Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2021

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2940

 2021 г., выпуск  № 3 (март)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
В.А.Наумова, А.А.Кулик. Диалог поколений: возможности культурной адаптации к возрасту // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. №3 (март). ART 2940. URL: http://emissia.org/offline/2021/2940.htm

_________ Шифр научной специальности 19.00.13

Наумова Валентина Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

naumovavalentina2011@mail.ru 

Кулик Анастасия Андреевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

anastasija81@ yandex. ru  

Диалог поколений: возможности культурной адаптации к возрасту

Аннотация
Приводятся результаты изучения отношения  детей младшего школьного возраста
к стареющему человеку в сопоставлении с ожиданиями представителей старшего поколения. Показано, что, несмотря на значимый выбор детского отношения как снисходительного сострадания, в диапазоне согласия ожидаемого отношения были отмечены ответы школьников, демонстрирующие понимание, сострадание и благодарность своим предкам. По мнению авторов, осознание уникальности опыта отношений поколенных групп, как ценного и обязательного, может являться ключом партнёрского диалога поколений как основы культурной адаптации к возрасту.

Ключевые слова: взаимопонимание поколений, младший школьный возраст, старшее поколение, отношение к старости, жалеть, понимать, культурная адаптация к возрасту.

_________

Valentina A. Naumova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical and Practical Psychology, Kamchatka State Universitynamed after V. Bering, Petropavlovsk-Kamchatsky

naumovavalentina2011@mail.ru 

Anastasia A. Kulik
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical and Practical Psychology, Kamchatka State Universitynamed after V. Bering, Petropavlovsk-Kamchatsky

anastasija81@ yandex. ru  

Dialogue of generations: opportunities for cultural adaptation to old age

Abstract
The article reflects the results of studying the attitude to an aging person from the point of view of primary school children and the expectations of the older generation. It was shown that despite the presented significant choice of children's attitude as condescending compassion, in the range of consent of the expected attitude, the responses of schoolchildren demonstrating understanding, compassion and gratitude to their ancestors were noted. According to the authors, awareness of the uniqueness of the experience of relations between generational groups, as valuable and mandatory, can be the key to the partnership dialogue of generations as the basis for cultural adaptation to age.

Keywords: mutual understanding of generations, primary school children, old generation, attitude to elderly, pity, understanding,  cultural adaptation to age.

_________

Актуальность проблемы исследования обусловлена увеличением продолжительности жизни и  изменением в этой связи  соотношения возрастных групп в современном обществе. Взаимодействие  поколений крайне важно, поскольку оно обеспечивает как сохранение определенных традиций, так  и динамику социальной общности. Между тем,  процессы социо-экономической трансформации общества (цифровизация, etc.) не способствуют сохранению традиционных способов коммуникации между поколениями [1,2]. С другой стороны,  «открытие» геронтогенеза репрезентирует концепцию «успешной старости»: с увеличением возраста субъективное благополучие может быть сохранено или даже улучшено [3].

Современные цифровые технологии коммуникации способны выполнять функцию агента социализации ребёнка, начиная конкурировать с институтами социализации [4,5]. Образы старения и старости, закладывающие основы собственных способов старения и вероятного диалога поколений, основаны на раннем личном опыте взаимодействия со стариками [6,7,8]. Межпоколенное взаимодействие играет важную роль  в обеспечении психологического благополучия как пожилых людей, так и подрастающего поколения [9]. Перечисленное выше придает значимость  изучению актуального состояния межпоколенных отношений.

Цель настоящего исследования состояла в изучении актуального отношения детей младшего школьного возраста к стареющему человеку, и сопоставления этого отношения с ожиданиями старшего поколения в плане отношения к ним со стороны детей. Мы предположили, что, несмотря на стремительные современные изменения социокультурного контекста жизнедеятельности разных поколений, сохраняются эталоны совпадающего поведения предков, которые оцениваются потомками как наиболее ценный и обязательный опыт.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап проводился в рамках подготовки к «Международному дню пожилого человека».  Был использован метод интервью в фокус-группах по 10 12 участников. В роли модераторов выступили студенты выпускных курсов психолого-педагогического факультета Камчатского государственного университета им. В. Беринга (n=26, от 21 до 24 лет). Интервьюируемым (122 младших школьников в возрасте от 8,2 до 9,6 лет (52,4% девочек и 47,6% мальчиков) и 40 участников геронтологической арт-группы в возрасте от 57 до 80 лет (70,0% женщины и 30,0% мужчины)) задавались вопросы: «Как, по вашему мнению, важно/необходимо/следует/принято относиться к пожилому и старому человеку?». Предлагалось перечислить возможные варианты. В последующей групповой дискуссии обсуждались уточняющие вопросы (например, «Почему они так считают?», «Как они могут объяснить/описать озвученное отношение» и др.).

Второй этап заключался в реализации независимыми экспертами качественного анализа полученных ответов с использованием элементов контент-анализа, с целью определения и выделения релевантного перечня категорий отношения. Роль экспертов выполняли студенты психолого-педагогического факультета КамГУ им. В.Беринга, получающие второе высшее (психологическое) образование (n = 25, от 18 до 47 лет).

На третьем этапе респондентам старшего поколения (n=26, от 65 до 72 лет) было предложено выразить своё (не)согласие с детскими суждениями доминантных отношений к старикам. Ответы оценивались по шкале Лайкерта в диапазоне от –3 до +3, где 3 балла – полностью согласен, 2 – скорее согласен, 1 – частично согласен, 0 – трудно сказать, согласен или не согласен, –1 частично не согласен, –2 скорее не согласен, – 3 – совершенно не согласен.

Экспертами, на основе семантического сходства, из общего количества ответов (162 младшими школьниками и 128 респондентами старшего поколения) были выделены категории отношения к пожилому и старому человеку (рис.1.)

Рис.1. Сопоставление частоты выбора категорий «отношения» в группе младших школьников и респондентов старшего возраста

Сравнительный анализ уровня выраженности категорий фиксирует групповую специфику: респонденты младшего школьного возраста значимо чаще озвучивали своё отношение к старшему поколению в последовательности «жалеть – уважать», а в старшей возрастной когорте – «понимать – уважать».

Следующим шагом был реализован качественный анализ доминантных категорий отношений: в группе младших школьников – категории «жалеть», а в выборке старшего поколения – категорий «понимать» – «уважать» на основе уточняющих суждений.

Обратимся к конкретным примерам ответов и результату их анализа в группе младших школьников. Первый компонент с наибольшей частотой выбора (38,8 %) может быть назван «физиологические утраты», так как отражает описательную картину внешних проявлений низкой физической (телесной) компетентности и деструкции(«плохое сердцебиение»; «не очень быстрые, ловкие и сильные»; «все забывают») а также незащищенности и неприспособленности к жизни в старости.

Второй компонент – «так принято» (12,5%) включает ответы, демонстрирующие приверженность учеников формально следовать принятым в обществе представлениям о стереотипах старости и нормах поведения с стареющим человеком («стариков надо жалеть»;«надо быть элементарно вежливым»;«старших обижать нельзя, такое правило вежливости»).

В компонент «наш долг» (11,6%) по мнению экспертов, включены ответы объясняющие детскую позицию, как осознанное, добровольное, внутренне принимаемое обязательство помощи, защиты стареющего человека («они защитили нашу страну»; «они прожили жизнь, и может кто-то воевал, и мы должны платить добром за добро, нам надо им помочь»; «просто мы младше их, мы так должны делать»).

Компонент «сопереживание» (11,2%) демонстрирует способность ребёнка младшего школьного возраста понять и переживать эмоциональные состояния, которые испытывает человек старшего поколения(«они слабеют и им ЭТО жалко»; «их обижают взрослые»; «папа ругает часто бабушку, потому что она замучила его умными советами. Она потом долго плачет тихо-тихо, но я всегда слышу… и тогда я плачу…, очень жалко бабулю»

Компонент «финансовая нестабильность» (8,9 %)объединяет утверждения отражающие идеи детей о значимости и важности материального благополучия и рисках жизни в старости в случаях неблагополучия(«им мало платят денег, им их не хватает на прокормление»; «их могут обмануть, отобрать квартиру или выгнать из дома»).

Другой компонент «конечность жизни» (8,0%) отразил размышления, переживания и скорее сожаления учеников по поводу скорого наступления неминуемой безвозвратности жизненного пути («вдруг ему может стать насовсем плохо»; «у них почти не остаётся сил и им осталось чуть-чуть до смерти»; «у них может остановиться сердце и тогда всё, больше жизни нет у них»).

Следующий компонент «благодарность»(6,3%) репрезентирует картину детского чувства признательности старшему поколению за опыт долгой жизни («чтобы жили дольше и радовали нас»; «всегда могут дать полезный совет»; «они знают гораздо больше чем мы»).

И наконец, компонент «моделирование своей старости» (2,7%) объединил утверждения, отражающие детские представления о жизни в старости («а если я попаду в такую ситуацию»; «если мы будем обижать стариков, то к нам в старости будут относиться также плохо»; «Я не боюсь быть такой… старой. Я буду хорошо учиться, потом буду врачом, искать крем и уколы для стариков, чтобы они могли долго выполнять разные свои дела сами и радовались себе»;«мы ведь тоже растём и наше тело с нами, поэтому и я, когда то буду старенькой…, не хочу чтобы меня обижали»).

Итак, результат контент-анализа описаний детского отношения к стареющему человеку демонстрирует его многозначность и многокомпонентность.

Теперь обратимся к ответам объясняющих смысловое содержание двух значимо доминантных категорий ожидаемого старшим поколением отношения к ним детей с близким весом «понимать»(28,9%) и «уважать» (27,3%). Результат контент-анализа уточняющих суждений в обозначенных категориях фиксирует их тождественность, что авторам позволило объединить их в общую категорию «понимать – уважать», которая представляет отражение отношения в целом как:

                 39,3% – потребность в признании опыта, заслуг и достоинств («…важно, чтобы мной гордились внуки»; «меня хвалили внуки и их друзья»;«получать комплемент от молодёжи»).

                 36,3% – поиска компромисса («…отмечали для меня возможности современности, знакомство с которыми, позволило бы мне быть в ногу со временем»; «..ну а если уж они сами со мной обсуждают подробности своей жизни, я счастлива, …и это спасает меня от ДЕпрессии, ДЕменции и много каких ДЕ… стариков, про которые столько учёные пишут и говорят»).

                 24,4% – способности сопереживания и понимания эмоционального состояния стариков («чаще интересовались моими переживаниями»; «позволять любоваться ими, верить мне, что я не враг их счастья и всей жизни»; «чтобы внучка не стеснялась меня и приглашала в свою компанию»).

Следующая исследовательская задача состояла в анализе степени (не)согласия респондентами старшего поколения с утверждениями, входящими в компоненты детской категории отношений «жалеть» (Рис.2.).

Рис.2. Соотношение степени (не)согласия респондентами старшего поколения с компонентами детской категории «жалеть»

Респонденты старшего поколения выразили своё несогласие с детским выбором компонентов «физиологические утраты» и «так принято» (вероятно, не соглашаясь тем самым со  стереотипно-традиционным отношением к старости со снисходительным состраданием). Наибольшее согласие старшие участники отдали  способности ребёнка понимать состояние  стареющего человека («сопереживание»), готовности выражать чувство признательности («благодарность»).

Выводы.

1.                Респонденты младшего школьного возраста актуальное отношение к стареющему человеку представляют через многокомпонентную категорию «жалеть», где доминантный вес выбора объясняется принятым в обществе представлениями о правильных нормах поведения со стариками. В целом детская выборка демонстрирует отношение к старикам скорее, как картину снисходительного сострадания.

2.                Потребность в признании опыта, поиска компромисса, способность сопереживания и понимания эмоционального состояния стариков включены респондентами старшего поколения в приоритетность описания своего ожидаемого отношения через доминантные категории «понимать-уважать».

3.                Детская выборка также представила (с невысокой частотой выбора) примеры своей способности понимать состояние  стареющего человека, готовности выражать ему чувство признательности и уважительного отношения. Данный выбор младших школьников входит в диапазон согласия ожидаемого старшим поколением отношения.

4.                Осознание важности и уважения различия потребностей в каждом жизненном периоде, уникальности опыта отношений поколенных групп, как ценного и обязательного, может являться ключом партнёрского диалога поколений как основы культурной адаптации к возрасту.

 

Литература

1.                Старчикова М.В. Адаптивные стратегии лиц пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2 (2). С. 127 – 130.

2.                Тайкова Л.В., Тайков С.М. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 88. C. 92 – 95. 

3.                Глозман Ж.М., Наумова В.А. Проблема творчества в контексте культурной адаптации к возрасту / Психология личности: культурно-исторический подход // Материалы XX Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 18 – 20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. – Т. 1. – М.: Левъ, 2019. – С.37 – 44 .

4.                Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5 – 10. doi: 10.17759/jmfp.2016050201

5.                Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т.9. № 3. С. 71 – 80. doi:10.17759/sps.2018090308

6.                Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Несемейные межпоколенные отношения: проблемы и перспективы //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2019. № 9(3), С. 243 – 253.  ttps://doi.org/10.21638/spbu16.2019.302

7.                Flamion A., Missotten P., Jennotte L., Hody N., & Adam S. (2020) Old Age-Related Stereotypes of Preschool Children. Front. Psychol. 11:807. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00807

8.                Vauclair C.M., Rodrigues R.В., Marques S., Esteves C.S., Cunha F., & Gerardo F. (2018). Doddering but deareven in the eyes of young children? Age stereotyping and prejudice in childhood and adolescence. Int. J. Psychol. 53, 63 – 70. doi: 10.1002/ijop.12430

9.           Наумова В.А. Диалог поколений: культурно-исторический подход / Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17-19 ноября, 2020 г.) / сост. Т.Э. Сизикова, Н.Н. Попова, О.А. Дураченко. Новос.: Из-во НГПУ, 2020. – С. 45 – 57.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

 

Literature

1.                Starchikova М.V. Adaptivnie strategii lits pozhilogo i starcheskogo vozrasta v kontekste mezhpokolennogo vzaimodeistviya // Izvestiya Аltaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. №2 (2). С. 127 – 130.

2.                Tajkova L.V., Tajkov S.M. Problema mezhpokolennyh otnoshenij v sovremennom obshchestve i sem'e // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta.  2015. № 88.C. 92 – 95. 

3.                Glozman Zh.M., Naumova V.A. Problema tvorchestva v kontekste kul'turnoj adaptacii k vozrastu /Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskij podhod // Materialy XX Mezhdunarodnyh chtenij pamyati L.S. Vygotskogo. Moskva, 18 – 20 noyabrya 2019 g. / Pod red. G.G. Kravcova: V 2 t. – T. 1. – M.: Lev", 2019. – С.37 – 44 .

4.                Polivanova K.N. Detstvo v menyayushchemsya mire // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2016. –T. 5. – № 2. – S. 5 – 10.

doi: 10.17759/jmfp.2016050201

5.                Soldatova G.U. Cifrovaya socializaciya v kul'turno-istoricheskoj paradigme: izmenyayushchijsya rebenok v izmenyayushchemsya mire // Social'naya psihologiya i obshchestvo. 2018. Т.9. № 3. С. 71 – 80. doi:10.17759/sps.2018090308

6.                Strizhickaya O.Yu., Petrash M.D. Nesemejnye mezhpokolennye otnosheniya: problemy i perspektivy //Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya, 2019. № 9(3), С. 243 – 253.  doi.org/10.21638/spbu16.2019.302

7.                Flamion A., Missotten P., Jennotte L., Hody N., & Adam S. (2020) Old Age-Related Stereotypes of Preschool Children. Front. Psychol. 11:807. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00807

8.                Vauclair C.M., Rodrigues R.В., Marques S., Esteves C.S., Cunha F., & Gerardo F. (2018). Doddering but deareven in the eyes of young children? Age stereotyping and prejudice in childhood and adolescence. Int. J. Psychol. 53, 63 – 70. doi: 10.1002/ijop.12430

9.                Naumova V.A. Dialog pokolenij: kul'turno-istoricheskij podhod / Aktual'nye problemy kul'turno-istoricheskoj psihologii: materialy Pervogo mezhdunarodnogo simpoziuma po kul'turno-istoricheskoj psihologii (Novosibirsk, 17 – 19 noyabrya, 2020 g.) / sost. T.E. Sizikova, N.N. Popova, O.A. Durachenko. Novos.: Iz-vo NGPU, 2020. – С. 45 – 57.

 


Copyright (C) 2021, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100