| ||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | ||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | ||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
_________ Шифр научной специальности 13.00.01 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований в рамках научного проекта № 20-013-00301 «Феномен визуализации учебной информации в современном образовании» Аранова Светлана Владимировна
Аннотация Ключевые слова: метод обучения визуализации, культура визуализации учебной информации, феномен визуализации. ---------------- Svetlana V. Aranova
Abstract Key words: visualization teaching method, culture of visualization of educational information, visualization phenomenon. ---------------- Формирование социокультурного контекста школьного образования на рубеже XX-ХХI вв. связано с осмыслением реалий постнеклассической парадигмы в науке и культуре [1]. Изменения парадигмального характера оказывают влияние на образовательный процесс и дидактику на глобальном, методологическом уровне [2]. Для субъекта образования постнеклассика характеризуется нелинейностью получения знаний, даже вне исходных координат познания, повышением значимости ценностных оснований решения учебных задач [3; 4]. В связи с развитием «виртуального информационного сообщества» происходит переосмысливание дидактического знания в отношении новых целей, задач, предмета изучения, роли педагога и учащегося [5; 6]. Востребованными становятся метапредметные образовательные результаты, в особенности те, что позволяют обращаться с большим количеством информации и выстраивать продуктивную коммуникацию. Однако ответом на некоторые кардинальные изменения свойств образовательной среды становится пока что поверхностное их педагогическое осмысление, что выражается более в технологиях, нежели в идеологии, и дидактика находится в переходном состоянии [7]. Назревают вопросы, ответы на которые классическая дидактика может дать лишь отчасти, поэтому предполагается формирование новых подходов, постановка новых прикладных поисковых задач [6]. Переходное, даже кризисное состояние можно наблюдать в дидактическом знании о наглядности в общеобразовательной школе. Кризис обусловлен ощутимым разрывом между бурным развитием визуальных технологий, в том числе цифровых, и недостаточной разработкой соответствующих педагогических средств. Под влиянием «феномена визуализации» - одного из ярких явлений современной культуры - возрастает количество наглядного контента; применяются новые формы визуализации, вплоть до виртуальной реальности; увеличивается доступность изображений. Визуальный канал приобретает характер одного из ведущих в познавательном процессе, а образная подача учебного материала играет значимую роль, особенно в условиях дистанционного обучения. Но избыток визуального контента кардинально меняет содержание и цели его применения, в силу чего во многом нивелируется ценностно-смысловая составляющая образовательного процесса. Отмечается, что чрезмерное, развлекательно-обслуживающее использование визуализации, лишенное познавательной цели, влечет «информационную энтропию», т.е. - «затухание» понимания учащимися содержания учебной информации и цели ее применения [8]. Активное внедрение электронных устройств и программ упрощает и ускоряет производство визуального контента, но вызывает у педагогов и учащихся зависимость от «гаджетов», снижает дидактическую роль визуализации. Использование компьютерных технологий вытесняет из педагогической практики самостоятельное, рукотворное создание визуальных элементов учащимися и учителями. Нередко роль визуального представления сводится к привлекательной «упаковке» для учебной информации, утрачивается ценностно-смысловая нагрузка визуального представления информации. Как утверждается, несмотря на широкое использование визуализации учебной информации, её педагогическая теория остаётся неразработанной [9]. Для восполнения и уточнения дидактического знания о наглядности представлением о визуализации соответственно вызовам времени недостаточно просто передавать учащимся совокупность знаний и умений в области визуализации или развивать у них графическую грамотность. Выявляются многочисленные факторы, которые свидетельствуют в пользу выстраивания целостной концепции формирования у школьников особой культуры визуализации учебной информации (КВУИ) [10]. Важным элементом формирования КВУИ становится разработка методического обеспечения. Постановка новых целей и обновление содержания подразумевает и обновление методов [7, с.12]. В настоящее время в образовании используются так называемые «методы визуализации», к которым причисляют как традиционные графики и диаграммы, так и инновационные формы - инфографику, интеллект-карты и пр. Предлагаются возможные варианты их классификации: по области применения, по уровням визуализации, по методам представления информации [11]; по видам используемых данных, по визуализируемым объектам, по способам преобразования данных [12]. Вместе с тем в исследованиях утверждается, что в силу обширности и разнообразия применяемых методов визуализации до сих пор не имеется их стройной системы [13; 14]. Методы визуализации активно привносятся в школьный образовательный процесс, однако не всегда получают необходимое дидактическое обоснование, и, в основном, не дифференцированы по возрасту учащихся. Используемые в школе методы часто предназначены для студентов высших учебных заведений. Или нацелены на использование менеджерами в разных сферах бизнес-практики, как, например, известная «периодическая таблица методов визуализации», которая тоже не охватывает всего спектра форм и методов визуального представления информации [13; 15]. Примечательно, что применение таких методов подразумевает наличие у учащегося как логических, так и достаточно развитых художественных возможностей - строить композицию, выделять главное, грамотно делать акценты для привлечения внимания зрителя. Например, создание инфографики предполагает, что учащиеся способны сами рисовать, наглядно представлять результат, придумывать символы и пр. [16]. По сути речь идет о сформированных метапредметных умениях представлять учебную информацию в наглядной форме. Они предполагают, с одной стороны - подчинение логическим требованиям к учебной информации, с другой - включение образно-художественных эмоциональных средств. Но данные методы не являются обучающими для школьников, а предметной области, отвечающей за подобные метапредметные результаты в школьном образовании не выделено. Экспансия в школьный образовательный процесс не получающих дидактической поддержки методов визуализации свидетельствует о необходимости обоснования собственно-педагогических методов, которые можно применять для обучения школьников визуализации учебной информации в рамках формирования КВУИ. Опираясь на существующие определения метода в педагогике [17; 18] и не ставя задачи окончательного определения понятия «метод обучения визуализации», сформулируем некоторые основные требования. Метод обучения визуализации предназначен для системной организации познавательной деятельности учащихся сообразно возрасту; основывается на научно доказанном принципе, с помощью которого осуществляется целесообразный выбор приемов и средств внутри метода; предполагает совокупность раскрывающих его приемов для решения учебной задачи с указанием последовательности действий; оставляет определенное поле творческой деятельности для учителя и учащихся; направлен на работу с учебной информацией, имеющей характерные особенности (ясность, точность, научность и пр.). Кроме этого, метод обучения визуализации имеет ключевую особенность: дает понимание роли художественных средств для передачи логики идеи. Богатый опыт использования наглядности доказывает её эффективность для восприятия учащимися информации и их умственного развития. Нерасторжимость двух стратегий мышления, когда для решения познавательных задач одинаково включаются логические схемы и образные процессы, доказывает, что эмоциональный компонент познания важен не менее рационального. Таким образом, в качестве метода обучения визуализации, отвечающего данным условиям, предлагается метод, основанный на аппарате интеграции художественной и логической составляющих познания (метод ИХЛ) [19]. Ведущая идея метода заключается в совмещении в школьном обучении средств художественного и логического в координатах «средства художественного – логико-семантическое представление художественного». В предыдущих исследованиях автора доказывается, что применение в школе художественных приемов, интегрированных с логическими, помогает полнее и образнее представить учебную, жизненную, научную мысль. Под художественной составляющей познания понимаются образное, эстетическое, эмоционально-творческое отражение действительности учащимся, переживания и ощущения, выраженные в визуально-графической форме. Под логической подразумевается совокупность языковых средств, участвующих в мыслительных операциях для рационального решения школьником учебной задачи. Метод основан на положениях информационно-логического подхода [20], согласно которому на разных ступенях обучения интеллектуально-познавательные способности школьников проявляются по-разному, и их можно сопоставить с описательной, объяснительной и предсказательной функциями научного знания. Соответственно, осваивая современное информационно-образовательное пространство, учащийся должен овладевать этими функциями через описательную, объяснительную, предсказательную интеллектуально-познавательные способности. [20; 21]. Согласно методу ИХЛ, как в определенных логических отношениях находятся термины в высказывании, образы в «визуально-графическом высказывании» находятся между собой в отношениях тождественности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия. Формирование КВУИ предполагает этапы: базовый (условно 2-4 кл.), проективный (условно 5-8 кл.) и интегративный (условно 9-11 кл.). В качестве опоры для выделения этапов выбраны психолого-педагогические представления о возрастных характеристиках, логика становления интеллектуально-познавательных и художественно-творческих способностей школьников. Таким образом, каждый этап имеет собственные целевые установки и ведущие дидактические задачи визуализации в ценностно-смысловом контексте (см. Таблица). Эти отношения реализуются в совокупности разворачивающих метод ИХЛ приемов, составляющих основу методического аппарата формирования КВУИ на каждом этапе сообразно ведущей дидактической задаче. В настоящее время разработано и применено на практике в школах Санкт-Петербурга, в рамках научно-исследовательской работы магистрантов гуманитарного института СПбПУ Петра Великого и магистрантов разных факультетов РГПУ им. А.И. Герцена более 15 приемов ИХЛ, частично представленных в Таблице. Таблица Систематизация приемов ИХЛ по этапам формирования КВУИ
Многообразие приемов дает возможность выстраивать процесс формирования КВУИ с акцентом на той или иной интеллектуально-познавательной способности, корректируя продвижение школьников в формировании КВУИ. Таким образом, можно охарактеризовать метод ИХЛ как методическое ядро обучения школьников визуализации учебной информации. Получаемый качественно новый метапредметный результат выступает как звено процесса познания – интеллектуально-познавательные способности на основе графических умений, умение «рассуждать с карандашом в руке». Тогда можно рассматривать КВУИ как возможность уточнить дидактическое знание о наглядности в свете социокультурных изменений и влияния феномена визуализации на образование.
Рекомендовано к публикации: Literature
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2021, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |