| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.8.1 Али Ради Оваид Аль-Джебур
Аннотация Ключевые слова: воспитание, театральное искусство, становление театрального искусства в Ираке, воспитывающий потенциал театра, модели воспитания средствами театра. ---------------- Ali Radi Owaid Al Jabur
Abstract Key words: education, theatrical art, the formation of theatrical art in Iraq, the educational potential of the theater, models of education by means of the theater. ---------------- Искусство является одним из важнейших ресурсов воспитания детей, поскольку оказывает существенное влияние на развитие представления об эстетических и нравственных нормах общества. Это, в свою очередь, влияет на общее развитие личности ребенка, на его взгляды и убеждения, привычки, образ жизни и т.д. Театральное искусство является отличным способом развития знаний, умений и навыков ребенка, поскольку, наряду с архитектурой, скульптурой, музыкой, литературой, кинематографом и изобразительным искусством, позволяет детям познавать окружающий для них мир при помощи определения и выявления культурных особенностей своей страны, региона, а также всего мира. Театр всегда оставался важнейшей частью национального культурного пласта, вне зависимости от внутригосударственной специфики и степени экономического или политического развития той или иной страны. В Ираке, который на протяжении длительного периода в истории Ближнего Востока, являлся социально-культурным (равно, как и политическим и экономическим) центром региона, работа театральных трупп известна еще с V-VII вв. Это были, по большей части, бродячие артисты, в репертуаре которых значились классические мусульманские и некоторые античные постановки. В VIII столетии появился кукольный театр, который также был основан на древнегреческих, древнеримских и месопотамских традициях, но который привнес и много нового в театральное искусство региона. В кукольном театре Ирака того периода значились постановки, в которых обыгрывался ближневосточный быт, а также постановки, основанные на арабской литературе [2]. В том же VIII веке в Ираке, а позднее, в IX-XI вв. и по всей территории Ближнего Востока распространился ритуальный театр Тазийе. В отличие от классического театра, где на первом плане - персонажи, их эмоции и проблемы, в ритуальном театре главную роль играют повторяющиеся действия (ритуалы), которые, как отмечают исследователи Е. Г. Царькова и А.-Э. Кхалел, обеспечиваот основное воздействие на зрителя [3]. Мотивы ритуального театра Тазийе до сих пор, спустя более 1000 лет, прослеживаются в иракском театральном искусстве. Изолированный характер ближневосточного региона, в том числе, и в социально-культурном отношении, на долгое время законсервировал развитие театрального искусства: именно ритуальный и кукольный театр были основными в театральной сфере региона вплоть до XIX столетия, когда вследствие активизации колонизаторских амбиций крупнейших европейских держав в регион стала внедряться и культура Европы. К этому периоду относятся первые известные науке иракские драматурги – Хани Хабаш, Аль-Хори Хермес Носу, Алла аль-Сатар и др. [4]. В XX столетии театр прочно укрепился в иракской культуре. Особенно заметным это стало после национально-освободительной революции 1958 года в Ираке, когда стала формироваться самобытная культура на стыке большого количества традиций. Большую роль в этом сыграл театр европейского типа, который с тех пор является неотъемлемой частью иракского искусства. Таким образом, театр европейского типа, который, хоть и не был изначально присущ иракскому обществу, сыграл большую роль в формировании самосознания иракцев, в связи со своей самобытностью, где переплелись европейская, античная, ближневосточная и азиатские традиции. Для закрытого, традиционалистского и консервативного общества современного Ирака, открытым вопросом остается система воспитания, которая сформировалась на основе мусульманских и ближневосточных традиций. Несмотря на внушительный спектр развлечений, на возможности научно-образовательного и просветительско-воспитательного досуга, театральное искусство в современном Ираке оказывается востребованным ресурсом и средством воспитания. При помощи театра, эстетические и моральные нормы могут прививаться и дошкольникам, и учащимся школ и студентам средних специальных и высших учебных учреждений [5]. В плане воспитания театр весьма универсален: при просмотре постановки у зрителя активизируются все органы чувств. Вместе с тем, роль театра и его функции в воспитании ребенка зависят от модели воспитания, которой придерживается педагог [6]. В научно-педагогической литературе можно найти описание ряда таких моделей: идеалистической, прагматической, реалистической, антропоцентрической, модели свободного воспитания. Для идеалистической модели характерно создание таких образовательно-воспитательных условий, при которых ребенок может в перспективе достичь максимума своего потенциала. Педагог в данном случае может выполнять разные функции: от помощника до наставника и тьютора. В этой модели развиваются как интеллектуальные, так и творческие способности ребенка, и учителю важно найти баланс, который позволил бы раскрыть весь потенциал ребенка [7]. Пример использования театра в этой модели - турецкая пьеса Намик Кемаль «Vatan yahut Silistre» (Родина или Силистра). Пьеса с успехом ставится в крупнейших театрах Ирака на протяжении более полувека. Необходимо, чтобы ученик, совместно с педагогом не только посмотрел и разобрал данную пьесу, но также и определил связь в сюжете, а также мотивы и эмоции персонажей. В пьесе имеется большое количество ссылок к иракской культуре и арабскому миру в целом, что позволит ученику полностью погрузиться в мир пьесы и понять ее суть. Анализ, который ребенок, под наставничеством педагога, будет проводить, должен включать в себя рассмотрение аудиовизуального компонента – работу режиссера, звукорежиссера, светооператора, композитора, дирижера, костюмера и т.д. Это позволит сформировать у учащегося четкое понимание того, почему были выбраны именно эти костюмы, цвет, музыка и т.д. В прагматической модели педагог выстраивает образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь ребенку адаптироваться «здесь и сейчас». В отличие от идеалистической модели, ориентированной на то, чтобы получаемые учеником знания, умения и навыки могли пригодиться ему в дальнейшей жизни, прагматическая модель направлена на то, чтобы помочь ребенку в его настоящем, чтобы он мог решать собственные проблемы по мере их поступления. Помимо этого, педагог демонстрирует ребенку необходимость преобразования окружающей среды к своим целям, а не приспособления к существующей среде [8]. На первый план в этой модели выходит индивидуальность ребенка. Прагматическая модель подразумевает, что у учащихся формируются и развиваются такие знания, умения и навыки, которые необходимы здесь и сейчас, а не пригодятся в будущем. В образовательных учреждениях современного Ирака идея построения воспитания на основе прагматизма встречается редко, однако такие примеры с течением времени все чаще появляются в крупных городах. Использование театрального искусства в воспитании по данной модели может быть направлено на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать с природой и социумом, на развитие своих индивидуальных особенностей и качеств. В качестве примера - арабская пьеса «Открытие Андалузии» египетского драматурга Мустафы Кямиля, в которой присутствует яркий главный герой. Здесь важным является то, чтобы ученик ассоциировал себя с ключевым персонажем пьесы, чтобы у него возникло желание продемонстрировать свои наиболее яркие черты. Перед просмотром пьесы педагогу следует обратить внимание учащихся на необходимость наблюдения за поступками главного героя, за его взаимодействием с другими персонажами и окружающим его миром. У ребенка должна возникнуть ассоциативная связь с персонажем постановки, чтобы ребенок мог повторять положительные действия героя произведения. Реалистическая модель схожа с прагматической, однако на первый план при ее реализации выходят не сами поступки, а эмоции и чувства, которые к ним побуждают. Г. Ю. Беляев отмечает значимость развития эмоционально-образной сферы личности [9] и задача театра в этой модели – помочь ребенку в освоении образов и эмоций. Важную роль здесь приобретают античные и ренессансные мотивы, когда в искусстве и культуре человек признавался центральной фигурой (в противовес средневековым представлениям) [10]. Как пишет Ю. В. Домина, античный театр играл большую роль в гражданском воспитании каждого члена общества и, безусловно, продолжает выполнять эту функцию [11]. Для воспитания по этой модели подходят пьесы яркого иракского драматурга 1950-1960-х гг. Юсефа аль-Ани – «Безработные». «Слушаюсь, бек!» и «Деньги на лекарство». В этих пьесах внимание зрителя сосредотачивается не на мотивах и поступках, а на эмоциях и чувствах героев (как главных, так и второстепенных). Ребенок осознает важность проявления эмоций различными людьми, значимость эмоциональной сферы во взаимоотношениях и деятельности. Кроме того, к ребенку приходит понимание, что не только главные, но и второстепенные персонажи могут иметь харизму и амбиции. Таким образом, пьесы Юсефа Аль-Ани позволяют сформировать и развить эмоционально-волевую базу адаптации ребенка к современности. Антропоцентрическая модель подразумевает приобретение ребенком не только знаний, умений и навыков, но и понимания необходимости самосовершенствования и осознания себя членом социума. Эту модель нельзя назвать близкой современному иракскому обществу ввиду весьма жестких религиозных и культурных ограничений. Вместе с тем, в театральном искусстве Ирака можно найти примеры демонстрации человеческой жизни в качестве абсолютной ценности. Наиболее характерный пример – пьеса X. Аль- Шававы «Шамсо», где главный герой размышляет о том, чего стоит современная жизнь человека, и приходит к выводу о значимости последней в сопоставлении со всем остальным. Антропоцентрическая модель противопоставляется перечисленным ранее поскольку в рамках ее реализации упор не делается на какой-то одной сфере, на будущем учащегося или на сегодняшней жизни. Антропоцентрическая модель подразумевает, что человеческая жизнь является абсолютной ценностью всегда, вне зависимости от времени, социально-политического устройства мира и других факторов. Цель модели свободного воспитания – научить быть свободным, брать на себя ответственность за свою жизнь, выбирать принципы и ценности. Модель базируется на идее о том, что истинная природа человека – это выбор, который он делает. Учитель должен помочь детям понять себя, свои потребности и потребности окружающих в конкретных ситуациях. В иракском театре можно найти большое число постановок, где в содержании ориентирование идет на устранение негативного влияния на человека – это и «Начало мотка» Юсефа, Аль-Ани, и «Души» Касема Мохаммед, и работы труппы «Общество оживления искусства» под руководством Камаля Акифа. Реализация модели свободного воспитания подразумевает, что ребенок должен обращать внимание на свои поступки и действия. При этом он в выборе поведения опирается не на персонажей театральной постановки и не на образы. Учащийся анализирует, что именно он думает, исходя из окружающего его мира, основываясь на собственном мироощущении, а не с опорой на какой-либо пример. Заключая, отметим, что роль театра в воспитании ребенка весьма велика. При помощи театрального искусства у детей можно сформировать, помимо знаний, умений и навыков, еще и представление о прекрасном, о эстетико-нравственной и эмоционально-образной сфере. В театральном искусстве Ирака можно найти внушительное число постановок, которые могут быть использованы при самых различных моделях воспитания.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2023, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |