| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
----------Шифр научной специальности 13.00.01
Седова Нелля Владимировна
Седов
Владимир Анатольевич Вопросы воспитания в отечественной школе
Аннотация Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные качества, формирование, опыт. ----------
Nellya V.
Sedova
Vladimir A, Sedov
Matter of education at domestic school
Abstract. Key words: moral education, moral qualities, formation, experience. ------- Приоритетной задачей в сфере воспитания детей в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [3]. Задача эта сложна, но сам факт обращения к ней свидетельствует, по словам К.Д. Ушинского, что «придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности» [7]. Вероятно, время приходит, и мы обращаемся к вопросам воспитания, которые были в центре внимания кафедры педагогики (в 2021 г. отмечает 100 юбилей) Герценовского института-университета еще в 60-ые годы XX века, когда была основана лаборатория по нравственному воспитанию. Ее основатель, Т.Е. Конникова, исходила из того, что нравственное формирование ребенка составляет основу всестороннего развития личности и оказывает определяющее влияние на становление каждой из ее сторон. Именно потому, что нравственный облик личности представляет ее главную характеристику, воспитанию придавалось решающее значение в подготовке подрастающего поколения [2]. Практическое решение этой острой проблемы в школе до сих пор встречает серьезные трудности, особенно в условиях серьезных социальных изменений в нашем обществе. Приходится признать, что многие вопросы нравственного воспитания в школе еще не решены – что определяет процесс нравственного развития ребенка, какие условия необходимо создать для нравственного воспитания современных школьников, что может служить показателем успешности проводимой работы и др. Исследователи прошлого утверждали, что нужна достаточно надежная информация о достигнутых результатах, учитывая невозможность избежать элементов стихийности в процессе воспитания личности ребенка. Даже в самом несовершенном процессе обучения мы не встречаем столько случайностей, сколько подстерегает нас в воспитательной работе из-за ее сложности, неопределенности и многогранности. Обучение происходит по определенной программе, усвоение которой можно проверить. Хотя разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [2], утверждена Стратегия [6] и существуют различные программы воспитательной работы в школе, но пока можно говорить только об отдельно взятых положительных результатах. Стремление охватить программой воспитательной работы все стороны жизни и все воздействия, которые оказывает школа на ребенка, приводит к тому, что до сих пор нравственное формирование рассматривается как воспитание отдельных нравственных качеств. По мнению же исследователей прошлого века, личность ребенка представляет единое целое; это означает, что ни одно качество не формируется и не проявляется изолированно, оно всегда выступает как проявление всей личности, целостной ее структуры. Более того, одно и то же нравственное качество — открытость, преданность, дружелюбие, заботливость, — как любое другое, проходит разный путь своего формирования и приобретает различный характер в зависимости от структуры данной личности, от того, в системе каких ее ведущих потребностей оно складывалось. Еще А. С. Макаренко утверждал, что личность не воспитывается по частям, что «проектирование личности» требует построения программы воспитания характера, «решительно всей картины человеческой личности» [4]. Во многих педагогических трудах, посвященных вопросам формирования отдельных качеств, авторы наталкиваются на эту зависимость в процессе опытной работы. В этих исследованиях отмечается, что формируемое качество у разных детей проходит очень разный путь становлений. Становления и проявления качеств зависят от общего строя мотивов, устойчивых потребностей и стремлений личности. Об этом же говорят данные о соотношении ряда качеств между собой; можно заметить, что своеобразие этих сочетаний у отдельных детей отнюдь неслучайно. Если игнорировать это положение о роли устойчивых мотивов личности, то любая программа воспитательной работы окажется беспомощной перед ее центральной задачей – выделить конкретные цели нравственного воспитания для каждого этапа школьного обучения и вскрыть внутреннюю логику их последовательного усложнения. Без решения этой задачи вообще не может быть построена никакая программа. Необходимо избежать и еще одной педагогической ошибки. Цели воспитания трактуются, прежде всего, как проблема социально-этическая. Они определяются как конечный результат школьного воспитания, к которому надо прийти. Но нравственные качества нельзя сформировать сразу. Патриотизм и порядочность, чуткость и честность как качества личности у выпускника школы отнюдь не то же самое, что у пятиклассника. Но тогда возникают вопросы, какими они должны быть у детей 3, 5, 7 классов? Что должно быть сформировано у них? В чем заключается цель нравственного воспитания детей каждого года школьного обучения, к достижению которой должен стремиться педагог? и др. Т.е. необходимо определить, в какие конкретные педагогические задачи воплощаются общие цели нравственного воспитания на каждом этапе обучения. Таким образом, мы можем сказать, что нерешенные вопросы теории и практики воспитательной работы в школе являются результатом общей не разработанности проблемы, ее объективной сложности, недостатком данных о современных школьниках. Нравственное формирование школьника осуществляется как последовательное усвоение им общественных норм и нравственных принципов, принятых в данном обществе и объективно представляющих для детей соответствующий образец. Специфика нравственного развития определяется своеобразием самого образца, отражающего нравственные нормы общества, и своеобразием процесса восприятия ребенком такого рода образца. Подумаем, что значит: воспитать у школьника то или иное нравственное качество? Эта задача не исчерпывается усвоением нравственных знаний, понятий и привитием определенных навыков и умений, подобно усвоению науки. Нравственно воспитанного человека отличают, прежде всего, сформировавшиеся потребности нравственного поведения, его сильные и устойчивые мотивы. Вслед за Н.А. Добролюбовым, мы можем сказать, что не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступить честно, смело и дисциплинированно, а тот, кто не может поступать бесчестно, трусливо. Тогда потребности действовать соответственно определенным нравственным нормам нераздельно слиты с такими способами поведения, которые позволяют их реализовать. По мнению академика З.И. Васильевой (одной из активных участников лаборатории Т.Е. Конниковой), образец должен быть воплощен в реальном опыте ребенка. О нем нельзя просто рассказать детям, показать его издали. Для этого необходимо так построить отношения детей с окружающими, так организовать их поведение и поведение с ними взрослых, чтобы учащиеся постоянно жили в системе отношений, соответствующих нашим нравственным требованиям, чтобы сама жизненная ситуация побуждала детей действовать согласно этим нормам [1]. Привлекательный смысл морального поведения можно раскрыть ребенку и при помощи слова, и ярких, эмоционально насыщенных представлений. Но этого недостаточно, чтобы желаемое поведение повседневно осуществлялось. Нужны еще и действенные мотивы, реально побуждающие ребенка к соответствующей деятельности, отличающиеся тем, что связаны с близкими ребенку конкретными целями, выступающими в повседневной жизни, и непосредственно побуждающие действовать для их достижения. Успех деятельности, по мнению Т.Е. Конниковой, З.И. Васильевой и др. ученых, требует наличия и тех, и других мотивов, не только сообщающих деятельности определенный личностный смысл, но и действенных, реально побуждающих мотивов. Главное заключается в том, что только в ситуации реальной деятельности может произойти слияние мотива и способа действия, которое характеризует фактическое становление нравственного качества. Значит, надо предоставить школьникам возможность реально действовать. Принципиальное своеобразие нравственного воспитания состоит в том, что его нельзя выделить в специальный процесс подобно обучению. Оно совершается в ходе всей жизни ребенка, в опыте его общения с взрослыми и сверстниками, в опыте отношений, которые реально при этом складываются, и поступков, которые совершаются. Опыт ребенка не бесстрастен, человеческая деятельность всегда направляется той или другой целью, связана с определенным чувством. Одобрение взрослых на поступки ребенка создает у него чувство эмоционального благополучия; осуждение окружающих вызывает неприятные переживание. Мы часто недооцениваем того, что ребенок всегда стремится сознательно или бессознательно к тому, чтобы его положение среди окружающих было благополучным, положительным. Он чувствует себя хорошо только в условиях положительного общения с окружающими [5]. Нравственное воспитание ребенка не исчерпывается организацией повседневной жизни; оно требует и непрестанного расширения и усложнения тех ситуаций, в которых он действует, обогащения его опыта общественных отношений широким обобщенным опытом других людей. Кроме того, общественные и нравственные нормы, которыми ребенок овладевает в практике повседневного поведения, органически вплетены в конкретные жизненные ситуации. В силу этого нравственные нормы и мотивы поведения сразу не выступают для ребенка в их обобщенном значении. Для усвоения системы нравственных норм необходима система воспитания, предъявляющая общие требования, помогающая ребенку обобщать, анализировать свой опыт и овладевать нравственными понятиями. Особенно важно обратить внимание на то, что мотивационная сфера ребенка, область его нравственных чувств, стремлений очень сложна, часто противоречива и очень зависима от конкретной ситуации. Нравственные мотивы могут быть различны по своему содержанию, устойчивости, силе и осознанности. Но в этой изменяющейся системе мотивов выделяются доминирующие – те мотивы, которые непосредственно выражают более сильные, более существенные для личности данного ребенка потребности, стремления, переживания. По мнению Т.Е. Конниковой эти наиболее устойчивые мотивы, которые делают реальное поведение ребенка более постоянным, менее зависимым от ситуативных побуждений, и выражают направленность личности [2]. Главный источник формирования мотивов, а стало быть, и нравственности ребенка — жизненный опыт его взаимоотношений с окружающими, поэтому особенно актуально расширение связей школы с социальными партнерами, с теми, кто заинтересован в воспитании подрастающего поколения, в выстраивании наиболее адекватного пути организации жизненного опыта школьников. В сотрудничестве школы с различными культурно-образовательными учреждениями объективно функционирует именно та система общественных отношений и требований, которая наиболее ярко выражает принятые нами нравственные нормы. К этим нормам мы и стремимся приобщить детей в процессе воспитания. Конечно, эти отношения функционируют лишь при правильно организованном сотрудничестве, взаимовыгодном для взаимодействующих партнеров. К сожалению, в педагогической практике сегодня эти отношения еще мало обозначены, нередко имеют место серьезные ошибки в их организации. Естественно, что в этих случаях между детьми, между детьми и взрослыми не складываются отношения, способствующие достижению ожидаемого воспитательного результата. Однако причины неуспеха часто остаются неясными для учителей. Нам представляется, что изучение опыта прошлого, изучение школьников и особенностей их проявлений, возможностей социального партнерства окажется весьма полезным для уяснения закономерностей развития личности и развития объединений, в которые они входят; для создания и реализации системы воспитательной работы в образовательном учреждении. Литература 1. Васильева З.И. На пути к обновлению теории и методики нравственного воспитания учащихся (60-70-е годы XX века): педагогическое исследование. – СПб.: Химиздат, 2002. 2. Конникова Т.Е. Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема. /Ученые записки, т.341. ЛГПИ имени А.И. Герцена. – Л., 1968. 3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)vesti@bk.ru 4. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики/ Сочинение в 7 томах. Т.5. – М., Изд-во АПН, 1958. 5. Седова Н.В. Педагогическая культура учителя. – СПб.: Химиздат, 2003. 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года /Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 7. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=79
Рекомендовано к публикации: Literature
1.
Vasil'eva Z.I. Na puti k obnovleniyu teorii i metodiki nravstvennogo
vospitaniya uchashchihsya (60-70-e gody XX veka): pedagogicheskoe
issledovanie. – SPb.: Himizdat, 2002.
| |||
| |||
Copyright (C) 2020, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters):
электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006. |