| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.8.1. Силантьева Екатерина Валерьевна
Аннотация Ключевые слова: школьная культура, советская школа, ценности, нормы поведения, правила поведения, нормы профессиональной деятельности. ---------------- Yekaterina V. Silantyeva
Abstract Key words: school culture, Soviet school, values, norms of behavior, rules of conduct, norms of professional activity. ---------------- В условиях критики качества школьного образования, активизировался общественно-политический дискурс вокруг осмысления опыта советского прошлого. В науке это явление получило название «ресоветизация», оно выражается в научном обосновании реанимации советских практик в разных сферах общественно-политической жизни. Проведенный нами историографический анализ показывает, что, несмотря на значительный объем исследовательских материалов по истории советской школы, недостаточно изученной оказалась проблематика советской школьной культуры, т.е. всего комплекса характеристик жизни школы, ценностей, норм, символов, которые стали результатом различных внешних по отношению к образованию и внутренних процессов. Определяя базовые характеристики советской школьной культуры, мы выделили в ней как в феномене три компонента: аксиологический, нормативно-деятельностный, символический [1, с. 126]. Аксиологический компонент. Ценностную основу школьного воспитания в 1960-80 гг. задавал «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза в 1961 году. Этот документ представлял собой совокупность принципов и норм коммунистической морали, в которых были сформулированы требования к нравственному облику советского человека [2]. На основе этого в Академии педагогических наук СССР были разработаны рекомендации «Примерное содержание воспитания школьников». Исследователи советского школьного воспитания определяют его как «…воспитание всесторонне развитой личности, формирование диалектико-материалистических взглядов и коммунистической морали. Будучи порождением утопии, она неизбежно носила утопический характер, что приводило к постоянному разрыву между словом и делом, между декларациями о свободе и реалиями школьной жизни» [3, с. 21]. В идеале советского воспитания выделяют такие черты и признаки личности как высокая образованность, желание всё знать, достижение успехов в конкретной специальности, разносторонность интересов и потребностей, любовь к человеку и человечеству, внешняя красота и физическое здоровье [4, с. 14]. Нормативно-деятельностный компонент советской школьной культуры задавался целым комплексом документов, правилами поведения субъектов образовательного процесса, требования к их внешнему виду, нормам коммуникации и др. Школьная культура задавала одобряемый внешний облик (школьная форма, прическа, макияж); нормы поведения на уроке и вне его. Нормативно-деятельностный компонент культуры школы предполагает соблюдение всеми членами школьных сообществ норм, правил, требований, которые могут носить как формальный, так и неформальный характер. Нормы признаются в школьном сообществе как важная часть его жизнедеятельности, их осознанно и неосознанно придерживаются. Анализ правил поведения учащихся находим в [5, с. 84]. В истории советской школы правила поведения издавались несколько раз (1943, 1960, 1972 гг.). Последняя редакция создает образ идеального ученика: старательный, аккуратный, участник общественной работы, соблюдающий режим дня и технику безопасности. По существу, правила являли собой «список довольно абстрактных моральных установок» [6, с. 65]. Однако, при сохранении единообразия и четком определении линии поведения («добросовестно выполняй все распоряжения учителей и работников школы, а также органов ученического самоуправления»), наблюдалась и известная динамика, и нормы 1972 года характеризует тип культуры, допускающий большую свободу ученика. Сравнительный анализ формулировок, слов и понятий подтверждает изменения в советской школьной культуре 1970-80 гг., которая в своем нормативном компоненте сохранила некоторые черты авторитарной модели, но при этом, отражала и «сознательный (или стихийный) демократизм…» [7, с. 36]. К нормативному компоненту школьной культуры мы относим и внешний облик школьников. Школьная форма, впервые введенная в советской школе в 1949 году, сохранялась до времен «перестройки». Нормативными документами, регламентирующими внешний вид школьника, являлись правила для учащихся, единые требования к учащимся. Но в них не содержалось точное описание школьной формы или нормативного внешнего вида ученика. В 1970 году Постановлением Совета Министров СССР был одобрен Устав средней общеобразовательной школы, в нем отмечалось, что для учащихся общеобразовательных школ устанавливалась форма одежды, утвержденная Советом Министров союзной республики. К концу 80-х годов нормативный компонент школьной культуры повторял практически все традиционные нормы советской школы (подчинение учителю, вставать при входе учителя в класс, выражение «звонок для учителя» и т.д.). Между тем, документы, регламентирующие правила поведения школьников, внешний облик учеников по своим формулировкам, оборотам и транслируемым моральным установкам дают образ измененной школьной культуры, допускающей вариативность поведения, новые методы обучения, более гибкие нормы коммуникации между учителем и учеником, изменение отношений внутри школьного ученического сообщества. Многое о школьной культуре может сказать символический компонент. Визуальным символом школьной культуры стала школьная форма [8], в том числе и потому, что она была частью повседневной жизни каждого советского школьника. К символике школьной культуры можно отнести тексты клятвы, присяги, ритуалы [9]. В советской школе ритуалы были связаны с приемом новых членов в молодежные организации, среди которых особое значение имел прием в пионеры. Исследователи подчеркивают особенность ритуала – его устойчивость во времени. Ритуал приема в пионеры практически не менялся на протяжении всей истории пионерской организации и проходил по отработанным сценариям. Э.Дюркгейм отмечает, что сакральный характер не является атрибутом вещи (или явления), он налагается на нее [10, с. 180]. Особое значение ритуалов связано с порождаемыми ими эмоциями, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на участника. Таким образом, констатируем, что результатом развития школьной повседневности в 1970-80 гг. стало оформление советской школьной культуры. В ее составе были:
Перечисленные компоненты явились базой для формирования российской школьной культуры.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2023, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |