| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 13.00.01 Врублевская Елена Геннадьевна Аннотация Ключевые слова: педагогическая культура, учитель, ценности, ценностное отношение, детство, развитие педагогической культуры. ---------------- Elena G. Vrublevskaya
Abstract Key words: pedagogical culture, teacher, values, value attitude, childhood, development of pedagogical culture. ---------------- В современной педагогической науке существует значительный теоретический задел в вопросах сущности педагогической культуры и источников ее развития. Педагогическая культура связывается в различных исследованиях с ценностями, смыслами универсальной культуры, культурой эпохи и временем культуры. Так, эта идея доказывается в исследовании И.Е. Видт, в которой педагогическая культура рассматривается как исторически развивающаяся программа социального наследования. Педагогическая культура, согласно автору, включает социально-педагогический идеал, отражающий систему ценностей конкретной культуры и позволяющий ее субъекту успешно осуществлять программы собственной жизнедеятельности во времени и пространстве; адекватные формы, методы достижения такого идеала, а также субъектов, структурированных в определенное педагогическое пространство [1]. В исследованиях В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой развитие педагогической культуры связывается с возрастанием аксиологических оснований педагогической деятельности на уровнях: общечеловеческом (ребенок как главная педагогическая ценность), духовном (совокупный педагогический опыт, выраженный в педагогических теориях, концепциях), практическом (способы, методы, технологии педагогической деятельности), личностном (индивидуальные характеристики учителя как субъекта своей профессиональной деятельности и личностно-профессионального саморазвития) [2]. Также в работах И.Ф. Исаева мы находим основания для утверждения о том, что процесс развития педагогической культуры неразрывно связан с одновременным развитием ее аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов [3]. Подходы педагогической праксеологии позволяют увидеть развитие педагогической культуры как обусловленное развитием у педагога «культуры правильного действия» (И.А. Колесникова [4], Е.В. Титова) и др. Важно отметить, что все авторы берут за отправную точку в понимании источников развития педагогической культуры ценностно-опосредованную личностную активность педагогов в профессиональной деятельности. Ценностный компонент в структуре педагогической культуры учителя задает исходное основание для любых педагогических действий и основание это принимается профессиональным самосознанием как «императивное требование», метапринцип, регулирующий диалектику взаимоотношений педагога и ребенка, поскольку, перефразируя К. Хорни, можно сказать, что ценности – это базальные экзистенциальные категории, от имплицитного присутствия которых в образовательном процессе зависит в какой мере и степени педагогический процесс ориентирован на выполнение задач стимулирования личностного роста и духовного возрастания субъектов образовательного процесса. Наибольший интерес в этой связи представляет анализ влияния ценностного отношения к детству на динамику педагогической культуры учителя. Мы используем термин «детство» в его социально-педагогическом значении, что означает, что мы, с одной стороны, фиксируем внимание на то, что детство представляет собой широкую социальную группу и, с другой стороны, фиксируем необходимость педагогического сопровождения, обучения и воспитания для этой социальной категории. Ценностное отношение к детству – это метамотив личностно-профессиональной самореализации и саморазвития учителя. Используя термин «метамотив», мы имеем в виду его трактовку в работах А. Маслоу, – это мотив, определяемый высшими потребностями и обеспечивающий самоактуализацию личности «вечными истинами, вечными ценностями, чистой правдой и вечной красотой» [5. С.204]. Такой мотив рассматривается и переживается учителем как его собственная неотчуждаемая часть, образуя основу как для ценностно-опосредованного самоопределения и саморегуляции, так и для самопредъявления (персонализации) учителя в педагогическом взаимодействии. Соответственно, метамотив – это не отдельно взятый мотив-ценность, а мотивационный конструкт, слившаяся совокупность ценностей, знаний и опыта отношений учителя. Ценностное отношение к детству как метамотив в педагогической культуре учителя:
Ценностное отношение к детству является фундирующим основанием, определяющим особенности самореализации педагога, качества его взаимодействия с детьми, насыщенности педагогического процесса смыслами самосозидания человека как творца себя и культуры с опорой на приоритеты свободы и творчества, описанные как феномены человеческой экзистенции в экзистенциальной психологии и философии и рассматриваемые в педагогике как ценности педагогической деятельности (К.Н. Вентцель [6], В.А. Сухомлинский [7]), ориентиры педагогического труда (С.И. Гессен [8]). Одновременно, нами подчеркивается, что принятие Детства за ценностное основание педагогических действий означает возникновение ценностного отношения у учителя не только к ребенку, но и к самому себе, поскольку самоотношение – это продукт опыта взаимоотношений человека с миром и ценностно-детерминированное изменение отношений человека с миром есть, в целом, последовательный ряд изменений отношений с самим собой и к себе. Учитель с развитой педагогической культурой ценит себя за то, в чем проявляется его человеческая сущность: за активное и постоянное познание мира культуры, науки, достижений педагогической практики; за творческое отношение к познанному и, в целом, к профессиональной деятельности; за стремление к постоянному поиску, открытию нового, пополнение не столько «багажа знаний», сколько обогащение смыслов познанного; за умение строить педагогическую реальность с высокой долей человечности, духовности взаимоотношений с детьми; за умение понимать человека, помогать ему строить эту жизнь как путь самовозрастания в обращении к культуре. Таким образом, ценностное отношение к детству выступает как мотивирующее основание, «ядерный» мотив личностно-профессионального самопреобразования учителя. Поэтому такую значимость имеет развитие ценностного отношения к детству у учителя. В современной науке имеются исследования, позволяющие нам сформировать представление о путях и механизмах такого процесса. Так, формирование ценностного отношения учителя в работах Г.И. Чижаковой связывается с осознанием педагогом расхождения между существующим и должным, действительностью и идеалом. Преодоление этого расхождения автору видится посредством осознания педагогом своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостной оценки самого себя и своего места в педагогической профессии в контексте гуманистических смыслов педагогической профессии [2]. Такой подход в неявной форме содержит два весьма серьезных допущения: предмет, который является «нуждой», уже дан, сформулирован сознанием как объект желания и, во - вторых, двигателем активности субъекта является недостача этого самого предмета. Удивительная простота, ясность этой схемы, безусловно, привлекательны для формирования представлений об источниках движения педагогической культуры. Но в философии и культурологии уже сформировались положения, которые снижают ее научную универсальность. Это, прежде всего, положения о многообразии возможностей как основы самодвижения, саморазвития личности (И. Фихте [9], Н. Бердяев [10] и др.); о действиях человека по разупорядочиванию, «раскоординации» устойчивых схем (в том числе познавательных, в этом особенно ярко проявляется детское мышление) как основы его творчества (В.А. Лекторский [11], Э. В. Ильенков [12] и др.). Л.С. Выготский писал о высших психических функциях, начиная разговор с описания и анализа ситуации выбора, как о ситуации преодоления множественности побуждений [13]. Именно механизм преодоления натуральной избыточности является основой (источником) для возникновения и развития педагогической культуры. Ведь культурой движет не осознание потребности, а веер возможностей, наличие различных степеней свободы, разрешение на выбор. Само осознание потребности есть результат переживания и обдумывания многообразных возможностей собственного «Я». В этом плане продуктивной представляется ссылка на положения экзистенциальной психологии и, в частности, на работы В. Франкла и С. Мадди, в которых доказывается мысль о том, что воспринимаемые возможности могут влиять на действия человека не менее, чем насущная необходимость [14, 15]. Это влияние опосредуется рефлексивным актом принятия ответственности за реализацию выбранной возможности и готовностью заплатить за это определенную цену. Человек открыт не только фактичному, но и возможному. Развитие педагогической культуры в этом плане предстает как преодоление натуральной избыточности – хаоса, водоворота множественности становлений, самопроизвольно возникающих и рассыпающихся содержаний. Связывается такое преодоление самим субъектом путем координации всех этих влияний в модели потребного будущего – своеобразном экране, относительно содержания которого регулируются фактические движения. Модель потребного будущего является смыслом индивида. В терминологии Л.С. Выготского такая деятельность выступает как овладение собственным поведением. В этих процессах педагогическая культура учителя не «формуется» и не «формируется», но открывается ему самому как осознание иных целей, ценностей и путей построения педагогических отношений. Становление педагогической культуры предстает как движение к иному качеству педагогической ответственности - ответственности за опыт нравственного выбора, свободной самореализации и самостоятельного поступка учащихся. Именно об этом пишут В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, подчеркивая, что человеку надо лишь помочь (или хотя бы не мешать) стать самим собой, и «… в этом, по-видимому, заключена подлинная философия культурной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия» [16. С. 251]. Конечно, развитие ценностного отношения к детству может идти, в определенной степени, и стихийно, не осмысляясь в полной мере самим учителем. Действенная сила ценностного отношения от этого не потеряется. Однако, в целом, изменение отношений (как целенаправленный, ценностно-рациональный процесс) не является спонтанным [17]. Оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности, суть которой состоит в самосозидании учителем нового педагогического мира, центральным ценностным и деятельностным основанием которого является свободная субъектная активность учащихся в образовательной практике построения уникальных отношений с культурным наследием на инструментальных и духовных основаниях нарождающейся в настоящем культуры будущего. Иными словами, развитие ценностного отношения к детству обогащает педагогическую культуру учителя, развивает глубокие нравственные смыслы его деятельности при условии, что создаются условия для обучения самого учителя в логике культуросообразности, то есть посредством образовательного процесса, в котором учитель (или будущий учитель) осмысляет и переживает аксиологические основания своей профессиональной деятельности, свободно и всесторонне изучает детство как субьекта культуры и собственной жизнедеятельности. Таким образом, ценностное отношение к детству является ключевым ценностным фактором развития и саморазвития педагогической культуры учителя. Однако его развитие затруднительно посредством академического обучения. С опой на исследования широкого спектра наук о человеке, можно сделать вывод, что ценностное отношение учителя способно наиболее сильно изменяться под влиянием свободного и осмысленного обучения, приводящего к глубокому пониманию культуры детства и собственной педагогической культуры.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2022, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |