Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2022

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3172

 2022 г., выпуск  № 11 (ноябрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
А.Р.Хайруллин, А.Р.Айдагулова. Медиасредства в профессиональной подготовке студентов художественно-графического факультета // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №11 (ноябрь). ART 3172. URL: http://emissia.org/offline/2022/3172.htm

_________ Шифр научной специальности 05.08.07 (13.00.08)

Хайруллин Артур Рамилевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
artizo@mail.ru

Айдагулова Алиса Расиховна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления в органах внутренних дел, Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Уфа
alisaras@ya.ru


Медиасредства в профессиональной подготовке студентов художественно-графического факультета

Аннотация
Рассматриваются вопросы применения медиасредств в профессиональной подготовке студентов художественно-графического факультета. Обозначены необходимые условия эффективной организации образовательного процесса с использованием медиасредств.

Ключевые слова: медиасредства, медиатворчество, цифровое искусство, творческая деятельность, художественное образование.

----------------

Artur R. Khairullin
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Fine Arts, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa
artizo@mail.ru

Alisa R. Aidagulova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Management in the Internal Affairs Bodies, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa
alisaras@ya.ru


Media tools in the professional training of students of the art and graphic faculty

Abstract
The relevance of this article is due to the processes of digitalization of education. The authors consider the issues of the use of media in the professional training of students of the art and graphic Faculty. The necessary conditions for the effective organization of the educational process using media are outlined.

Key words: media, media creation, digital art, creative activity, art education.

----------------

В современных условиях востребован специалист, владеющий  компетенциями в области цифровых технологий. Быстрые темпы развития технических средств информатизации, появление новых инфокоммуникационных технологий обуславливают необходимость обновления и педагогических «цифровых инструментов».

В профессиональной подготовке студентов художественно-графического факультета (ХГФ) внимание акцентируется  на презентации готового продукта – результата художественно-проектной деятельности. Художественные образы в сфере дизайна (иллюстрации, фотографии, шрифты, логотипы, эскизы и др.) являются важными элементами визуальных механизмов восприятия информации. Визуальная информация выступает одной из форм коммуникации. Ясность и чёткость этой коммуникации во многом зависит от выбора инструментов репрезентации информации.

В научной литературе медиа определяется как «посредник» между человеком и окружающим миром, как своего рода «транслирующий канал, построенный на идеологических, эмоциональных и даже подсознательных ожиданиях аудитории» [1, с. 12]. Мы хотели бы обратить внимание на медиасредства, как на средства, которые обладают образовательным потенциалом и позволяют участникам творческой проектной деятельности эффективно взаимодействовать друг с другом.

Учебный процесс по таким дисциплинам, как рисунок, живопись, композиция и др. не обходится без применения медиасредств. Студенты ХГФ используют компьютерные технологии  3D-моделирования, технологии визуализации и анимации проектных решений, информационно-коммуникационные технологии (медиаресурсы информационно-образовательной среды вуза, интернет-ресурсы, информационно-справочные системы, дистанционное обучение, инструменты видеоконференцсвязи и др.), графические редакторы, технические средства информатизации (3D-принтеры, мультимедийные классы и проектные мастерские).

В контексте информатизации значительно расширились границы художественного образования, что способствовало возникновению новых видов и форм художественно-изобразительной деятельности. В этом  контексте считаем важным обозначить такое современное направление как цифровое искусство (компьютерное искусство, digital art). Цифровое искусство «является современной формой творческой деятельности человека, в которой традиционные методы, механизмы и техники рисования преобразуются в цифровой формат» [2, с. 23].

Помимо выполнения академических работ по рисунку и живописи в ходе профессиональной подготовки студенты ХГФ осуществляют  многообразную творческую деятельность: выполняют цифровые эскизы по художественному оформлению печатной продукции (журналов, книг, плакатов, листовок и т.д.), создают иллюстрации в графических редакторах, разрабатывают шрифты и стили оформления для компьютерных программ, мультимедийных презентаций. Все эти виды творческой деятельности объединяет то, что они осуществляются с использованием медиасредств. Безусловно, преподавателю не следует полагаться только на цифровые технологии и медиасредства. Для эффективной работы необходимо найти баланс между традиционными методами обучения и современными компьютерными технологиями. Необходимо понимать, что медиа – это в первую очередь «средство», дополнительный вспомогательный инструмент, а не «цель». Мы согласны с И.В. Челышевой в том, что «интерактивность, прямые трансляции, соавторство аудитории и медиаагентств в создании медиапродуктов – вот неполный перечень интеграционных процессов между традиционными медиа с новыми информационными технологиями, с которыми связаны попытки формирования единого информационного поликультурного пространства, включающего возможности как «новых», так и «старых» медиа» [3, с. 74].

Научный интерес представляет понятие «медийное творчество». Вопросы медиатворчества исследуются в работах О.Н. Ткаченко [4], Н.Ф. Хилько [5], И.В. Челышевой [3] и др. Медиатворчество – это «процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты, взаимосвязанные процессы проективной деятельности и производства медиатекстов» [5, с. 30]. Если результатами художественно-творческой деятельности являются художественные образы, то «продуктами медийного творчества становятся формы и способы представления информации» [4, с. 93].

Учитывая специфику высшего художественного образования и его социально-культурный характер, позволим себе обозначить условия эффективной организации образовательного процесса с применением медиасредств [6]. На наш взгляд, главным организационным условием успешной профессиональной подготовки является информационно-образовательная среда вуза, «интегрирующая все основные процессы деятельности вуза по принципу «виртуального двойника» реального университета» [7, с. 93]. Вторым не менее важным педагогическим условием выступает единство традиционного художественного и цифрового образования с использованием медиасредств. Другими словами, имеет значение грамотное использование цифровых технологий в сочетании с традиционными видами изобразительной деятельности – от чертежа и технического рисунка до компьютерной графики; от макета, выполненного вручную, до трёхмерного моделирования и печати на 3D-принтере. Важно отметить и третье условие – формирование готовности анализировать поставленные учебно-творческие задачи, отбирать оптимальные медиасредства, необходимые для их реализации с выходом на графическое представление и защиту художественно-творческих проектов.

В заключение отметим, что реализация творческого потенциала студентов, подготовка настоящего профессионала – основная задача преподавателя, который наряду с традиционными педагогическими технологиями использует современные медиасредства. Возникает необходимость актуализации образовательного потенциала медиасредств и активного их использования в педагогической практике, в том числе в практике дистанционного взаимодействия.


Литература

  1. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования / Н.Б. Кириллова, Л.Б. Зубанова, С.Б. Синецкий [и др.]. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. 292 с.

  2. Будагян Р.Р. Цифровизация в пространстве медиаискусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1(11). С. 22-29.

  3. Челышева И.В. Медиатворчество в социально-культурной среде: теория и практика: монография. М; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 151 с.

  4. Ткаченко О.Н. Специфика творчества в медиапространстве // Омский научный вестник. 2015. № 1(135). С. 91-94.

  5. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: Монография. Омск: Изд-во Сибирского филиала Российского института культурологии, 2001. 446 с.

  6. Хайруллин А.Р. Развитие художественно-творческих способностей в процессе обучения компьютерной графике: монография; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО БГПУ им М. Акмуллы. Уфа: БГПУ, 2012. 112 с.

  7. Кудинов И.В. Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 89-101.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya / N.B. Kirillova, L.B. Zubanova, S.B. Sineckij [i dr.]. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2019. 292 s.

  2. Budagyan R.R. Cifrovizaciya v prostranstve mediaiskusstva (na primere komp'yuternogo iskusstva, net-arta, cifrovoj fotografii i cifrovoj zhivopisi) // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya. 2021. № 1(11). S. 22-29.

  3. CHelysheva I.V. Mediatvorchestvo v social'no-kul'turnoj srede: teoriya i praktika: monografiya. M; Berlin: Direkt-Media, 2018. 151 s.

  4. Tkachenko O.N. Specifika tvorchestva v mediaprostranstve // Omskij nauchnyj vestnik. 2015. № 1(135). S. 91-94.

  5. Hil'ko N.F. Rol' audiovizual'noj kul'tury v tvorcheskom samoosushchestvlenii lichnosti: Monografiya. Omsk: Izd-vo Sibirskogo filiala Rossijskogo instituta kul'turologii, 2001. 446 s.

  6. Hajrullin A.R. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej v processe obucheniya komp'yuternoj grafike: monografiya; MOiN RF, FGBOU VPO BGPU im M. Akmully. Ufa: BGPU, 2012. 112 s.

  7. Kudinov I.V. Informacionnye tekhnologii v professional'nom pedagogicheskom obrazovanii // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 3. S. 89-101.
     


Copyright (C) 2022, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100