Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2021

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2934

 2021 г., выпуск  № 2 (февраль)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Л.В.Трубицына, А.А.Диденко. Влияние музыкального фона на особенности коммуникации и интеракции в диаде // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. №2 (февраль). ART 2934. URL: http://emissia.org/offline/2021/2934.htm

_________ Шифр научной специальности 19.00.01

Трубицына Людмила Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», г. Москва
trubitsyna.lyudmila2015@yandex.ru

Диденко Анастасия Александровна
специалист по персоналу, федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
loveyou19992014@gmail.com


Влияние музыкального фона на особенности коммуникации и интеракции в диаде

Аннотация
В современном мире музыка превратилась в почти повсеместный музыкальный фон человеческой жизни. Однако его влияние на общение и совместную деятельность людей почти не изучено. В статье представлено исследование влияния музыкального фона на особенности общения в диаде. Показано, что эффективность коммуникации и интеракции в диаде различна при использовании разного музыкального сопровождения.

Ключевые слова
коммуникация, интеракция, музыкальный фон, музыкальное сопровождение, коммуникация в диаде, интеракция в диаде.

_________

Lyudmila V. Trubitsyna
C
andidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Academy of Public Administration (ASOU), Moscow
trubitsyna.lyudmila2015@yandex.ru

Anastasiya A. Didenko
HR Specialist, Federal State Autonomous Institution "National Medical Research Center "Treatment and Rehabilitation Center" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
loveyou19992014@gmail.com


The influence of background music on the communication and interaction in the dyad

Abstract
In the modern world, music has become an almost ubiquitous and permanent musical background of human life. However, its impact on communication and joint activities of people is almost not studied. The article presents a study of the influence of musical background on the features of communication in the dyad. It was found that the effectiveness of communication and interaction in the dyad was different when using different musical accompaniment.

Key words
communication, interaction, musical background, musical accompaniment, communication in dyad, interaction in dyad.

_________

Музыка окружает нас повсюду, и психология не могла обойти вниманием ее роль и место в жизни людей. Можно выделить четыре основных направления психологических исследований музыки, так называемой «музыкальной психологии». Первое направление, которое, собственно, и получило название музыкальной психологии, посвящено музыкальной деятельности [1]. В исследованиях музыкальной деятельности, в свою очередь, можно выделить исследования создания, исполнения и восприятия музыки. В рамках этого направления исследуются основные познавательные процессы в применении к музыке как музыкально-познавательные процессы, лежащие в основе познания музыки [2]. Обычное восприятие музыки может противопоставляться музыкальному восприятию как прочувствованному, осмысленному состоявшемуся восприятию, направленному на осмысление значений, которыми обладает музыка как искусство [3]. Такое музыкальное восприятие имеет сложную многоуровневую структуру [4]. Обширные исследования посвящены музыкальным способностям [5; 6] и их развитию через воспитание [7; 8; 9]. Изучение психологии музыкальной деятельности может быть связано и с изучением музыкальных предпочтений разных групп людей [10; 11].

Второе направление можно назвать «психофизиологией» музыки. Исследования в данном направлении посвящены изучению психофизиологических процессов, протекающих под музыку, особенностям влияния музыки (и шума) на физиологические и психические процессы [12; 13; 14; 15].

Третье направление имеет научно-практический характер и посвящено исследованию и разработке методов использования музыки для осуществления целенаправленного воздействия на людей. Это направление базируется как на данных психофизиологических исследованиях, так и на особенностях восприятия музыки, проводимых в первом направлении, а также учитывает музыкальную моду, смысл и культурное значение музыки и т. п. Отечественные труды в этом направлении велись прежде всего в рамках подхода научной организации труда. Здесь в первую очередь изучались и разрабатывались методы повышения эффективности деятельности человека (производительности труда) [16; 17]. Задачами выступали снижение монотонности трудовой деятельности, повышение ее скорости и эффективности. Были разработаны музыкальные подборки, служащие этим целям, которые широко использовались на предприятиях и давали хорошие результаты. В зарубежной психологии работы в этом направлении были направлены на разработку методов воздействия на потребителей (покупателей) в целях повышения продаж в торговых центрах, эффективности рекламы и т. п. [18; 19; 20]. Активно развиваются исследования лечебного влияния музыки и применение ее в процессе музыкотерапии [21; 22].

Однако в данной работе нас интересует четвертое направление – исследование влияния, которое оказывает на психическую деятельность и функции человека обычный музыкальный фон, не разработанный специально для оказания целенаправленного воздействия на человека. С развитием технических устройств музыка стала звучать везде, музыкальный фон стал «фоном» нашей жизни. Большинство людей в современном мире живут под музыку, даже не задумываясь, какое она оказывает воздействие на человека и его психику.

В работе Команка Д. П. и Трубицыной Л. В. [23] исследовалось влияние музыкального фона на эффективность интеллектуальной деятельности и было обнаружено, что различное музыкальное сопровождение по-разному влияет на эффективность интеллектуальной деятельности.

В данном исследования речь идёт о влиянии музыки (точнее, музыкального фона) на коммуникативные процессы и интеракцию между людьми. Под коммуникативной стороной мы здесь понимаем обмен информацией между коммуникатором и реципиентом, интерактивная сторона общения фиксирует (помимо обмена информацией) организацию совместных действий [24].

Целью нашего исследования стало выявление влияния музыкального сопровождения на особенности коммуникации и интеракции в диаде. Мы выдвинули следующие гипотезы:

  1. Музыкальное сопровождение влияет на особенности коммуникации и интеракции людей в диаде.
     
  2. Эффективность интеракции различна при разном музыкальном сопровождении.
     
  3. Эффективность коммуникации различна при разном музыкальном сопровождении.

Для изучения влияния музыкального фона на особенности коммуникации и интеракции в диаде был разработан эксперимент, основной частью которого стала игра, направленная на выполнение членами диады совместной деятельности. Одному из участников требовалось с закрытыми глазами закрасить на листе как можно больше геометрических фигур (разной величины и формы), а другому - помочь первому это сделать. Деятельность выполнялась под три музыкальных направления - рок, классика, поп, а также без музыкального сопровождения (на каждое направление давалось 10 минут и разные листы с фигурами). Для контроля эффекта порядка использовался метод «контрбалансировки» путем чередования музыкальных воздействий. Каждая группа получала один и тот же набор воздействий, менялась лишь их последовательность. Эффективность интеракции оценивались как количество закрашенных фигур; эффективность коммуникации - как количество реплик, побудительных и констатирующих. В исследовании приняли участие 29 диад (58 человек), из них 21 пары - девушки (42 человек) и 8 пар (юноши) - 16 человек. Средний возраст испытуемых - 21 год.

Для проверки первой и второй гипотез применялся непараметрический ранговый дисперсионный критерий Фридмана для связанных выборок и коэффициент конкордации Кендалла для связанных выборок. По результатам статистического анализа было выявлено, что различные виды музыкального сопровождения по-разному влияют на эффективность интеракции (уровень знач. ≤ 0,005), что подтверждает первую гипотезу исследования. Больше всего было зарисовано фигур под музыку в стиле «поп» (медиана равна 8), на второй позиции - классическое музыкальное сопровождение (7), рок-музыка и отсутствие музыкального сопровождения поделили третье место. При попарном сравнении эффективности интеракции под разные музыкальные направления использовался критерий знаковых рангов Уилкоксона. Значимые различия выявлены между музыкальным сопровождением в стиле «поп» и классикой (знач. ≤ 0,002), рок-музыкой (знач. ≤ 0,001) и отсутствием музыки (знач. ≤ 0,005). Эти различия эффективности интеракции могут быть связаны с личным отношением к стилю музыки или конкретной фоновой музыке, так как в ходе эксперимента и анализа реплик участников высказывались негативные отзывы о таком фоне, звучали такие реплики, как: «Давай быстрее зарисуем, чтобы музыку быстрее переключили», «Поговори со мной, меня раздражает музыка».

В результате статистического анализа эффективности коммуникации с помощью критерия Фридмана и коэффициента конкордации Кендалла для связанных выборок было выявлено, что различные виды музыкального сопровождения также по-разному влияют на нее (знач. ≤ 0,001). Больше всего реплик было произнесено под музыку в стиле «поп» (медиана равна 31), вторую позицию занимает «без музыки» (23), на третьей позиции – классика (20), на последней – рок (18). В результате статистического анализа с помощью критерия Уилкоксона выявлены попарно значимые различия между коммуникацией под музыкальное сопровождение в стиле «поп» и под классику (знач. ≤ 0,000), под рок-музыку (знач. ≤ 0,001) и в отсутствие музыки (знач. ≤ 0,001).

Мы оценивали также количество побудительных и констатирующих реплик [1]. Наибольшее количество побудительных реплик было сказано без музыкального сопровождения (медиана равна 11), на втором месте – рок-музыка (9), на третьем – поп-музыка (7) и на последнем месте классика (5). Возможно, это связано с тем, что участников эксперимента ничего не отвлекало от концентрации непосредственно на выполняемой деятельности и побудительные реплики соответствовали основному занятию испытуемых. Большее количество констатирующих реплик было сказано под поп-музыку (23), далее - без сопровождения (13), под классику (11) и меньше всего под рок-музыку (8). Возможно, уменьшение количества констатирующих реплик связано с более привлекательным для участников фоном, а увеличение разговоров связано с желанием как-то заглушить неприятную музыку.

Таким образом, при выполнении задания под музыку в стиле «поп» у испытуемых была наиболее высокой эффективность интеракции и коммуникации, а в коммуникации преобладали реплики констатирующего характера. При выполнении задания под музыку в стиле «рок» у испытуемых эффективность коммуникации и интеракции была менее высокой и практически не отличалась от выполнения заданий под классику и без музыкального сопровождения, преобладали реплики побудительного характера. При выполнении задания под классику у испытуемых наблюдалась более высокая эффективность интеракции по сравнению с роком и без сопровождения, в коммуникации преобладали констатирующие реплики. При выполнении задания без музыкального сопровождения имели место низкая эффективность интеракции и вторая по количеству реплик эффективность коммуникации, при этом преобладали побудительные реплики (самый высокий показатель среди всех стилей музыки).

Тем самым были подтверждены наши гипотезы о влиянии музыкального фона на коммуникацию и интеракцию в диаде. Интересно, что в исследовании влияния музыкального фона на интеллектуальную деятельность результаты совершенно иные. Там наибольшая эффективность была связана с отсутствием музыки, неплохие результаты давала и деятельность под любимую музыку. Исследования влияния музыкального фона на разные виды деятельности может иметь огромное практическое значение, которое в современной ситуации повсеместного использования гаджетов касается буквально всех областей человеческой жизни. Такие знания могут помогать людям более эффективно подбирать музыкальный фон (или отказываться от него) в соответствии со своими целями и особенностям деятельности.


Литература

  1. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. 352 с.

  2. Бочкарев Л. Л. Проблема музыкального восприятия в истории музыкальной психологии – пути и перспективы развития // Музыкальная психология и психотерапия. 2007, № 2. С.19-25.

  3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. Москва: Музыка, 1972. 383 с.

  4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: Магистр, 2013. 315 с.

  5. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.:Таланты-ХХI век, 2004. 496 с.

  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. 335 с.

  7. Белобородова В. К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников / В.К. Белобородова // Музыкальное восприятие школьников: сб. статей / под ред. М.А. Румер. М.: Просвещение, 2005. С. 36-88.

