением социокультурных реалий. Актуализация новых требований к человеку ставит перед образовательной практикой и педагогической мыслью проблему поиска путей создания условий для воспитания, обучения и образования относительно всех педагогических вопросов. Поэтому именно в переломные моменты в истории человеческого общества возникали новые педагогические концепции наглядности, а её новые смыслы активно проявляли себя как в образовательной практике, так и в педагогической мысли в разные периоды. Проиллюстрируем этот вывод конкретными примерами.

Становление западно-европейской средневековой культуры и общества сопровождалось и во многом определялось усилением религиозной составляющей в ценностях. Можно сказать, что воспитательные возможности наглядности в то время воплотились в христианском принципе Ученичества, главные черты которого были сформулированы еще в учении Отцов Церкви.

В эпоху Возрождения ведущие ценности определялись философией гуманизма. Как в практике, так и в идеях того времени всё отчетливее просматривается внимание к изобразительным возможностям наглядности. Именно в эпоху Возрождения, в рамках которой начинается стремительный процесс развития областей знания, изучающих мир, наглядность рассматривается как основа наблюдения за явлениями окружающего мира, в том числе, и в процессе обучения. Этот аспект наглядности воплотился в максимальной степени в «золотом правиле дидактики» Я.А. Коменского. Важно, что уже в эпоху Возрождения в педагогических идеях отчетливо просматривается мысль, которая наберет свою силу в следующие столетия: наглядность может стать основой для развития мышления человека.

Эпоха Просвещения - период серьезных социальных изменений - вносит значительные коррективы в понимание требований к человеку и соответствующих направлений поиска педагогических условий его становления. Начинает все более цениться умение преодолевать жизненные трудности в условиях неопределенности будущего, достигать успеха, независимо от стартовых возможностей. Кроме того, наблюдается стремительное развитие как теоретических, так и практических направлений научных исследований. В этих обстоятельствах в центре внимания авторов педагогических концепций оказываются возможности наглядности в процессе разностороннего развития человека. Например, наглядность рассматривается как мощнейший инструмент решения задачи воспитания социально полезных качеств человека (Джон Локк). Среди дидактических возможностей наглядности на первый план выходит её потенциал в процессе развития мышления человека через анализ результатов наблюдения (янсенисты, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо и другие).

Культура XIX века всё больше акцентирует внимание на значимости не только развития мышления человека, но и в целом всего богатства человеческой личности и индивидуальности. Кроме того, в середине XIX века происходит оформление психологии как отдельной науки. Это предопределило особую значимость потенциала наглядности в процессе развития мышления человека. В качестве условия развития мышления ученые-педагоги называли путь постепенно усложняющейся наглядности (И.Г. Песталоцци, Ф. Фрёбель, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский). И.Г. Песталоцци, кроме того, впервые была предпринята весьма удачная попытка психологического обоснования принципа наглядности. Свой вариант психологической трактовки принципа наглядности предложил и И.Ф. Гербарт. Перечисленными авторами были созданы методики и учебно-методические пособия, с помощью которых могли быть реализованы развивающие аспекты наглядности.

К рубежу XX-XXI вв. в культуре и обществе акцентируется внимание на значимости богатства человеческой личности. В педагогическом контексте это проявилось в развитии идей свободного воспитания, которое предопределило становление концепции педоцентризма. Анализ понимания наглядности в логике данного направления позволил зафиксировать поиск новых путей, с помощью которых на основе наглядности могут быть решены проблемы раскрытия индивидуальных способностей ребенка, развития его интереса к познанию, а также созданы условия для активного осознанного становления способностей к самостоятельному исследованию и творчеству. Наглядность рассматривалась как условие для: переживания учебного материала через искусство (Йена-план школа, Бременская школа); творческой переработки учебной информации в формате игры (Игровая школа, США); визуализации собственных мыслей и переживаний, испытываемых в процессе обучения (В.А. Лай); развития исследовательских и творческих умений (Г. Спенсер, С. Френе, Э. Зальвюрк, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и другие).

Обобщение результатов проведённого исследования позволяет выделить следующие позиции для обсуждения и педагогического поиска:

  • смена социокультурных обстоятельств, изменение парадигмы неизменно влекло вплеск, своеобразный скачок в понимании и развитии наглядности в образовании. Таким образом, переход к постнеклассической парадигме образования, а также влияние феномена визуализации задают векторы трансформации и новых решений в области визуального представления учебной информации;
     
  • развитие представлений о педагогических возможностей наглядности происходило в следующей логике: 1) иллюстративная наглядность (прямое подражание наглядным образцам и непосредственная иллюстративность, облегчающая восприятие); 2) развивающая наглядность (наглядность как средство разнонаправленного развития – личности, мышления и т.д.); 3) созидательная наглядность, стимулирующая самореализацию (наглядность, как инструмент самопознания, развития способности к исследовательской и творческой деятельности по преобразованию реальности). Соответствующие смысловые акценты наглядности находили свое отражение как на уровне воспитательных, дидактических и образовательных концепций, так и на уровне практики образовательного процесса (методы, формы, технологии). При этом важно отметить, что все изученные на данный момент педагогические возможности визуализации не утратили своего смысла;
     
  • на протяжении разных периодов наглядность использовалась не только как инструмент обучения, но как носитель педагогических смыслов и ценностей образования.

В настоящее время усиление роли технических средств визуализации в образовании грозит поглощением дидактической составляющей визуализации. Педагогическая цель нередко определяется или становится вторичной по отношению к возможностям технических средств визуализации в отличие от предыдущих периодов, когда педагогический замысел определял выбор средств. Наблюдается ослабление деятельностного компонента визуализации, когда основная часть нагрузки по разработке, воплощению, демонстрированию визуальных элементов перекладывается на «посредника» - программы и гаджеты. Таким образом складывается парадоксальная ситуация: феномен визуализации, который можно считать явлением культуры [4], в значительной степени меняет ориентиры применения визуализации в педагогике, нивелируя ценностную, культурологическую составляющую. Поэтому сегодня, устанавливая преемственность между использованием наглядности и включением визуализации, важно не просто не утратить, но максимально использовать богатые педагогические возможности в современном визуализированном образовательном процессе.


Литература

  1. Аранова С.В. Педагогическая сущность феномена визуализации учебной информации в контексте культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 8 (151). - С. 30-36.

  2. Макарова Н. С. «Золотое правило дидактики» в высшей школе XXI в. // Теория и практика общественного развития. Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 150–154. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-1-2011/ [Дата обращения 01.12.20]

  3. Толковый онлайн-словарь русского языка Ефремовой Т. URL: https://lexicography.online/explanatory/efremova/%D0%BD/%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C [Дата обращения 01.12.2020]

  4. Казарина Т.Ю. Современная культура в визуальном пространстве // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 30. - С. 39–48.

Рекомендовано к публикации:
А.П.Тряпицына, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Aranova S.V. Pedagogicheskaya sushchnost' fenomena vizualizacii uchebnoj informacii v kontekste kul'tury // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2020. - № 8 (151). - S. 30-36.

  2. Makarova N. S. «Zolotoe pravilo didaktiki» v vysshej shkole XXI v. // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. Pedagogicheskie nauki. - 2011. - № 1. - S. 150–154. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-1-2011/ [Data obrashcheniya 01.12.2020]

  3. Tolkovyj onlajn-slovar' russkogo yazyka Efremovoj T. URL: https://lexicography.online/explanatory/efremova/%D0%BD/%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C [Data obrashcheniya 01.12.2020]

  4. Kazarina T.YU. Sovremennaya kul'tura v vizual'nom prostranstve // Vestn. Kemer. gos. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2015. - № 30. - S. 39–48.


Copyright (C) 2020, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100