Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2023

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3218

 2023 г., выпуск  № 2 (февраль)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
А.М.Вербенец. Своеобразие и особенности проявлений экспериментирования в художественной деятельности у старших дошкольников // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2023. №2 (февраль). ART 3218. URL: http://emissia.org/offline/2023/3218.htm

_________ Шифр научной специальности 05.08.02.

Вербенец Анна Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
an2772@yandex.ru

Своеобразие и особенности проявлений экспериментирования в художественной деятельности у старших дошкольников

Аннотация
На основе экспериментального исследования выделены особенности экспериментирования в рисовании у детей 6-7 лет (предпочтения; стратегии обследования материалов; направленность интересов); выделены разные стратегии «экспериментирования» у дошкольников; раскрыт «ориентировочный» и «процессуальный» характер детских действий; связь с формированием компонентов познавательной деятельности и художественных способностей; на их основе сформулированы целесообразные условия педагогической поддержки детской деятельности.

Ключевые слова: экспериментирование в художественной деятельности; рисование детей 6-7 лет; особенности «художественного» экспериментирования; направленность и компоненты экспериментирования.

----------------

Anna M. Verbenets
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Pedagogy, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
an2772@yandex.ru

The originality and peculiarities of the manifestations of experimentation in artistic activity in older preschoolers

Abstract
In the material, based on experimental research, the features of experimentation in drawing by children aged 6-7 are highlighted (preferences; survey strategies and the direction of interests, the influence of artistic abilities); different strategies of "experimentation" by children are highlighted; the "indicative" and "procedural" nature of children's actions is shown; its development with the formation of components of cognitive activity and a number of artistic abilities; on their basis, the pedagogical conditions for supporting children's activities are formulated.

Key words: experimentation in artistic activity; drawing of children 6-7 years old; features of «artistic» experimentation; orientation and components of experimentation.

----------------

Исследование особенностей экспериментирования в художественной деятельности у дошкольников обеспечит уточнение актуальных направлений художественно-эстетического развития (научно-методический аспект); позволит выявить детские предпочтения, реальный опыт и трудности в процессе его освоения (феноменологический аспект; индивидуализация образования); обосновать современные целевые, содержательные аспекты образовательного процесса детского сада (технологический аспект). Выделим ключевые противоречия между «увлечением» практиков в использовании разных изобразительных техник, а также разнообразие видеоконтента с соответствующими мастер-классами, и недостаточным теоретическим обоснованием системности в их использовании в целостном образовательном процессе; ориентир в педагогической практике на «показ и повторение за одно занятие», а не развитие умений и поддержку творчества (что снижает и противоречит его образовательному потенциалу); а также малочисленность фактических данных относительно его развития у современных дошкольников (выявление особенностей, динамики, своеобразия) как основы для проектирования образовательного процесса.

Экспериментирование в художественной деятельности [1, 2] («художественное экспериментирование» на материале рисования [2] как определение, более раскрывающее его своеобразие) - относительно новый термин, часто используемый в свете идей развития творчества, детских инициатив и самостоятельности, интеграции познавательного и художественно-эстетического образования дошкольников [3, 4, 5]. Теоретическими основаниями его изучения являются идеи в области компонентов экспериментирования как вида познавательно-исследовательской деятельности в единстве компонентов: от цели до результата (Н.Н. Поддъяков [6]); развития комбинаторных умений и творчества в дошкольном возрасте (Н.Н. Поддъяков [6], А.И. Савенков [7]); особенностей проявления художественных способностей (Т.А. Барышева [8], Е.М. Торшилова [9]); развития художественной деятельности в дошкольном возрасте (И.А. Лыкова [1]); поддержка субъектных проявлений [2]. «Художественное» экспериментирование, как познавательно-исследовательская деятельность, направленная на изучение свойств и качеств материалов и инструментов, средств выразительности, изобразительных приемов и способов создания образа; и обеспечивающая использование освоенного в решении творческой задачи и получение эстетического продукта; таким образом является начальным этапом освоения изобразительных приёмов и материалов. В таком понимании подчёркиваются особенности характера проб с изобразительными/неизобразительными материалами, направленность поиска на изучение вариативности средств выразительности, создания выразительного образа на основе комбинаторных умений (целенаправленный перебор вариантов) [2]. В этом состоит отличие от познавательного экспериментирования (опытов по смешиванию красок) и собственно творчества (создания выразительного образа).

Вместе с тем, недостаточно изучены особенности его проявления в старшем дошкольном возрасте, в котором (в связи с развитием познавательно-исследовательской деятельности, опытом творчества и освоения изобразительных техник) повышается целенаправленность и осознанность деятельности; самостоятельность и инициативность (субъектные проявления) в пробах и поисках, результативность и перенос в новые условия; а также на примере рисования (как ведущего вида), в котором часто не предусматривается усложнения приобретенного опыта.

В связи с этим, цель исследования: выявление особенностей и своеобразия «художественного» экспериментирования в рисовании у детей 6-7 лет. Экспериментальное изучение включало выборку 150 детей 6-7 лет, посещающих разные детские сады города (2010-2020 гг.); диагностические методы: наблюдение процесса создания работы с использованием разных изобразительных техник и материалов; беседу с ранжированием детских предпочтений образов и способов создания; оценку продукта деятельности (работ); диагностику выявления развития художественных способностей [9]. Анализу подвергались: проявление интереса (направленность, характер, вопросы), опыт деятельности, предпочтения (личностные показатели); стратегия обследования и компоненты экспериментирования (выдвижение гипотез, особенности обследования материалов/способы действий, число и характер проб, самостоятельность и инициативность, комментарии, перенос освоенного для создания работы – деятельностные показатели); анализ полученного результата (оригинальность и выразительность; гармоничность и соответствие элементарным требованиям эстетичности; адекватность задаче – результативные показатели).

Выявлен «ориентационный» уровень экспериментирования у детей 6-7 лет: немногочленные пробы (во многом ситуативные манипулятивные действия); интерес к изобразительному материалу (возможностям материалов, преобразованию; не продукту); «процессуальность» (увлеченность «действием ради действия, не результата); заинтересованность и эмоциональность в процессе действий. У дошкольников «художественное» экспериментирование проявлялось в трех направлениях:

  • «исследующем» (освоение возможностей и пробы использования различных изобразительных материалов посредством обследования, «художественно-эстетических» опытов, освоения приемов создания изображения - две трети детей выборки);
     
  • «комбинаторном» (направленность на выделение разных способов создания, средств выразительности посредством «решения» поисковых заданий (как изобразить темное на темном? украсить разными способами) - четверть детей);
     
  • «творческом» (создание образов посредством «комбинаторного» поиска творческого решения: проб материала, формата, сочетания средств выразительности, жанра: разными способами изобразить солнце, придумать герб группы, вариант афиши - 5-10% детей в зависимости от опыта и развития способностей).

«Портрет» ребенка 6-7 лет характеризуется: наличием опыта их освоения (на мастер-классах, передачах, примерах выполнения работы в детских журналах); ярким интересом и эмоциональными реакциями в процессе деятельности; «размытостью» понимания правил (повтор увиденного ранее); вопросами преимущественно о «технологии»; проверкой немногочисленных предположений (2-3 варианта-пробы); воспроизведение «образцов» с последующим внесением незначительных аналогичных изменений. Все дети любят рисовать-экспериментировать; однако называли ситуативно 3-5 вариантов («припоминали» недавно освоенные или увиденные: ладонная, тычковая техника, монотипия, фрактальные рисунки, эбру, отпечатки предметов, рисование пищевыми красителями). У детей замечен интерес к данному содержанию: задавали вопросы, проявляли любознательность и активность в смешивании красок, освоения разных способов штриховки, необычным способам рисования (ластиком, свечой, соком); в целом интерес направлен на изучение свойств материалов (цвет, формы, неизобразительные материалы) – 50%, инструментов - 25%, в меньшей степени на поиск вариантов создания изображения - 25%.

Выделим (условно) пять групп с описанием различий экспериментирования у детей (стратегии обследования): «манипуляторы» (повторение действий взрослого, ожидания помощи, рутинное воспроизведение без поиска) - четверть детей; «процессуалисты» («запомнить последовательность»: акцент на действия, последовательность, перебор вариантов) – около трети детей; «сенсорики» («как красиво»: стихийность интереса, эмоциональные реакции на необычный результат, «увлеченность» цветом, эффектами) – 20% детей; «исследователи» («как это получается»: установление связей, приёмов, изучение возможностей материалов) – около 15% детей выборки; «творцы» (внимание к оригинальности, перенос освоенного для создания изображения) - около 5-10% детей выборки.

Анализ компонентов экспериментирования показывает, трудности в постановке цели и выдвижении гипотез (гипотетичности), импровизации, самостоятельности. При средних показателях развития практических обследовательских действий; разных стратегиях «обследования», получения результата; переносе в новые условия. И высоких показателях: эмоциональных проявлений, интересе. Гипотетичность и импровизация сложны для большинства дошкольников (по сравнению с результатами младших школьников до 20 творческих решений по данным В.А. Тургель [10]). Только 5-10% детей разных детских садов пробывали переносить освоенное в новые условия (смешивать акварель; накладывать оттенки посредством штриховки карандашей; выбирать варианты композиционного расположения элементов на разных по форме основах). В целом дети предлагали не более 2-3 вариантов-проб, «теряли» задачу, увлекшись действием и полученным «эффектом» (новым оттенком, пятном, декором, вариантом изображения). Выявлены гендерные проявления: у мальчиков доминирование интереса к материалами, инструментам, необычным приемам рисования; гипотетичность в поиске разных способов деятельности; у девочек - «разработка» рисунка и «декорирование»; интерес к получению новых оттенков, элементов декора.

Установлены дискуссионные моменты: - связи между развитием экспериментирования (как познавательной деятельности) и проявлением «художественного» экспериментирования; а также развитием способностей (синестезии, воображения) и опыта рисования (при «комбинаторной» и «творческой» направленности действий):

  • значимо, что около 15% детей при развитых умениях и создании в целом творческих работ испытывали существенные трудности в данном экспериментировании; тяготели к орудийным и «традиционным» способам рисования; предпочитали «классические» материалы, приемы; что констатируется как их выборы и предпочтения;
     
  • детская работа (продукт эксперимента) представляет собой не сколько образ, столько «фиксацию» пробы-поиска («черновик»);
     
  • экспериментирование активизируется «наглядностью» (готовой работой, необычным изобразительным/неизобразительным материалом, демонстрацией действия).

Выявленные особенности определяют целесообразность не формального «обучения» изобразительным техникам, а смешение образовательных акцентов на педагогическую поддержку детей в экспериментировании и создании ряда педагогических условий:

  • рассматривание данного экспериментирования как «помощи» (уровня, этапа) в творчестве, а не «самоцели»; отказ от формального выполнения «результативной» работы в определённой технике (материале), в сторону поиска, пробы возможностей;
     
  • уточнение умений данного экспериментирования и проектирование усложнения в их освоении;
     
  • использование не директивных приемов помощи и совместных «активностей» (клубов по интересам, культурных практик, применения вариативных изобразительных/неизобразительных материалов и способов рисования; «художественных» опытов);
     
  • амплификация предметно-пространственной среды, «провоцирующей» детское экспериментирование (выставка неординарных рисунков; пооперационные схемы и «подсказки» для проб и поиска; наброски и заготовки для дорисовки; собираемая совместно с детьми коллекция изо-материалов);
     
  • признание права ребенка на самостоятельное видение, мнение, выбор привлекательного материала и способа деятельности; корректность в предлагаемых темах, материалах и оценке результата;
     
  • учет индивидуальных дефицитов (развития умений, воображения, комбинаторных показателей, художественных способностей) и их предпочтений в выборе тематики и определении стратегии взаимодействия с детьми (демонстрации, подсказки, совместности, соревновательности, постановки «творческой задачи»).

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдается доминирование личностных проявлений над деятельностными и результативными; наличие интереса и предпочтений в экспериментировании (преимущественно на «исследующем» уровне); демонстрация ряда умений (в большей степени обследующие; в меньшей – выдвижения гипотез, получения результата); данная деятельность носит «ориентировочный» (интерес к материалам и способу рисования) и «процессуальный» характер, стимулируется педагогом и разными формами наглядности; его развитие связано с формированием компонентов познавательной деятельности и ряда художественных способностей (что определяет его своеобразие).


Литература

  1. Лыкова И.А. Экспериментирование и творчество. // Цветной мир. Выпуск 6/2010. - М.: Цветной мир, 2010. – 65 с.

  2. Гогоберидзе А. Г., Акулова О. В., Вербенец А. М., Деркунская В. А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017; 2022. — 400 с.

  3. Вербенец А.М. Исследовательское поведение дошкольников в процессе освоения изобразительного искусства и художественной деятельности: идеи, особенности, методы // Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. - СПб.: Детство-пресс. 2012. - Стр.42-58.

  4. Воробьева И.Н. Экспериментирование с художественными материалами в изобразительной деятельности как предпосылка к исследовательской активности детей раннего возраста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentirovanie-s-hudozhestvennymi-materialami-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-kak-predposylka-k-issledovatelskoy-aktivnosti [Дата обращения 01.02.2023]

  5. Бубнова С.Ю., Андриеш В.А. Технология организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-eksperimentirovaniya-v-protsesse-izobrazitelnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=le5qb7mcrb984102970 [Дата обращения 01.02.2023]

  6. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников (voppsy.ru). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901016.htm [Дата обращения 01.02.2023]

  7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. 2-у изд., доп. и перераб. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 240 с.

  8. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышева; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 140 с.

  9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 141 с.

  10. Тургель В.А. Половозрастные различия количества выдвигаемых гипотез в изобразительной деятельности младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. - СПб.: Издательство ВВМ. 2016. Том 2, Номер 1. Стр. 250-255.

Рекомендовано к публикации:
А.Н.Сазонова, кандидат педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Lykova I.A.: Jeksperimentirovanie i tvorchestvo. // Cvetnoj mir. Vypusk 6/2010. - M.: Cvetnoj mir, 2010. – 65 s.

  2. Gogoberidze A. G., Akulova O. V., Verbenec A. M., Derkunskaja V. A. Obrazovatel'naja oblast' «Hudozhestvenno-jesteticheskoe razvitie»: Uchebno-metodicheskoe posobie / nauch. red. A. G. Gogoberidze. — SPb.: OOO «IZDATEL''STVO «DETSTVO-PRESS», 2017; 2022. — 400 s.

  3. Verbenec A.M. Issledovatel'skoe povedenie doshkol'nikov v processe osvoenija izobrazitel'nogo iskusstva i hudozhestvennoj dejatel'nosti: idei, osobennosti, metody // Razvitie poznavatel'no-issledovatel'skih umenij u starshih doshkol'nikov. - SPb.: Detstvo-press. 2012. - Str.42-58.

  4. Vorob'eva I.N. Jeksperimentirovanie s hudozhestvennymi materialami v izobrazitel'noj dejatel'nosti kak predposylka k issledovatel'skoj aktivnosti detej rannego vozrasta. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentirovanie-s-hudozhestvennymi-materialami-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-kak-predposylka-k-issledovatelskoy-aktivnosti [Data obrashcheniya 01.02.2023]

  5. Bubnova S.Ju., Andriesh V.A. Tehnologija organizacii jeksperimentirovanija v processe izobrazitel'noj dejatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-eksperimentirovaniya-v-protsesse-izobrazitelnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=le5qb7mcrb984102970 [Data obrashcheniya 01.02.2023]

  6. Podd#jakov N.N. Novyj podhod k razvitiju tvorchestva u doshkol'nikov (voppsy.ru). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901016.htm [Data obrashcheniya 01.02.2023]

  7. Savenkov A. I. Malen'kij issledovatel'. Kak nauchit' doshkol'nika samostojatel'no priobretat' znanija. 2-u izd., dop. i pererab. - M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2017. - 240 s.

  8. Barysheva T.A. Diagnostika jesteticheskogo razvitija lichnosti : Ucheb.-metod. posobie / T.A. Barysheva; Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 1999. - 140 s.

  9. Torshilova E.M., Morozova T.V. Razvitie jesteticheskih sposobnostej detej 3-7 let (teorija i diagnostika). - Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2001. - 141 s.

  10. Turgel' V.A. Polovozrastnye razlichija kolichestva vydvigaemyh gipotez v izobrazitel'noj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov. // Gercenovskie chtenija. URL: Hudozhestvennoe obrazovanie rebenka. - SPb.: Izdatel'stvo VVM. 2016. Str. 250-255.


Copyright (C) 2023, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100