  8. Вендрова Т. Е, Пигарева И. В. Воспитание музыкой. М: Просвещение, 1991. 194 с.

  9. Шаховской А.П. Музыкальный опыт как фактор музыкально-эстетического воспитания // Мир музыки и дети: сб. тезисов. Омск, 2009. С. 11-12.

  10. Адорно Т. В. Избранное : Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 445 с.

  11. Жижина М. В. Изучение музыкальных предпочтений студенческой аудитории // Материалы четырнадцатых Страховских чтений: труды психол. лаборатории: сб. науч. трудов. Саратов: Научная книга, 2015. Т. 2. С. 294-300.

  12. Богатырева Ж. В., Шутилова М. Ф. Влияние музыки на человека // Современные наукоемкие технологии. 2013, № 7-2. С. 181-183.

  13. Мельгуй Н. В., Колосова О. Н. Влияние музыки на когнитивную деятельность в зависимости от индивидуально-личностных особенностей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017, № 7-2. С. 227-231. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11726 [Дата обращения 01.02.2021]

  14. Рыжов Ю. Н. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека // Психотехнологии в социальной работе. Ярославль: ЯрГУ, 2005. Вып. 10. С. 203 – 208.

  15. Серебрякова Е. А. Влияние музыки на психофизическое состояние человека // Вестник БГУ. 2014, №1.

  16. Гольдварг И. А. Музыка на производстве. Пермь: Кн. изд-во, 1971. 110 с.

  17. Савенко А. А. Функциональная музыка как средство эффективизации трудовой деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2015, №1, ч.2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9228 [Дата обращения 01.02.2021]

  18. Керзина Е. А., Покатилова Е. Н. Воздействие музыки на поведение потребителей // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017, №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-muzyki-na-povedenie-potrebiteley [Дата обращения 01.02.2021]

  19. Alpert, J. I. and Alpert, M. I. Background Music as an Influence in Consumer Mood and Advertising Responses // Advances in Consumer Research. 1989, v. 16. P. 485-491.

  20. Craton, L.G., Lantos, G.P. Attitude toward the advertising music: An overlooked potential pitfall in commercials // Journal of Consumer Marketing, 28(6). P. 396-411. DOI: 10.1108/07363761111165912

  21. Оленская Т. Л., Марченко А. А., Шебеко Л. Л., Врагов А. В., Марченко Е. А. История и современные тенденции музыкотерапии // Здоровье для всех. 2015, №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-tendentsii-muzykoterapii [Дата обращения 01.02.2021]

  22. Шушарджан С.В. Музыкотерапия. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Издательство «Антидор», 1998. 363 с.

  23. Трубицына Л. В., Команок Д. П. Влияние музыкального сопровождения на выполнение интеллектуальных задач // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017, № 4. С. 297-301.

  24. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2003. 364 с.

Рекомендовано к публикации:
И.А.Баева, доктор психологических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Bochkarev L. L. Psikhologiya muzykal'noi deyatel'nosti. M.: Izdatel'stvo «Institut psikhologii RAN», 1997 g. 352 s.

  2. Bochkarev L. L. Problema muzykal'nogo vospriyatiya v istorii muzykal'noi psikhologii – puti i perspektivy razvitiya // Muzykal'naya psikhologiya i psikhoterapiya. 2007, № 2. S.19-25.

  3. Nazaikinskii E. V. O psikhologii muzykal'nogo vospriyatiya. Moskva: Muzyka, 1972. 383 s.

  4. Gotsdiner A. L. Muzykal'naya psikhologiya. M.: Magistr, 2013. 315 s.

  5. Kirnarskaya D. K. Psikhologiya spetsial'nykh sposobnostei. Muzykal'nye sposobnosti. M.:Talanty-XXI vek, 2004. 496 s.

  6. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei. M.; L.: APN RSFSR, 1947. 335 s.

