| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 13.00.08 Тимошков Андрей Владимирович Помазан Валерий Александрович Ерошина Анастасия Александровна Бураченко Анжела Олеговна Зайцев Роман Сергеевич
Аннотация Ключевые слова: командообразование, цифровая среда, виртуальная команда. ---------------- Andrey V. Timoshkov Valery A. Pomazan Anastasia A. Eroshina Anzhela O. Burachenko Roman S. Zaitsev
Abstract Key words: team building, digital environment, virtual team. ---------------- Динамика общественно-экономического развития общества ставит перед системой высшего образования новые требования к подготовке выпускников вузов. Среди множества процессов, формирующих новые запросы к компетенциям будущих специалистов, остановимся на следующих. Во-первых, возрастающий спрос предприятий на эффективно работающие команды, выдвигает требования к навыкам командообразования, умения кооперироваться и взаимодействовать. Во-вторых, цифровизация всех сфер жизни и деятельности человека, в том числе и в командной работе. Так, согласно опросу службы исследований HeadHunter от января 2019 года, среди работающих соискателей 31% работало удалённо, в период пандемии, этот процент резко возрос. Отвечая требованиям современного рынка труда, для системы высшего образования при подготовке будущих специалистов становятся актуальными вопросы формирования навыков командообразования и организации командной работы студентов в цифровой среде. Подготовка к работе в команде должна начинаться на этапе обучения в ВУЗе. «Эта работа должна быть направлена на изучение самого себя, на формирование организаторских, коммуникативных и лидерских способностей» [1]. В научных трудах авторами выдвигаются различные средства формирования навыков командообразования и умения работать в команде: использование игровых форм [2], выполнение различных профессионально ориентированных проектов [1], организация тренинговых программ [3] и прочие. В рамках данной статьи будут приведены результаты исследования опыта командной работы студентов, реализованной в цифровой среде. В научной литературе, команды, осуществляющие взаимодействие в сети — цифровом, виртуальном пространстве, получили название виртуальные. Таким образом, можно выделить две группы команд: реальные команды, члены, которых контактируют между собой физически, находятся в непосредственной близости друг от друга в одном помещении и виртуальные команды. Под виртуальной командой будем понимать команду «члены которой имеют одну и ту же цель (решение общей задачи проекта), но они отделены друг друга расстоянием, временем и территориальными границами. Члены такой команды общаются посредством электронных средств» [4]. Респондентами исследования выступили бакалавры 1-4 курсов Сибирского федерального университета, в количестве 76 человек (количество опрошенных составляло 88 человек, из них 12 человек не принимали участие в работе виртуальных команд и в дальнейшем исследовании не участвовали). В ходе исследования были использованы методы анкетирования, беседы, тест «Формирование положительной групповой мотивации» В. А. Розановой. Ниже представлены обобщенные результаты исследования. На вопрос «Принимали участие в командной работе?», с вариантами ответов: никогда, иногда (1-2 раза), редко (3-7 раз), часто (более 10 раз), более половины респондентов 59,1% принимали участие более 10 раз, не принимали участия никогда 3,4%. Это подтверждает высокую востребованность командной работы. На вопрос «Являлись участником виртуальной команды?» процент респондентов, принимавших участие более 10 раз значительно ниже 32,9%, при этом значительно возрос процент не участвовавших 13,6%, что говорит о более частом использовании педагогами традиционных форм комадообразования. Процент участников реальных и виртуальных команд представлен на рис 1.
Рис. 1. Процентное соотношение участий в реальной и виртуальной команде Группы дисциплин, в которых виртуальные команды используются чаще всего: информационные технологии, экономические, маркетинг, реклама. Среди наиболее значимых проблем в работе виртуальных команд, по мнению респондентов, являются: неуместный стиль лидерства – 38,2%, проблема построения процессов взаимодействия: программно-техническая – 14,5%; построения коммуникаций в команде – 11,8%; асинхронность коммуникаций –15,8%. Как видно из данных приведенных выше основные сложности коммуникаций связаны с использованием средств ИКТ. Среди ИКТ, используемых в работе виртуальных команд для организации коммуникации и обмена информацией, наиболее часто упоминались (рис 2): электронная почта – 86,8%, мессенджеры (WhatsApp, Viber) – 81,6%, социальные сети (Vk, Facebook) – 78,9%, сервисы видеоконференций (Zoom, Skype, Google Meet) – 52,6%, облачные технологии (Google, Yandex документы) – 39,5%, программы управления проектами (MS Project, Trello) – 26,3%.
Рис. 2. Цифровые сервисы, используемые для организации коммуникации и обмена информацией На вопрос «Как меняется качество коммуникаций в виртуальных командах?» наибольшее значение получили следующие ответы респондентов: усложняется контроль над выполняемыми задачами – 53,9%; снижается уровень ответственности членов команды – 52,6%; снижается однозначность интерпретации информации – 48,7%; роль лидера становится менее явной – 46,1%, затрудняется постановка задач 26,3%. В целях выявления у студентов мотивации на работу в команде, использован тест «Формирование положительной групповой мотивации» [5]. Данная методика составлена по типу семантического дифференциала, может быть применена для индивидуального пользования и для коллективной оценки факторов формирования общегрупповой мотивации. Тестирование проводилось в отношении реального командообразования и виртуального (рис 3).
Рис 3. К исследованию групповой мотивации Проведенное тестирование выявило у студентов средний уровень мотивации на работу в реальной команде – 52,6%. Результаты тестирования показали, что в большинстве своем студенты воспринимают команду нейтрально или даже как помеху своей деятельности. Некоторыми студенты оценивали «полезность» группы в наличии более компетентного члена группы, способного оказать помощь, взять на себя поиск информации, решение сложной проблемы, что также свидетельствует о слабой сформированности мотивации на работу в команде. При проведении аналогичного тестирования о работе в виртуальной команде, результаты показали, более низкий уровень мотивации, наибольший процент приходиться на слабую мотивированность – 51,3%. Более низким баллом, по сравнению с реальной командой, были оценены: сплоченность группы, активность членов группы, признание авторитета руководителя, участие членов группы в процессе принятия решений, уровень контроля за действиями каждого члена группы, согласованности действий членов группы, проявление самостоятельности в решении поставленных задач членами группы. С целью проверки зависимости уровня групповой мотивации от формы командообразования, был применен критерий Пирсона χ2. Полученные результаты: при уровне значимости p=0,01. Так как , то, на уровне значимости р≤0,01, связь между факторным и результативным признаками статистически значима, то есть форма командообразования влияет на уровень групповой мотивации.В заключении хотелось бы отметить, что формирование умений работать в команде требует длительного времени и должно осуществляться на протяжении всего обучения в ВУЗе. Помимо практических умений, на должна быть направлена на самодиагностику интересов студента, его способности к выполнению разных ролей в команде, на выработку коммуникативных и организаторских умений, лидерских качеств. Для успешного формирования навыков командообразования и организации командной работы студентов в цифровой среде, необходимо включение в образовательную программу большего объема учебных заданий, связанных с сферой командообразования, планирования и реализации командной работы в цифровой среде. Также следует усилить изучение современных цифровых средств поддержки и управления работой виртуальных команд, позволяющих организовать работу по созданию гипертекста; организации хранения и обработки общих документов; построению интеллектуальных карт, лент времени; ведению общих журналов наблюдений; проведению «мозговых штурмов» и другие.
Рекомендовано к
публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2022, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |