Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2022

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3119

 2022 г., выпуск  № 9 (сентябрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
И.В.Патрушева, О.В.Огороднова. Отношение субъектов образовательного процесса к инклюзивной трансформации школы // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №9 (сентябрь). ART 3119. URL: http://emissia.org/offline/2022/3119.htm

_________ Шифр научной специальности 05.08.01 (13.00.01)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта 20-413-720012 р_а_ Тюменская область «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности»

Патрушева Инга Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
i.v.patrusheva@utmn.ru

Огороднова Ольга Васильевна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики детства, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
o.v.ogorodnova@utmn.ru


Отношение субъектов образовательного процесса к инклюзивной трансформации школы

Аннотация
В статье представлены результаты исследования отношения к инклюзивной трансформации школы и субъективного благополучия учащихся 7-11 классов (n=807), родителей (n=327) и педагогов (n=119). Выявлены прямые статистически значимые связи между показателями субъективного благополучия и отношением всех участников образовательного процесса к инклюзивности школьного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, инклюзивная трансформация школы, субъективное благополучие.

----------------

Inga V. Patrusheva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy, University of Tyumen, Tyumen
i.v.patrusheva@utmn.ru

Olga V. Ogorodnova
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Chair of Child Psychology and Pedagogy, University of Tyumen, Tyumen
o.v.ogorodnova@utmn.ru


The attitude of the subjects of the educational process to the inclusive transformation of the school

Abstract
The article presents the results of the research of attitudes towards inclusive school transformation and subjective well-being of students in grades 7-11 (n=807), parents (n=327) and teachers (n=119). Direct statistically significant relationships between the indicators of subjective well-being and the attitude of all participants of the educational process to the inclusiveness of school education were revealed.

Key words: inclusive education, inclusive educational environment, inclusive school transformation, subjective well-being.

----------------

Инклюзивная трансформация школы влечет за собой не только организационные изменения, но, прежде всего, изменения в образовательных и человеческих отношениях. Как показывает практика, в пространстве отношений и возникают наибольшие трудности. Медленные темпы развития инклюзии в общем образовании, наличие проблем и рисков, с которыми сталкиваются все субъекты образования, стали предпосылками для разработки и реализации проекта, направленного на выявление и обоснование теоретико-методологических основ субъективного благополучия участников образовательного процесса в условиях инклюзивной трансформации школы.

В основу исследования положен подход к развитию инклюзии в школе Т. Бута и М. Эйнскоу [1], где выделены три аспекта: создание инклюзивной культуры, разработка инклюзивной политики и развитие инклюзивной практики, которые выступают в интерпретации авторов показателями инклюзии. Данные показатели рассматриваются нами как компоненты инклюзивной образовательной среды, включающие:

  • ценности инклюзии и их принятие всеми субъектами (инклюзивная культура);
     
  • создание условий для реализации инклюзивных ценностей: нормативно-правовых, кадровых, методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса, безбарьерной архитектурной среды, механизмов взаимодействия специалистов, развития инклюзивной готовности педагогов и др. (инклюзивная политика);
     
  • деятельность и взаимодействие педагогов, обучающихся, родителей, основанная на инклюзивных ценностях с учетом имеющихся ресурсов (инклюзивная практика) [2].

В процессе разработки дизайна исследования мы выделили следующие индикаторы обозначенных показателей, применительно к задачам нашего проекта (рис.1).

Рис. 1. Показатели и индикаторы инклюзивной трансформации школы

Модель исследования субъективного благополучия участников образовательных отношений строилась нами на положениях подхода Э. Динера [3], где важны когнитивная оценка удовлетворенности жизнью и эмоциональная оценка, т.е. степень переживания счастья (соотношение позитивного и негативного аффекта), и положений позитивной психологии К. Рифф [4]. В настоящее время продолжается активное исследование структуры и факторов благополучия. Так, среди факторов, влияющих на субъективное благополучие детей, выделяются: «удовлетворенность семьей и отношениями с друзьями и сверстниками, материальное благополучие, удовлетворенность школьной жизнью и успешность в обучении, позитивная оценка себя и своей жизни в целом, самопринятие и осознание не только своих положительных качеств, но и недостатков, компетентность в отношениях с окружающей средой» и др. [5].

При наличии специальных условий, обеспечивающих доступность образования для каждого обучающегося (инклюзивной образовательной среды), и сохранения при этом субъективного благополучия детей, родителей, педагогов можно говорить об инклюзивности школы. Ключевую роль в этом процессе играет позитивное отношение к инклюзии всех субъектов образования. Кроме того, важна вовлеченность в процесс инклюзивной трансформации школы детей, родителей, педагогов и управленческой команды.

В рамках апробации диагностического инструментария проекта нами было реализовано пилотажное исследование в одной из общеобразовательных школ г. Тюмени. В исследовании приняли участие: учащиеся 7-11 классов (807 чел., из них: 7 класс – 141 чел., 8 класс – 223 чел., 9 класс – 230 чел., 10 класс – 127 чел., 11 класс – 86 чел.); их родители (327 человек, из них: 7% имеют детей с ОВЗ); педагоги школы, работающие в 7-11 классах (119 чел.). Для опроса использованы авторские анкеты, позволяющие оценить отношение участников к инклюзии и их субъективное благополучие, составленные на основе методики Т. Бута, М. Эйнскоу и инструментария международного исследовательского проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детский мир» – Children’s World (https://isciweb.org/), который дополнен индикаторами, связанными с удовлетворенностью школой, семьей, друзьями, собой и своими жизненными перспективами [6]. Анализ результатов проводился с помощью пакета статистических программ SPSS-23.0. Опросники составлены как набор суждений, где респондентам было предложено оценить степень своего согласия с каждым из них по шкале Лайкерта. Кратко представим полученные результаты.

В инклюзивной школе учитель выступает главным субъектом трансформационных процессов и создания дружественной образовательной среды. Фокусом нашего исследования являлось отношение педагогов к инклюзии и их субъективное благополучие в аспекте удовлетворенности трудом. Результаты показали неоднородность отношения педагогов к инклюзивному образованию. С помощью кластерного анализа условно выделены три группы учителей: «романтики инклюзии» (склонные идеализировать возможности учителя в работе с «особенными» детьми, недооценивать имеющиеся риски) – 31,1% респондентов; «критики инклюзии» (воспринимающие инклюзию, прежде всего, как источник проблем, недооценивающие ресурсы инклюзивного образования) – 37%; «реалисты инклюзии» (объективно оценивающие риски и возможности инклюзии) – 31,9% [7]. Как негативное, так и идеализированное отношение многих педагогов к инклюзии является фактором риска для успешности инклюзивной трансформации школы и их субъективного благополучия. Важным результатом стало выявление прямых статистически значимых взаимосвязей оценки педагогами инклюзии как педагогического ресурса с показателями удовлетворенности работой [там же]. Учителя, удовлетворенные работой, высоко оценивающие уровень своей безопасности и защищенности, воспринимают инклюзию как ресурс и возможность для развития. Эта группа в основном представлена «реалистами инклюзии» (45%). Педагоги, которые не испытывают удовлетворенности от труда, склонны рассматривать инклюзивное образование как проблему. Среди них 48% – «критики инклюзии». Таким образом, развитие инклюзивного образования во многом определяется благополучием педагогов и их позитивным отношением к инклюзии, методической готовностью, включенностью в процесс проектирования школьной среды, что требует дополнительного глубокого изучения и разработки моделей и механизмов, обеспечивающих данные процессы.