  7. Beloborodova V. K. O nekotorykh osobennostyakh muzykal'nogo vospriyatiya mladshikh shkol'nikov / V.K. Beloborodova // Muzykal'noe vospriyatie shkol'nikov: sb. statei / pod red. M.A. Rumer. M.: Prosveshchenie, 2005. S. 36-88.

  8. Vendrova T. E, Pigareva I. V. Vospitanie muzykoi. M: Prosveshchenie, 1991. 194 s.

  9. Shakhovskoi A.P. Muzykal'nyi opyt kak faktor muzykal'no-esteticheskogo vospitaniya // Mir muzyki i deti: sb. tezisov. Omsk, 2009. S. 11-12.

  10. Adorno T. V. Izbrannoe : Sotsiologiya muzyki. M.; SPb.: Universitetskaya kniga, 1999. 445 s.

  11. Zhizhina M. V. Izuchenie muzykal'nykh predpochtenii studencheskoi auditorii // Materialy chetyrnadtsatykh Strakhovskikh chtenii: trudy psikhol. laboratorii: sb. nauch. trudov. Saratov: Nauchnaya kniga, 2015. T. 2. S. 294-300.

  12. Bogatyreva Zh. V., Shutilova M. F. Vliyanie muzyki na cheloveka // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2013, № 7-2. S. 181-183.

  13. Mel'gui N. V., Kolosova O. N. Vliyanie muzyki na kognitivnuyu deyatel'nost' v zavisimosti ot individual'no-lichnostnykh osobennostei // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. 2017, № 7-2. S. 227-231. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11726 [Data obrashcheniya 01.02.2021]

  14. Ryzhov Yu. N. Vliyanie tempo-ritmicheskoi struktury muzyki na psikhofiziologicheskoe sostoyanie cheloveka // Psikhotekhnologii v sotsial'noi rabote. Yaroslavl': YarGU, 2005. Vyp. 10. S. 203 – 208.

  15. Serebryakova E. A. Vliyanie muzyki na psikhofizicheskoe sostoyanie cheloveka // Vestnik BGU. 2014, №1.

  16. Gol'dvarg I. A. Muzyka na proizvodstve. Perm': Kn. izd-vo, 1971. 110 s.

  17. Savenko A. A. Funktsional'naya muzyka kak sredstvo effektivizatsii trudovoi deyatel'nosti // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015, №1, ch.2 [Elektronnyi resurs]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9228 [Data obrashcheniya 01.02.2021]

  18. Kerzina E. A., Pokatilova E. N. Vozdeistvie muzyki na povedenie potrebitelei // Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2017, №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-muzyki-na-povedenie-potrebiteley [Data obrashcheniya 01.02.2021]

  19. Alpert, J. I. and Alpert, M. I. Background Music as an Influence in Consumer Mood and Advertising Responses // Advances in Consumer Research. 1989, v. 16. P. 485-491.

  20. Craton, L.G., Lantos, G.P. Attitude toward the advertising music: An overlooked potential pitfall in commercials // Journal of Consumer Marketing, 28(6). P. 396-411. DOI: 10.1108/07363761111165912

  21. Olenskaya T. L., Marchenko A. A., Shebeko L. L., Vragov A. V., Marchenko E. A. Istoriya i sovremennye tendentsii muzykoterapii // Zdorov'e dlya vsekh. 2015, №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-tendentsii-muzykoterapii [Data obrashcheniya 01.02.2021]

  22. Shushardzhan S.V. Muzykoterapiya. Muzykoterapiya i rezervy chelovecheskogo organizma. M.: Izdatel'stvo «Antidor», 1998. 363 s.

  23. Trubitsyna L. V., Komanok D. P. Vliyanie muzykal'nogo soprovozhdeniya na vypolnenie intellektual'nykh zadach // Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsii. 2017, № 4. S. 297-301.

  24. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya. 5-e izd. M.: Aspekt Press, 2003. 364 s.
     


Copyright (C) 2021, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100