Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2022

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3125

 2022 г., выпуск  № 9 (сентябрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Н.В.Петрова. Взаимодействие "студент-контент" в гибридном обучении // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №9 (сентябрь). ART 3125. URL: http://emissia.org/offline/2022/3125.htm

_________ Шифр научной специальности  05.08.01 (13.00.01)

Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Профессиональная компетентность педагога для реализации гибридного обучения (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» №073-03-2022-035/3 от 08.06.2022».

Петрова Наталья Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методик обучения информатике, Омский государственный педагогический университет, г. Омск
wiki.admi@gmail.com


Взаимодействие «студент-контент» в гибридном обучении

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности сопровождения педагогом взаимодействия «студент-контент» в условиях гибридного обучения. Автором представлены условия и стратегии организации взаимодействия, алгоритм по разработке онлайн-курса и сценарий взаимодействия студента с цифровым образовательным контентом.

Ключевые слова: гибридное обучение, цифровой образовательный контент, взаимодействие «студент-контент», вовлечение во взаимодействие.

----------------

Natalya V. Petrova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and Methodology of Teaching Computer Science, Omsk State Pedagogical University, Omsk
wiki.admi@gmail.com


Student-content interaction in hybrid learning

Abstract
This article discusses the features of teacher support of student-content interaction in the context of hybrid learning. The author presented the conditions and strategies for organizing interaction, an algorithm for developing an online course, and a scenario for student interaction with digital educational content.

Key words: hybrid learning, digital educational content, student-content interaction, engaging in interaction.

----------------

Пандемия Covid-19 актуализировала активное внедрение различных форм обучения в учебный процесс. Одной из таких форм, находящих в стадии своего становления и представляющих интерес для исследования, является гибридное обучение. Под гибридным обучением следует понимать синхронный процесс обучения, когда во время очного аудиторного занятия обучающиеся делятся на два типа – студенты, присутствующие на занятии очно, и студенты, присоединяющиеся к аудиторному занятию виртуально с помощью технологии видеоконференций. Использование цифровых технологий для обучения студентов, присутствующих онлайн, обусловливает наличие цифровой образовательной среды, расширяющей возможности взаимодействия всех участников образовательного процесса [1]. М. Moore выделил следующие виды взаимодействия в цифровой образовательной среде в условиях гибридного обучения: студент-преподаватель; студент-студент; студент-контент [2].

Взаимодействие «студент-преподаватель» предполагает формирование и поддержку учебного сообщества, где преподаватель вовлекает студентов в работу, формирует доверительную атмосферу, активно участвует в учебном взаимодействии студентов (комментирует, управляет дискуссией, привлекает экспертов, отвечает на вопросы), поддерживает групповые формы работы.

Взаимодействие «студент-студент» основывается на активных методах обучения, использовании сервисов для совместной работы, стимулировании студентов к обмену мнений и опытом выполнения заданий, живому общению, взаимному комментированию, рецензированию, оцениванию работ друг друга.

Рассмотрим третий вид взаимодействия «студент-контент» более подробно. Под цифровым контентом П.С. Ломаско предлагает понимать содержательное наполнение цифрового средства обучения [3]. Процесс взаимодействия студента с цифровым контентом по мнению Велединской С.Б., Дорофеевой М.Ю. требует сопровождения, то есть активного участия преподавателя в организации взаимодействия. Сопровождение предполагает тщательное планирование работы студентов с контентом, проектирования цифровой среды и поддержание процесса взаимодействия «студент-контент». Для организации взаимодействия, необходимо соблюдение следующих условий:

  • интерактивность контента – наличие обратной связи (например, тесты с автоматизированным оцениванием, интерактивные видео, тесты, встроенные в лекции, анкеты и др.);
     
  • мультимедийность контента – разнообразие форм (видеолекции, видеокомментарии, аудиокомментарии);
     
  • использование активных формы работы с контентом с целью развития творческого мышления (например, виртуальные лаборатории, тренажеры, ментальные карты, ленты времени, сервисы аннотирования, редактирования, совместного чтения и др.);
     
  • управляемое взаимодействие с контентом – наличие инструкций, рекомендаций, методических материалов [4].

Поддержание процесса взаимодействия работы с цифровым контентом согласно А. Miller возможно при использовании следующих стратегий:

  • организация виртуальных встреч для совместной работы:
  • Виртуальные встречи достаточно значимы в условиях гибридного обучения, во время этих встреч преподаватели могут читать лекции, используя наглядные материалы (ведется видеозапись данных лекций с возможностью пересмотра в удобное для студента время); объединять студентов в виртуальных комнатах для работы над проектами и проблемными заданиями; организовывать дискуссию по изученному раннее учебному материалу; проводить консультации и т.д.
     

  • создание потребности в знаниях:
  • Вовлечение в работу с контентом очень значимо для студентов, это способствует повышению мотивации и ведет к достижению поставленных целей. Наибольший интерес для студентов могут представлять аутентичные проекты, имеющие практическую значимость, а также обучение с элементами геймификации.
     

  • развитие навыков метапознания:
  • Процесс взаимодействия с контентом часто осуществляется в рамках самостоятельной работы, в целях повышения его результативности А. Miller рекомендует развивать навыки метапознания (понимание особенностей своего мышления и возможности регулировать познавательные процессы), рефлексию, способности ставить цели и организовывать свою деятельность по их достижению.
     

  • отбор дифференцированного цифрового образовательного контента:
  • В целях повышения вовлеченности студентов во взаимодействие с цифровым контентом, преподавателю следует подбирать наполнение цифровых средств обучения в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся. Это могут быть материалы в рамках модуля курса, индивидуальные задания небольшого объема (chunks). Студенты затрудняются удерживать внимание более 6-9 минут, после чего их активность значительно снижается.
     

  • использование инструментов мобильного обучения:
  • Обучение будет более гибким, если использовать обучающие мобильные приложения (Khan Academy, BrainPop, YouTube и др.), мобильный телефон для доступа к информационным образовательным ресурсам в процессе самостоятельной подготовки [5].

Студенты могут работать как с отдельными цифровыми образовательными ресурсами, так и с разработанным онлайн-курсом. Ученые колледжа DuPage разработали алгоритм, которым следует руководствоваться при проектировании и создании электронного курса для гибридного обучения:

  1. Подготовка описания, целей и задач курса.
     
  2. Планирование оценивания (входное, текущее и итоговое оценивание).
     
  3. Создание карты курса, включающей перечень модулей, порядок их освоения, список необходимых ресурсов и заданий.
     
  4. Планирование заданий. В условиях гибридного обучения занятия могут проводится как в аудиториях, так и онлайн. Аудиторные задания эффективны в случаях, когда важны: установление социального присутствия и поддержка, невербальное общение, обсуждение ожиданий от обучения, построение индивидуальной образовательной траектории, диагностика концептуального понимания студентами материала и обеспечение немедленной обратной связи, проведение мозгового штурма, ролевой игры и др. Онлайн-задания ориентированы на групповое взаимодействие, активное участие в дискуссиях, индивидуализированные обучение, автоматизированное оценивание и т.д.
     
  5. Создание или отбор контента в соответствии с планом курса. Преподаватель может использовать ранее разработанный курс для очного или смешанного обучения, тщательно его переработав или создать новый курс.
     
  6. Контроль качества курса. После завершения процесса создания курса необходимо получить обратную связь от студентов и экспертную оценку коллег о качестве курса.

Взаимодействие «студент-контент» согласно авторам возможно по следующему сценарию: вовлечение студентов в проблемное или проектное задание, которое может быть представлено в онлайн-курсе или в ходе виртуальной встречи, мозговой штурм в программе видеоконференции (zoom, google meets, bbb) с использованием онлайн-доски (padlet, miro) или созданием инфографики (canva, spiderscribe.net), (совместная) поисковая деятельность и решение задачи (Google-документы, виртуальные мультимедиа-хранилища Google, Yandex) с систематическим обсуждением в чатах, социальных сетях (telegram, whatsapp, viber, vk.com), представление полученных результатов и подведение итогов, обратная связь в программе видеоконференции (zoom, google meets, bbb) [6].

Таким образом, в условиях гибридного обучения взаимодействие «студент-контент» является одним из значимых видов взаимодействия, требующих сопровождения педагога, заключающего в проектировании и разработке цифрового образовательного контента, вовлечение в активное с ним взаимодействие и поддержание всего процесса активной работы. С целью повышения результативности сопровождения педагогу рекомендуется применять следующие стратегии: организация виртуальных встреч для совместной работы, создание потребности в знаниях, развитие навыков метапознания, отбор дифференцированного образовательного контента, использование инструментов мобильного обучения. Как правило, взаимодействие «студент-контент» осуществляется в рамках онлайн-курса, разработка которого возможна по следующему алгоритму – подготовка плана, планирование оценивания, создание карты курса, планирование и разработка контента курса, контроль его качества. Сам процесс взаимодействия строится по следующему сценарию: предъявление проблемного задания, мозговой штурм, поисковая деятельность, решение задания и его обсуждение, представление полученных результатов и рефлексия.


Литература

  1. Akbar M. Digital technology shaping teaching practices in higher education // Frontiers in ICT. 2016. Vol. 3. Р. 1–5.

  2. Moore M. Three types of interaction. The American Journal of Distance Education, 1989, 3(2), 1-7.

  3. Ломаско П.С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. №4. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-tsifrovogo-kontenta-pri-realizatsii-onlayn-obucheniya-v-sovremennom-universitete [Дата обращения 01.09.2022]

  4. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Технологии сопровождения в электронной среде . Институт электронного обучения, ТПУ. – 2015. Электронный ресурс. URL: https://portal.tpu.ru/eL/img/Tab1/tehnologii_soprovogdeniya_studentov.pdf [Дата обращения 01.09.2022]

  5. Miller, Andrew. "Blended Learning: Strategies for Engagement." Edutopia. Herff Jones Nystrom, 12 Oct. 2012. Web. 20 May 2015. Электронный ресурс. URL: http://www.edutopia.org/blog/blended-learning-engagementstrategies-andrew-miller [Дата обращения 01.09.2022]

  6. Learning and its impact on communication during COVID-19. Электронный ресурс. URL: https://spark.school/wellbeing/learning-and-its-impact-on-communication-during-covid-19 [Дата обращения 01.09.2022]

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Akbar M. Digital technology shaping teaching practices in higher education // Frontiers in ICT. 2016. Vol. 3. Р. 1–5.

  2. Moore M. Three types of interaction. The American Journal of Distance Education, 1989, 3(2), 1-7.

  3. Lomasko P.S. Rol interaktivnogo cifrovogo kontenta pri realizacii onlajn-obucheniya v sovremennom universitete // Sovremennoe obrazovanie. 2017. №4. Elektronnyj resurs. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-tsifrovogo-kontenta-pri-realizatsii-onlayn-obucheniya-v-sovremennom-universitete [Data obrashcheniya 01.09.2022]

  4. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.YU. Tekhnologii soprovozhdeniya v elektronnoj srede. Institut elektronnogo obucheniya, TPU. – 2015. Elektronnyj resurs. URL: https://portal.tpu.ru/eL/img/Tab1/tehnologii_soprovogdeniya_studentov.pdf [Data obrashcheniya 01.09.2022]

  5. Miller, Andrew. "Blended Learning: Strategies for Engagement." Edutopia. Herff Jones Nystrom, 12 Oct. 2012. Web. 20 May 2015. Elektronnyj resurs. URL: http://www.edutopia.org/blog/blended-learning-engagementstrategies-andrew-miller [Data obrashcheniya 01.09.2022]

  6. Learning and its impact on communication during COVID-19. Elektronnyj resurs. URL: https://spark.school/wellbeing/learning-and-its-impact-on-communication-during-covid-19 [Data obrashcheniya 01.09.2022]


Copyright (C) 2022, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100