В рамках настоящего исследования нам было важно оценить мнение обучающихся относительно инклюзивной трансформации школы и изучить их субъективное благополучие. В качестве индикаторов субъективного благополучия определены: удовлетворенность школой, семьей, собой и своими жизненными перспективами, друзьями, раскрывающие специфику отношения детей к себе и окружающему миру. Уровень удовлетворенности выражен в баллах от 1 до 5 (максимальное значение).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что удовлетворенность школой оценивается учащимися несколько ниже, чем удовлетворенность в других сферах (таблица 1). Ученики отмечают, что не чувствуют внимания со стороны учителей, им не хватает поддержки, уверенности в том, что все, что они получили в школе, обеспечит им счастливое будущее. При общей удовлетворенности получаемыми в школе знаниями учащиеся выражают недовольство системой общего образования – оно, по мнению учеников, не готовит их к самостоятельной жизни в будущем, не создает условий для оптимального развития индивидуальных способностей. При этом оценки детей, которые относят себя к ученикам с особыми образовательными потребностями, еще ниже в части удовлетворенности школой (в среднем – 2,93).

Таблица 1

Результаты оценки субъективного благополучия обучающихся

Индикаторы субъективного благополучия Удовлетворенность школой Удовлетворенность семьей Удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами Удовлетворенность друзьями
Среднее значение 3,34 4,53 4,30 4,63

Анализ корреляционных связей показал значимые различия в уровне субъективного благополучия учащихся, занимающихся в кружках и секциях: «посещающие секции и кружки» значимо выше оценивают все компоненты, что усиливает роль дополнительного образования в повышении уровня субъективного благополучия» [8]. Оценка детьми инклюзивности школьной среды оказалась на среднем уровне: показатели инклюзивной культуры – 3,51, инклюзивной политики – 3,33, инклюзивной практики – 3,09. Среди обучающихся, наиболее удовлетворенных школой, наблюдаются более высокие оценки инклюзии. Вызывает тревогу отмеченное детьми недостаточное внимание к их мнению со стороны педагогов и администрации школы. Ниже других оценивается суждение «в нашей школе всех учеников одинаково ценят».

Исследование отношения родителей к инклюзивной трансформации школы показывает, что почти половина родителей (43%) испытывают тревогу по поводу того, что их ребенок обучается в инклюзивной образовательной среде, около трети занимают позицию сторонних наблюдателей, а каждый седьмой – открыто против инклюзивной трансформации. Это, безусловно, становится риском для формирования позитивного инклюзивного климата в организации. При этом зафиксировано, что более позитивно относятся к инклюзивному образованию родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Они более высоко оценивают и степень сотрудничества, и школьную инфраструктуру, и инклюзивную политику школы в отношении совместного обучения в общеобразовательных классах. Кроме того, эти родители в большей степени вовлечены в организацию мероприятий, планирование и принятие решений совместно со школой. Позиция родителей, их отношение к инклюзии является несомненным ресурсом инклюзивной трансформации школы. Что обеспечивается, прежде всего, заботой о благополучии своих детей и заинтересованностью в результатах образования, готовностью к принятию решений в области инклюзивной политики.

Таким образом, в ходе исследования выявлено:

  • более высокая удовлетворенность педагогов работой и их субъективное благополучие обусловливает более позитивное отношение к инклюзивной трансформации и готовность к включению в развитие инклюзии;
     
  • удовлетворенность обучающихся школой относительно удовлетворенности другими сферами жизни является самой низкой. При этом среди обучающихся, наиболее удовлетворенных школой, наблюдаются более высокие оценки инклюзии;
     
  • большое число родителей тревожатся о благополучии детей в условиях инклюзивной трансформации, что нарушает их субъективное благополучие и препятствует развитию инклюзии.

Результаты проведенного исследования доказывают, что успешная инклюзивная трансформация школы связана с субъективным благополучием участников образовательных отношений, поэтому важно, чтобы данный показатель учитывался при проектировании процессов развития инклюзивного образования. Перспективой проекта является проведение масштабного исследования по данной теме на территории Тюменской области и разработка модели субъективного благополучия участников образовательного процесса на основе социо-эмоционального обучения в условиях инклюзивной трансформации школы.


Литература

  1. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие. 2-е изд. Москва: Центр исследований в обл. инклюзивного образования (CSIE), 2013. 123 с.

  2. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Инклюзивная среда школы: "взгляд" учителей / Е. В. Неумоева-Колчеданцева, С. А. Быков, Л. В. Федина // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 5. С. 180-186.

  3. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, no. 95, pp. 542-575.

  4. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The Structure of Psychological Well-being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, vol. 69, pp. 719-727.

  5. Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В., Волосникова Л.М., Семеновских Т.В. Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. C. 85-100. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260507 [Дата обращения 01.09.2022]

  6. Bruk Zh., Ignatjeva S., Sianko N. and Volosnikova L. Does age Matter? Life Satisfaction and Subjective Well-Being among Children Aged 10 and 12 in Russia // Population Review. 2021. Vol. 60 (1). Р. 75-96.

  7. Волосникова Л.М., Игнатжева С.В., Федина Л.В., Брук Ж.Ю. Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 2. С. 60-87. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-60-87 [Дата обращения 01.09.2022]

  8. Кукуев, Е. А. Дополнительное образование как ресурс для субъективного благополучия учащихся / Е. А. Кукуев, Л. М. Волосникова, О. В. Огороднова // Мир, открытый детству : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 23 мая 2022 года / Науч. редактор Е.В. Коротаева, отв. редактор Л.В. Воронина. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 60-63.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. But T., E`jnskou M. Pokazateli inklyuzii: prakticheskoe posobie. 2-e izd. Moskva: Centr issledovanij v obl. inklyuzivnogo obrazovaniya (CSIE), 2013. 123 s.

  2. Neumoeva-Kolchedanceva, E. V. Inklyuzivnaya sreda shkoly`: "vzglyad" uchitelej / E. V. Neumoeva-Kolchedanceva, S. A. By`kov, L. V. Fedina // Obzor pedagogicheskix issledovanij. 2021. T. 3. № 5. S. 180-186.

  3. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, no. 95, pp. 542-575.

  4. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The Structure of Psychological Well-being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, vol. 69, pp. 719-727.

  5. Bruk Zh.Yu., Ignatzheva S.V., Volosnikova L.M., Semenovskix T.V. Kognitivny`j komponent v strukture sub``ektivnogo blagopoluchiya detej // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. 2021. Tom 26. № 5. C. 85-100. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260507 [Data obrashcheniya 01.09.2022]

  6. Bruk Zh., Ignatjeva S., Sianko N. and Volosnikova L. Does age Matter? Life Satisfaction and Subjective Well-Being among Children Aged 10 and 12 in Russia // Population Review. 2021. Vol. 60 (1). R. 75-96.

  7. Volosnikova L.M., Ignatzheva S.V., Fedina L.V., Bruk Zh.Yu. Uchitel` v inklyuzivnom klasse: vzaimosvyaz` otnosheniya k inklyuzii s udovletvorennost`yu rabotoj // Voprosy` obrazovaniya/Educational Studies Moscow. 2022. № 2. S. 60-87. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-60-87 [Data obrashcheniya 01.09.2022]

  8. Kukuev, E. A. Dopolnitel`noe obrazovanie kak resurs dlya sub``ektivnogo blagopoluchiya uchashhixsya / E. A. Kukuev, L. M. Volosnikova, O. V. Ogorodnova // Mir, otkry`ty`j detstvu : Materialy` III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 23 maya 2022 goda / Nauch. redaktor E.V. Korotaeva, otv. redaktor L.V. Voronina. Ekaterinburg: Ural`skij gosudarstvenny`j pedagogicheskij universitet, 2022. S. 60-63.
     


Copyright (C) 2022, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100