| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 13.00.01 Ракитин Александр Георгиевич Использование скрам-технологий для подготовки студентов к проектной деятельности Аннотация Ключевые слова: eduscrum, agile, проектная деятельность, образовательный процесс. ---------------- Alexander G. Rakitin
Abstract Key words: eduscrum, agile, project activity, educational process. ---------------- Навык групповой проектной работы является одним из наиболее востребованных в современной профессиональной сфере. Подготовка специалистов к проектной работе является обязательной частью образовательных программ подготовки студентов независимо от будущей сферы их профессиональной деятельности. При организации проектной работы студентов необходимо учитывать, что современные технологии управления проектами постоянно изменяются. Их базовыми моделями являются каскадная, итерационная и спиралевидная. Однако, они обладают рядом недостатков, среди которых следует выделить: невозможность устранения ошибок предыдущих этапов; отсутствие гибкости; отсутствие понимания объёма работ для завершения проекта; разработка неправильного пользовательского интерфейса; реализация несоответствующей функциональности; нереалистичные сроки и бюджеты; разрыв в квалификации специалистов разных областей; недостаточная производительность системы [1]. Указанные недостатки минимизируются или устраняются при использовании технологи скрам (scrum) [2]. Изменения, которые появляются в методике управления проектами, можно адаптировать к процессу обучения. Так в школах Голландии используют специальную технологию eduscrum, основанную на скрам-технологии. Анализ методических работ [3 - 6] показал, что в России нарастает интерес педагогического сообщества к использованию технологии eduscrum как при обучении школьников, так и студентов. Организация обучения на основе технологии скрам обеспечивает активную групповую учебную деятельность студентов и максимально приближает ее к профессиональной сфере. В технологии скрам студенты делятся на группы 5-9 человек, в которых один из студентов, обычно самый авторитетный, назначается скрам-мастером. Каждая группа выполняет свой проект и работает в соответствии со следующими особенностями скрам-технологии:
Ежедневные собрания и скрам-доска позволяют исправить такие риски обучения как: невозможность усвоения нового материала, при отсутствии понимания предыдущего материала; отсутствие гибкости в обучении; несоответствие полученных знаний потребностям общества; неправильное выполнение заданий студентами; невозможность усвоения материала в запланированный период; разный уровень знаний студентов на этапе обучения. Это возможно за счёт своевременной корректировки учебных действий студентов и оперативного контроля за их работой. Использование скрам-технологии позволяет мотивировать студентов за счёт ежедневного проговаривания тех работ, которые они должны выполнить. По завершению спринтов, есть возможность провести контроль знаний студентов, спланировать новые спринты с корректировкой плана обучения в зависимости от степени и объёма усвоения материала. Дополнительно следует отметить, что 13 февраля 2001 был опубликован Agile-манифест разработки программного обеспечения, содержащий описание ценностей и принципов гибкой разработки программного обеспечения [7]. Он базируется на таких идеях как: люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов; работающий продукт важнее исчерпывающей документации; сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта; готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Идеи манифеста целесообразно использовать при организации и осуществлении образовательного процесса, причем не только при подготовки ИТ-специалистов. Эти идеи могут быть положены в основу разработки новой педагогической технологии - Agile-технологии. В проекции на образовательный процесс эти идеи можно сформулировать следующим образом: студенты и их взаимодействие важнее методов и форм обучения; знания студента важнее документального оформления этих знаний; изучение студентами материала важнее согласования методики обучения; готовность преподавателя адаптироваться к студентам важнее, чем следование первоначальной программе обучения. Одна из особенностей Agile-технологии, значимая для дидактики – это особая система оценивания. Для оценки продуктивности команды и определения важности задач используется система оценивания задач через установку баллов при помощи последовательности Фибоначчи. Чаще всего используется последовательность 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21. Выше оцениваются первоочередные и критические задачи, второстепенные и необязательные задачи оцениваются ниже. Разработчики или группа разработчиков выбирает задачи, которые им по силам, либо более понравившиеся задачи. При этом, например, начинающий разработчик, выполнив три задачи по три балла, приносит больше пользы, чем опытный разработчик, который выполнил одну задачу на 8 баллов. Такое оценивание имеет следующие преимущества:
Указанную систему оценивания также можно переложить на оценивание студентов. Студенту могут быть даны различные задачи по освоению материла, с указанием оценки через систему баллов по последовательности Фибоначчи. Например, более важные и глубокие для освоения темы, могут оцениваться более высоким баллом. Второстепенные и дополнительные темы, могут оцениваться более низким баллом. В этом случае, студент, которому материал сложен или студенту, которому не нужно глубокое погружение в материал, сможет выбирать несколько задач с низкой оценкой. Успешный студент сможет выбрать задачи с высокой оценкой. Такое ранжирование задач позволит менее успешному студенту оставаться заинтересованным в ходе всего курса и позволит преподавателю оценить степень освоения материала студентом. Выставление оценок осуществляет преподаватель. Подводя итог следует отметить, что в управлении проектами широко используются новые технологии, которые относятся к классу «гибких технологий разработки». Это, в частности, и технология скрам. Scrum позволяет увеличить скорость и качество разработки. Современные технологии проектирования, применяемые в ИТ-сфере актуальны и востребованы и при подготовке студентов. Причем не только будущих специалистов в области программирования или других направлений ИТ-разработки. Они в целом обладают значимым дидактическим потенциалом для решения проектных задач в области образования.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2022, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |