| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 13.00.01 Седова Нелля Владимировна Седов Владимир Анатольевич
Аннотация Ключевые слова: педагогика, нравственно-воспитывающее обучение, единство обучения и воспитания. ---------------- Nellya V. Sedova Vladimir A. Sedov
Abstract Key words: pedagogy, moral education, the unity of education and upbringing. ---------------- Исследователи нашего времени все чаще обращаются к положениям историко-педагогической науки, обосновывая это тем, что многие идеи мало изучены, а могли бы помочь в понимании современных проблем обучения и воспитания; накопленный опыт преобразования педагогической действительности, раскрываемый в традициях, формах, методах, позволяет расширить пространство положительных изменений. Проблема обучения и воспитания в педагогике заявила себя с новой силой в условиях цифровизации образования, когда педагог и ученик должны обучаться вместе ежедневно. А это абсолютно другие компетенции и способы организации учебной и воспитательной работы. Обратимся к некоторым историко-педагогическим периодам, в которые проблема единства обучения и воспитания особенно актуализировалась. Идеи нравственно-воспитывающего обучения развивались в истории советской школы и педагогики от одного этапа к другому. В 20-е годы XX в. нравственное воспитание рассматривалось в аспекте идейно-политического воспитания школьников. Для этого школа знакомила учащихся с политикой партии большевиков, с революционными событиями, раскрывала новые идеи коллективизма, патриотизма, характер складывающихся отношений в стране. При этом внимание уделялось содержанию учебного материала, поиску форм и методов организации учебного процесса. В 30-е годы согласно Постановлениям ЦК партии о школе был создан новый опыт учебно-воспитательной деятельности, суть которого состояла в том, что учителя различных предметов, особенно это касалось учителей гуманитарных предметов, воспитывали и формировали основы мировоззрения школьников через содержание учебного материала. Опыт учителей обобщался на конференциях, появились отдельные статьи о воспитании в процессе обучения, но специальных педагогических исследований о воспитывающем обучении еще не было. Только в связи с Постановлением ЦК партии по идеологическим вопросам в 40-е годы возникла потребность исследования проблем воспитывающего обучения. Большой вклад в формирование мировоззрения школьников, в их идейно-политическое воспитание внесли: Н.И. Болдырев, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Н.К. Гончаров, П.Н. Груздев и др. Так Ш.И. Ганелин и Н.С. Зенченко в X главе Ученых записок, раскрывая подходы к вопросу о задачах и содержании нравственного воспитания у последователей К.Д. Ушинского, писали, что все пути и средства нравственного воспитания разделяются на три группы: «1) воспитательное значение самих предметов обучения, их содержание и способы преподавания; 2) Личность учителя с ее нравственными качествами; 3) Общая обстановка, школьные порядки, при которых совершается обучение» [1, с.240]. Чтобы обучение разным предметам имело воспитательное значение, необходимо обеспечить детей посильной и занимательной работой, которая строится на действительном изучении предметов и правильной выработке понятий, путем самостоятельного наблюдения и мышления. Важен анализ процесса обучения не только со стороны обучения, но и с точки зрения нравственного воспитания, представления характера взаимоотношений между педагогом и детьми, между самими детьми. В качестве самостоятельной проблемы в 50-е годы выделяется исследование нравственного воспитания детей в процессе обучения, которое осуществлялось красноярскими педагогами под руководством О.И. Рута. Исследователи пришли к выводам, что воспитывает, прежде всего, содержание учебного материала, логика самого предмета, элементы истории науки и др. 60-е годы XX века много нового внесли в разработку проблемы воспитывающего обучения. В этот период выделяются два направления творческих поисков исследователей. Первое направление на теоретическом уровне стремится понять и раскрыть суть единства обучения и воспитания детей. Второе направление связано с научно-практической разработкой отдельных вопросов нравственно-воспитывающего обучения. В сборнике «Воспитание в процессе обучения» под редакцией З.И. Равкина (1962 г.) выдвигается новая постановка проблемы воспитывающего обучения, суть которой в том, что нужно в воспитывающем обучении учитывать внутренние – движущие силы учения, мотивы [2]. Достоинством выдвигаемого положения является обращение к стимулам учебной деятельности, к вопросам отношений учащихся к овладению знаниями, к школе и всем членам процесса обучения, отказ от «узкого, интеллектуалистического понимания воспитывающего обучения» [3, с.11]. В 70-е г. отчетливо выражен личностный подход к рассмотрению основных идей воспитания. Так М.А. Данилов писал: «…Обучение – всегда, так или иначе, влияет на формирование учащегося и определяет его отношение к учению, к знаниям, к окружающим людям, развивает его умственные способности, нравственные чувства и волевые качества. …многовековым опытом установлено, что характер обучения, его идейная направленность и сила влияния на учащихся определяются содержанием преподаваемых знаний, методами и организацией учебной работы школьников и, разумеется, влиянием личности учителя. …Воспитывающий характер обучения выражается, прежде всего, в активном и сознательном усвоении знаний,…обеспечивается содержанием преподаваемого материала, его идейной направленностью, научной достоверностью и доступностью для учащихся. Воспитание в учебной работе на уроке осуществляется не только путем воздействия на интеллектуальную сферу школьника. Оно в действительности есть система воздействий учителей на сознание, чувства и поведение школьников и осуществляется путем организации опыта нравственных взаимоотношений учащихся на уроке» [4, с.19-21]. В 60-70-ые годы XX века ученые кафедры педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена изучали проблему общественной направленности личности. В изучаемой проблеме сформулировали важный вопрос: почему умственное развитие не предполагает общественной направленности личности? Поиск ответа на этот вопрос касался соотношения воспитания и обучения, между которыми были выявлены принципиальные различия. Механизм воспитания значительно отличается от механизма обучения. Даже в условиях целенаправленного организованного процесса обучения воспитание должно быть преднамеренно и особым образом организовано и «влито» в познавательный процесс, исходя из исследований З.И. Васильевой, и только в этом случае можно рассчитывать, что результаты воспитывающего обучения будут высокими [5]. Казалось бы, единство воспитания и обучения определяет тождественность, но это не так. Единство предполагает различия, развивающиеся в противоречия, которые в свою очередь разрешаются в процессе деятельности. Эта проблема в 60-70-ые годы XX века оказалась в центре внимания. Вышли многочисленные сборники, проводились совещания, конференции и др. Много статей по данной тематике было опубликовано в журнале «Советская педагогика». Решался, как писала З.И. Васильева, один «из главных вопросов деятельности нашей школы – как слить воспитание и обучение, как «наложить» один процесс на другой и тем самым обеспечить полноценное интеллектуальное и нравственное формирование личности школьника» [5, с.20]. В это время значительно расширился круг исследователей проблемы, даже по названиям они были созвучны, хотя издавались в различных городах страны: «Единый процесс обучения и воспитания» (Куйбышев, 1964), «Единство воспитания и обучения» (Иваново, 1968), «Обучая, воспитывать» (1969), «Вопросы обучения и воспитания» (Томск, 1970) и др. Предпринятый сравнительно педагогический анализ публикаций по теме показал, что о единстве, как правило, говорили мало. Имели место быть интересные суждения: об основном условии соединения обучения и воспитания, которым выступала организация деятельности и отношений в коллективе (Н.В. Савин), о 17 правилах воспитывающего обучения (С.И. Аккерман). Рассматривались возможные результаты воспитания через учебную деятельность (по формуле: знания – нравственные качества, знания – чувства, знания – чувства – поведение) или раскрывались пути воспитания в процессе обучения (через содержание обучения, методы, организацию деятельности). Речь не шла о раскрытии механизма слияния воспитания и обучения, а значит, не вооружало новым подходом ни теорию, ни практику, как отмечала Зинаида Ивановна Васильева. В практической работе школы указанного периода усиливаются воспитательные функции урока, что приводит к поиску «воспитательных моментов» в школьных курсах, которые работают на формирование «качеств личности». В среде педагогов-практиков многие считали, что обучение является средством воспитания, но не учитывали, что «воспитание в процессе обучения без преднамеренного руководства может не соответствовать воспитательным задачам» [5, с.21]. Как писала З.И. Васильева, анализ этого подхода раскрывает его опасность, которая таится в отсутствии руководства нравственно-воспитывающим обучением. Кроме не тождественности процессов обучения и воспитания, они различаются по целям, процессу и результату. Звеном, связующим два процесса считаются отношения – отношение к познаваемому объекту и отношение к действительности на основе результатов познания. Обучение является своеобразным носителем воспитания, его средой, источником и в то же время изменяется под влиянием воспитания. Точками пересечения обучения и воспитания, по мнению З.И. Васильевой, являются: «1) общественная значимость как учебных, так и воспитательных целей; 2) насыщенность содержания учебного материала нравственными идеями и фактами, составляющими основу формирования мировоззрения; 3) характер взаимодействия и взаимоотношений детей в учебной деятельности; 4) стремление к достижению учебных успехов в сочетании со стремлением занять благоприятное положение в коллективе сверстников» [5, с.29-30]. Рассматривая характер соотношения между воспитанием и обучением, ученые кафедры педагогики определили, что обучение складывается из совокупности учебных действий, а единицей воспитания является поступок – акт поведения, который по структуре очень сложен, имеет нравственную ценность. В разной мере поступок осознается и переживается детьми. При совершении учебных действий ученик руководствуется определенными целями и мотивами учения, овладевает знаниями и способами мыслительной деятельности. В процессе совершения поступков он овладевает определенными способами поведения, формируются мотивы его поведения, возникают и развиваются определенные отношения с людьми, его окружающими. То или иное учебное действие независимо от сопутствующих поступков, а поступок не влечет за собой свершение учебного действия. Все это убеждало исследователей проникнуть в механизм «слияния» обучения и воспитания не на основе конкретного среза, а в динамике, в движении и развитии. Для этого важно было рассмотреть основные черты процесса нравственного воспитания, носителем которого может быть любая деятельность, в том числе и учебная. В результате проведенных исследований было установлено, что важнейшее положение нравственного формирования личности в процессе обучения состоит в приобщении школьников к нравственным нормам при воссоздании опыта деятельности и отношений, при котором эти нормы практически воплощаются и усваиваются детьми [6]. Главное в нравственном воспитании – опора на актуальные мотивы при постановке новых целей, организации деятельности, рождении значимых мотивов и способов поведения.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2022, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |