Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2022

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3068

 2022 г., выпуск  № 5 (май)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
О.А.Овсянникова, Д.В.Антропова. Исследование уровня развития творческого воображения обучающихся средствами декоративной композиции // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №5 (май). ART 3068. URL: http://emissia.org/offline/2022/3068.htm

_________ Шифр научной специальности 13.00.02

Овсянникова Оксана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой искусств, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
o.a.ovsyannikova@utmn.ru

Антропова Дарья Владимировна
студент 4-го курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», Тюменский государственный университет, г. Тюмень
stud0000211935@study.utmn.ru


Исследование уровня развития творческого воображения обучающихся средствами декоративной композиции

Аннотация
Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития творческого воображения младших школьников средствами декоративной композиции. На основе уточненного понятия «творческое воображение средствами декоративной композиции» формулируются показатели данного качества младших школьников. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся детской художественной школы на занятиях по композиции.

Ключевые слова: творческое воображение, декоративная композиция, младшие школьники, диагностический инструментарий, метод упражнения, метод тестирования, метод творческого задания.

----------------

Oksana A. Ovsyannikova
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Tyumen State University, Tyumen
o.a.ovsyannikova@utmn.ru

Daria V. Antropova
Student of the 4th Year of Training in "Pedagogical Education", Profile "Fine Arts", Tyumen State University, Tyumen
stud0000211935@study.utmn.ru


Research of the level of development of creative imagination of students by means of decorative composition

Abstract
The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of the creative imagination of younger schoolchildren by means of decorative composition. Based on the refined concept of "creative imagination by means of decorative composition", indicators of this quality of younger schoolchildren are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator for students of the children's art school in composition classes.

Key words: creative imagination, decorative composition, junior schoolchildren, diagnostic tools, exercise method, testing method, creative assignment method.

----------------

Современная система образования ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения. Наличие развитого творческого воображения позволяет человеку неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Этот психический процесс присутствует практически во всех сферах деятельности ребенка. Исследователи выделяли разные способы развития творческого воображения [1], [2], [3]. Однако недостаточно исследована проблема разработки диагностического инструментария  изучения уровня развития творческого воображения обучающихся средствами декоративной композиции .

Для разработки такого диагностического инструментария обратимся к рассмотрению понятия «творческое воображение средствами декоративной композиции». Теплов Б.М. определял творческое воображение как «самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты» [4]. Декоративная композиция определяется  Даглдияном К.Т.  как «композиция с высокой степенью выразительности и явными признаками декоративности, имеющая модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые, придавая ей декоративный вид, усиливают ее чувственное восприятие» [5]. При создании работ художники переосмысливают окружающую действительность, интерпретируют ее, исходя из собственных эмоций и переживаний. Поэтому достоверность в декоративной композиции отходит на задний план, а большое внимание получает гармония цветовых отношений, взаимодействие ритмов и контрастов. Основными приемами в создании декоративной композиции являются художественная трансформация и стилизация изображаемых объектов, а также абстрактные элементы.

Проанализировав понятия «творческое воображение» и «декоративная композиция», можно сформулировать ключевое понятие данной работы. Творческое воображение средствами декоративной композиции мы понимаем как способность воспринимать образы в действительности и в изобразительном искусстве, анализировать их, перерабатывать и создавать художественные образы в композиции, содержащие стилизованные или абстрактные элементы.

На основе сущности уточненного понятия были выведены следующие показатели: «способность воспринимать образы в действительности и в изобразительном искусстве», «способность анализировать декоративные композиции», «способность создавать художественные образы в композиции, содержащие стилизованные или абстрактные элементы».

По каждому показателю разработаны диагностические задания с применением следующих методов: упражнение, тестирование, творческое задание. Диагностика проводилась в детской художественной школе среди обучающихся подготовительного класса (младший школьный возраст, 9-11 лет) в количестве 16 человек. В ходе диагностики были установлены уровни показателей - высокий, средний и низкий.

Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «способность воспринимать образы в действительности и в изобразительном искусстве». Для выявления результатов применялся диагностический метод упражнение. Учащимся предлагалось выполнить задание на создание художественного образа: осмотритесь вокруг и выберите любой предмет. Внимательно рассмотрите его форму. Далее попробуйте выразить образ «злого» и «доброго» предмета с помощью видоизменения и упрощения его формы. Используйте силуэт пятна и выразительность линий, узоры.

Высокий уровень (3 балла) - учащийся умеет анализировать окружающий мир, понимать детали увиденного и передавать художественный образ предмета с учетом своих впечатлений, передает выразительность образа в изображении, может правильно использовать приемы стилизации (видоизменение и упрощение формы объекта). Средний уровень (2 балла) - учащийся проявляет стремление к анализу окружающего мира, пониманию деталей увиденного. Частично передает художественный образ предмета, изображение имеет некоторые выразительные детали. Низкий уровень (1 балл) - учащийся не проявляет умения анализировать окружающий мир, не может передать художественный образ предмета.

Результаты диагностики этого показателя выявили, что обучающиеся имеют недостаточные представления о художественном образе. Большинство ребят использовали для передачи «доброго» и «злого» образов предмета в своем изображении только соответствующую мимику лица, без видоизменений объекта и силуэта пятна. Некоторые обучающиеся обратили внимание на выразительность линий, использовали резкие, острые, угловатые для «злого» предмета и более мягкие, плавные для «доброго». Больше половины обучающихся справились с этим заданием на низком уровне.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «способность анализировать декоративные композиции». Учащимся предлагалось пройти тестирование и ответить на ряд вопросов с вариантами ответа и открытым вопросом. Тестирование предусматривало следующие вопросы:

  1. Рассмотрите картины художников Андрея Чемакина «Летний день» и Эрин Хансон «Пейзаж». Какая из них выполнена в декоративной стилистике? Ответ подчеркните.
     
  2. Соотнесите стрелками предложенные варианты к чертам декоративной живописи или реалистичной.

     
      А. Изображение сильно измененного необычного пространства
    Реалистичная живопись Б. Изображение объёмного пространства, точная передача окружающего мира
    Декоративная живопись В. Использование освещённости, влияющей на цвет и форму изображаемых объектов
      Г. Изменение пропорций объектов
      Д. Большое использование чистого цвета, контуров, различных узоров

     

  3. Рассмотрите картину художника Казимира Малевича «Натюрморт» и перечислите присутствующие в ней признаки декоративности.
     
  4. Как вы считаете, для чего нужна декоративность в картинах?

Высокий уровень (3 балла) - учащийся выбирает правильные варианты ответов, проявляет выраженные знания в области декоративной композиции (знает различия между декоративной композицией и реалистичным изображением, характерные черты декоративной композиции, умеет определять признаки декоративности в работах художников), верно формулирует развёрнутый ответ на вопрос. Средний уровень (2 балла) - учащийся частично выбирает правильные варианты ответов, проявляет некоторые знания в области декоративной композиции (знает различия между декоративной композицией и реалистичным изображением), верно формулирует краткий односложный ответ. Низкий уровень (1 балл) - учащийся выбирает неправильные варианты ответов, не проявляет знаний в области декоративной композиции (не знает отличия между декоративным и реалистичным изображением, не может определить характерные черты декоративной композиции, не умеет определять признаки декоративности в работах художников), не верно отвечает на развернутые вопросы.

При прохождении тестирования некоторые из школьников испытывали трудности с формулировкой развёрнутого ответа, также затруднялись дать ответ на вопросы с выбором правильного варианта. При проверке работ также выяснилось, что несколько ребят не стали отвечать на вопросы, так как не понимали, о чем идет речь. Почти все обучающиеся смогли отличить реалистичную живопись от декоративной, но испытали сложность в определении их характеристик. Большинство школьников справились с заданием на низком уровне, но были и те, кто смог ответить правильно на все вопросы.

Третье диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность создавать художественные образы в композиции, содержащие стилизованные или абстрактные элементы». Применяемый диагностический метод - творческое задание. Оно формулировалось следующим образом: придумайте и изобразите натюрморт, тема которого «Натюрморт профессии». Подумайте, какие профессии вы знаете? Какие предметы используют люди, работающие по этим профессиям? Главная задача – изобразить натюрморт плоскостно, разбив все предметы на простые геометрические формы. Объема быть не должно, используйте в своем изображении от двух до пяти предметов. Подберите гармоничный колорит и не ограничивайте себя в фантазии, подключите свое воображение.

Обучающимся были предоставлены примеры работ по декоративно-плоскостному натюрморту. Проявились следующие уровни:

  • Высокий уровень (3 балла) - учащийся демонстрирует уверенные способности к декоративно-плоскостному изображению объектов, умение обобщать, образно мыслить, создавать выразительные образы в рисунке. Использует в работе элементы различной формы, организует равновесие и гармонию цвета в композиции. Выполняет рисунок согласно законам композиции. Рисунок отличается оригинальностью созданного образа.
     
  • Средний уровень (2 балла) - учащийся демонстрирует базовые способности к декоративно-плоскостному изображению, обобщению, образное мышление развито в недостаточной степени. Частично соблюдает законы композиции и гармонию цвета. Созданный образ в рисунке стандартный.
     
  • Низкий уровень (1 балл) - учащийся изображает натюрморт однообразно. Проявляет отсутствие представлений о равновесии и гармонии цвета в композиции. Не использует законы композиции. Рисунок не отличается оригинальностью, широко распространенный.


По результатам диагностики третьего показателя было выявлено, что обучающиеся испытывают трудности в декоративно-плоскостном решении натюрморта. У некоторых ребят возникли проблемы с композицией натюрморта, а также с выбором цветовых отношений. Обучающиеся использовали только те приемы декоративной композиции, о которых было сказано учителем, не использовав оригинальное решение. Часть обучающихся затруднялись придумать композицию и просили совета у учителя.

На этапе начальной диагностики были определены следующие результаты уровня развития творческого воображения младших школьников средствами декоративной композиции: первый показатель составил: В (высокий уровень) – 12%, С (средний уровень) – 31%, Н (низкий уровень) – 57%; второй показатель представлен следующими результатами: В (высокий уровень) – 18%, С (средний уровень) – 37%, Н (низкий уровень) – 45%; третий показатель составил: В (высокий уровень) – 12 %, С (средний уровень) – 44%, Н (низкий уровень) – 44%.

Таким образом, показатели критерия «творческое воображение средствами декоративной композиции» у младших школьников на этапе начальной диагностики представлены в основном низким и средним уровнем, что позволяет сформулировать следующие задачи для развития обозначенного качества обучающихся: необходимо дать младшим школьникам основы декоративной композиции; стимулировать развитие творческого воображения младших школьников, используя эффективные формы и методы работы на занятиях; научить видеть художественный образ в окружающей среде; научить использовать возможности декоративного стиля в своих творческих работах; разработать алгоритм создания декоративной композиции.

Поставленные задачи будут осуществляться в ходе выполнения развивающих заданий на занятиях по композиции в детской художественной школе.


Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] \ Л.С. Выготский – СПб., 1997. С. 192.

  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. С. 448.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов \ А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2005. С. 583.

  4. Теплов Б. М. – Психология. Учебник для средней школы [Текст] / Б. М. Теплов. – М., 2005. С. 365.

  5. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 312.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Tekst] / L.S. Vygotskij – SPb., 1997. S. 192.

  2. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti / E.P. Il'in. – Sankt-Peterburg : Piter, 2009. S. 448.

  3. Maklakov A.G. Obshchaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov / A.G. Maklakov – SPb.: Piter, 2005. S. 583.

  4. Teplov B. M. – Psihologiya. Uchebnik dlya srednej shkoly [Tekst] / B. M. Teplov. – M., 2005. S. 365.

  5. Dagldiyan K.T. Dekorativnaya kompoziciya: uchebn. posobie / K.T. Dagldiyan. Izd. 2-e pererab. i dop. – Rostov n/D: Feniks, 2010. S. 312.
     


Copyright (C) 2022, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100