Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2021

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2996

 2021 г., выпуск  № 10 (октябрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Н.С.Флотский. Развитие временной перспективы подростков-саамов, проживающих на Арктических территориях России // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. №10 (октябрь). ART 2996. URL: http://emissia.org/offline/2021/2996.htm

_________ Шифр научной специальности 19.00.13

Флотский Николай Сергеевич
преподаватель кафедры иностранных языков и русского языка как иностранного, Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
nikolay.flotskiy@gmail.com


Развитие временной перспективы подростков – саамов, проживающих на Арктических территориях России

Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования развития временной перспективы у подростков – саамов, проживающих на Арктических территориях России, при переходе от 12-13 лет к 14-15 годам. Установлено, что существенных изменений временной перспективы внутри исследуемого периода не происходит. При этом выделены тенденции в изменении временной перспективы: подростки-саамы в процессе взросления начинают больше ориентироваться на будущее и несколько переоценивают собственное прошлое.

Ключевые слова: временная перспектива, компоненты временной перспективы, подростки, саамы.

----------------

Nikolay S. Flotskiy
Lecturer at the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language, Northern State Medical University, Arkhangelsk
nikolay.flotskiy@gmail.com


Development of the time perspective of adolescents - Sami living in the Arctic territories of Russia

Abstract
The article presents the results of an empirical study of the development of time perspective of adolescents - Sami living in the Arctic territories of Russia, during the transition from 12-13 years old to 14-15 years old. It was found that there are no significant changes in the time perspective within the study period. At the same time, tendencies in changing the time perspective are highlighted: adolescents-Sami in the process of growing up begin to orient themselves more towards the future and somewhat overestimate their own past.

Key words: time perspective, time perspective components, adolescents, Sami.

----------------

Становление личности напрямую связано с осознанием времени своего существования. Для того чтобы человек смог ориентироваться в окружающем мире и успешно действовать в нём, он должен усвоить не только стандарты общества, но и стандарты времени [1]. Точку отсчета, c помощью которой индивид воспринимает свой жизненный путь, делит жизнь на отрезки, выстраивает ожидания, цели, свою жизнь и в целом свою идентичность, рассматривают как временную перспективу [2]. Понятие временной перспективы по-разному определяется исследователями. Л.К. Франк рассматривал временную перспективу как жизненное пространство личности, включающее в себя прошлое, настоящее и будущее [3] К. Левин характеризует временную перспективу как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время на реальном и различных ирреальных уровнях» [4, c. 139]. О.Г. Квасова определяет временную перспективу как единство прошлого, настоящего и будущего в истории жизни личности по конструированию опыта, идентичности человека в многообразном мире [5]. Т.В. Кошельская временную перспективу характеризует как способ, которым человек проживает, осмысляет, структурирует время своей жизни [6]. В нашем исследовании временная перспектива рассматривается как динамическое базовое свойство личности, отражающее существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого [7].

Особое значение изучение временной перспективы приобретает в подростковом возрасте, когда представление о своем будущем, осознание прошлого, конструирование жизненного пути является основой личностного самоопределения, влияет на последующие жизненные и профессиональные выборы человека [4, 8, 9, 10 и др.]. Развитие временной перспективы культурно обусловлено и может отличаться у представителей разных этнических групп [3, 11 и др.]. Особый интерес, на наш взгляд, представляет изучение временной перспективы у подростков – представителей коренных малочисленных народов, проживающих на Арктических территориях России. При этом следует отметить немногочисленность исследований временной перспективы подростков различных этнических групп, и в частности, национальности саамы. В нашем исследовании предполагается, что временная перспектива у подростков саамов динамично развивается и имеет определенную специфику.

С целью изучения особенностей временной перспективы мальчиков – саамов и девочек – саами, проживающих на Арктических территориях России, нами было проведено эмпирическое исследование, в рамках которого была организована экспедиция в поселок Ловозеро Мурманской области Российской Федерации, на территории которого локализовано проживают представители народа саамов. В исследовании приняли участие 39 респондентов в возрасте 12-13 лет (из них 18 мальчиков и 21 девочка) и 40 респондентов в возрасте 14-15 лет (из них 23 мальчика и 17 девочек). Все участвующие в исследовании подростки относили себя к национальности саами. Для выявления динамики временной перспективы подростков – саамов обратились к «Опроснику временной перспективы» Ф. Зимбардо, адаптированному на русский язык А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой и О.В. Митиной [12]. Данная методика позволяет определить отношение респондента к разным компонентам временного континуума: негативное отношение к прошлому, позитивное отношение к прошлому, ориентация на будущее, фаталистическое отношение к настоящему и гедонистическое отношение к настоящему. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с применением методов описательной статистики. Оценка достоверности различий при сравнении отдельных групп участников исследования осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Анализ результатов исследования временной перспективы у подростков-саамов позволил установить, что у мальчиков 12-13 лет наиболее выражены показатели гедонистического настоящего (М=3,63±0,12) и позитивного восприятия прошлого (М=3,50±0,14). Несколько менее выражены у них показатели негативного восприятия прошлого (М=3,38±0,18). Наименее выражены у мальчиков-саамов 12-13 лет показатели фаталистического восприятия настоящего (М=2,99±0,17) и показатели степени ориентации на будущее (М=3,07±0,12) (рис.1).

Рис. 1. Динамика компонентов временной перспективы у мальчиков – саамов при переходе от 12-13 лет к 14-15 годам

Такие результаты свидетельствуют о позитивном восприятии мальчиками-саамами 12-13 лет своего прошлого, выраженной ориентации на получение удовольствий в настоящем, а также меньшей ориентации на будущее и его предопределенность. При переходе к 14-15 годам выраженность большинства компонентов временной перспективы у мальчиков национальности саамы существенно не изменяется. Несколько менее выраженным становится показатель негативного прошлого (М=3,23±0,10). Показатели гедонистического настоящего (М=3,69±0,08) и отношения к будущему (М=3,23±0,09) несколько возрастают, а показатели позитивного прошлого (М=3,51±0,09) и фаталистического настоящего (М=3,01±0,12) практически не меняются. Такие результаты свидетельствуют о постепенном возрастании у мальчиков-саамов ориентации на будущее при снижении негативного отношения к прошлому.

Анализ временной перспективы у девочек национальности саамы показал, что у девочек-саами 12-13 лет наиболее выражены показатели гедонистического настоящего (М=3,86±0,06). Несколько менее выражены у них показатели негативного (М=3,61±0,13) и позитивного (М=3,54±0,13) восприятия прошлого. Наименее выражены у девочек-саами 12-13 лет показатели степени ориентации на будущее (М=3,20±0,12) и показатели фаталистического восприятия настоящего (М=3,13±0,14) (рис. 2).

Рис. 2. Динамика компонентов временной перспективы у девочек – саами при переходе от 12-13 лет к 14-15 годам

Такие результаты свидетельствуют о преобладании у девочек 12-13 лет национальности саамы ориентации на получение удовольствия в настоящем, меньшей ориентации на будущее и его предопределенность. Такие же тенденции прослеживались и в отношении к будущему у мальчиков-саамов. При переходе к 14-15 годам существенных изменений в развитии временной перспективы у девочек национальности саамы не происходит. Несколько более выраженными становятся показатели позитивного прошлого (М=3,74±0,13) и ориентация на будущее (М=3,50±0,13). Менее выраженным у девочек-саами становится показатель фаталистического восприятия настоящего (М=2,82±0,15), а показатели гедонистического настоящего (М=3,86±0,07) и негативного прошлого (М=3,63±0,14) практически не меняются. Стоит отметить сходство девочек-саами с мальчиками-саамами по увеличению показателя отношения к будущему при переходе от 12-13 лет к 14-15 годам. Однако, если у мальчиков-саамов это сопровождается снижением негативности в отношении к прошлому, то у девочек-саами в процессе взросления наблюдается снижение показателя фаталистического настоящего и увеличение показателя позитивного прошлого. Такие результаты, на наш взгляд, могут быть связаны с постепенным возрастанием важности будущего для подростков-саамов, которое сопровождается переоценкой собственного прошлого, что у девочек также сопряжено с осознанием меньшей предопределенности судьбы.

Таким образом, анализ динамики временной перспективы у подростков национальности саамы показал, что при переходе от 12-13 лет к 14-15 годам существенных изменений не происходит. Такая относительная стабильность свидетельствует, на наш взгляд, о постепенности и длительности происходящих в этой сфере изменений. Тем не менее, можно выделить и некоторые тенденции в изменении временной перспективы. Подростки-саамы в процессе взросления начинают больше ориентироваться на будущее и несколько переоценивают собственное прошлое. Мальчики-саамы достигают этого за счет снижения негативных оценок своих воспоминаний, а девочки-саами – за счет большего принятия своего прошлого и осознания меньшей предопределенности настоящего и будущего. Полученные результаты исследования временной перспективы подростков национальности саамы позволяют проектировать социально-образовательную среду полиэтнического пространства школ, находящихся в регионах, где проживают представители разных этносов, с учетом особенностей их личностного развития.


Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов [сост.]: Питер, 2009. - 460 с.

  2. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. - 352 с.

  3. Frank, L.K. (1939). Time perspectives // Journal of Social Philosophy. - № 4. – P. 293-312.

  4. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 131 – 145.

  5. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации (обзор исследований) // Вестник Московского университета. Серия «Психология», 2011. - № 4. – С.109-117.

  6. Кошельская Т.В. Содержание понятия «временная перспектива личности» // Международный научный журнал Инновационная наука, 2016. - № 1-2 (13). - С.256 – 258.

  7. Справочник школьного психолога: [о теориях психологии, обучения, воспитания, о развитии, нарушениях и патологиях, синдромах и симптомах, диагностике, коррекции и консультировании, как помочь школьникам и их родителям] / С. Н. Костромина. - Москва: Астрель, 2012. - 512 с.

  8. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование, 2007. - Том 12. - № 3. - С. 5–15.

  9. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб. Речь, 2003, - 352 с.

  10. Кожурова О.А. Особенности переживания времени подростками // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», 2010. № 1 (7). - С. 31–38.

  11. Сырцова А., Митина О.В., Зимбардо Ф. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI // Культурно-историческая психология, 2007. - Том. 3, № 4. - С. 19–31.

  12. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал, 2008. - Том 29. - №3. - С.101-109.

Рекомендовано к публикации:
Л.А.Регуш, доктор психологических наук, научный руководитель работы;
И.А.Баева, доктор психологических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Andreeva G.M. Social'naya identichnost': vremennye i sredovye komponenty // Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov / L.V. Kulikov [sost.]: Piter, 2009. - 460 s.

  2. Zimbardo F., Bojd Dzh. Paradoks vremeni. Novaya psihologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn'. SPb.: Rech', 2010. - 352 s.

  3. Frank, L.K. (1939). Time perspectives // Journal of Social Philosophy. - № 4. – P. 293-312.

  4. Levin K. Opredelenie ponyatiya «pole v dannyj moment» / K. Levin // Hrestomatiya po istorii psihologii. – M.: Izd-vo MGU, 1980. – S. 131 – 145.

  5. Kvasova O.G. Transformaciya vremennoj perspektivy lichnosti v ekstremal'noj situacii (obzor issledovanij) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya «Psihologiya», 2011. - № 4. – S.109-117.

  6. Koshel'skaya T.V. Soderzhanie ponyatiya «vremennaya perspektiva lichnosti» // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal Innovacionnaya nauka, 2016. - № 1-2 (13). - S.256 – 258.

  7. Spravochnik shkol'nogo psihologa: [o teoriyah psihologii, obucheniya, vospitaniya, o razvitii, narusheniyah i patologiyah, sindromah i simptomah, diagnostike, korrekcii i konsul'tirovanii, kak pomoch' shkol'nikam i ih roditelyam] / S. N. Kostromina. - Moskva: Astrel', 2012. - 512 s.

  8. Kuznecova O.V. Rol' vremennoj perspektivy v lichnostnom i professional'nom samoopredelenii podrostkov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2007. - Tom 12. - № 3. - S. 5–15.

  9. Regush L.A. Psihologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego. – SPb. Rech', 2003, - 352 s.

  10. Kozhurova O.A. Osobennosti perezhivaniya vremeni podrostkami // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya», 2010. № 1 (7). - S. 31–38.

  11. Syrcova A., Mitina O.V., Zimbardo F. Fenomen vremennoj perspektivy v raznyh kul'turah (po materialam issledovanij s pomoshch'yu metodiki ZTPI // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya, 2007. - Tom. 3, № 4. - S. 19–31.

  12. Syrcova A., Sokolova E.T., Mitina O.V. Adaptaciya oprosnika vremennoj perspektivy lichnosti F. Zimbardo // Psihologicheskij zhurnal, 2008. - Tom 29. - №3. - S.101-109.
     


Copyright (C) 2021, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100