| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.8.3 Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Профилактика буллинга и формирование инклюзивной культуры в школе» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2023-018/4 от 19.06.2023). Кузьмина Ольга Сергеевна
Аннотация Ключевые слова: инклюзивная культура, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ценности, показатели. ---------------- Olga S. Kuzmina
Abstract Key words: инклюзивная культура, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, ценности, индикаторы. ---------------- Понятие «инклюзивная культура» масштабно представлено в научно-методологическом поле образования: дается широкая и узкая его трактовка, выделяются компоненты и взаимозависимые виды, формулируется система оценки, дифференцируются понятия «культура инклюзии» и «инклюзивная культура». Широкая трактовка инклюзивной культуры анализируется как социальный феномен, подразумевающий становление инклюзивного общества, принимающего многообразие потребностей и демонстрирующего толерантное отношение ко всем субъектам этого общества (О.В. Солодянкина) [1]. Узкая трактовка инклюзивной культуры, по мнению этих же исследователей, является частью инклюзивного образования и заключается в создании специальных условий для совместного обучения здоровых детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). То есть характеризуется как образовательный феномен. Инклюзивная культура в сфере образования освещается рядом ученых (С.В. Алехиной, Т.В. Гудиной, О.А. Денисовой, О.Л. Лехановой, Е.В. Самсоновой, Н.В. Старовойт и др.) с позиции общедоступного и безбарьерного культурного пространства, климата восприимчивости, гибкости, чувствительности ко всем людям [2; 3]. Иной взгляд встречается при толковании понятия «культура инклюзии» как системообразующего социокультурного феномена (Г.В. Бушмелева, О.В. Солодянкина и др.), при реализации которого в инклюзивном образовании создаются новые идеология, стратегия, технологии. Соответственно культура инклюзии рассматривается в качестве стратегического вектора управленческой деятельности [1]. В контексте данного теоретического анализа будут рассмотрены сущностные характеристики и показатели инклюзивной культуры. А именно конкретизируется ведущее понятие исследования в преломлении функционирования общеобразовательной школы в условиях инклюзии. Разбор и оценка научных изысканий в области изучения сущности инклюзивной культуры позволили вычленить два основных вектора: инклюзивная культура как основа для создания инклюзивного общества; инклюзивная культура как адаптация к социально-культурным и субъектно-ролевым контекстам. Представим обобщенную характеристику каждого из выделенных векторов. Инклюзивная культура как основа инклюзивного общества определяется рядом ученых (С.В. Алехина, О.А. Денисова, Н.В. Старовойт и др.) с позиции гуманного толерантного и безопасного отношения всех участников образовательного процесса. Квинтэссенция в данном случае состоит в особой философии и поддержке ценностей инклюзии, уникальном микроклимате доверия [2; 3]. В общеобразовательной школе создается специфическая атмосфера и универсальный дизайн, способствующие постоянному сотрудничеству всех субъектов образования и улучшению взаимодействия педагогического коллектива и общественности. Иными словами речь идет об организационной культуре, содействующей успешной реализации целей инклюзии и созданию включающей среды, воплощающей ценности инклюзии. Инклюзивная культура как адаптация к социально-культурным и субъектно-ролевым контекстам рассматривается исследователями (А.И. Полянский, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов и др.) с точки зрения создания корпоративной культуры в общеобразовательной школе [4; 5]. Основной сутью данного вектора является усвоение всеми участниками образования культурных норм, формирования особого взаимодействия, учитывающего культурные способности детей с ОВЗ и создание уникального школьного пространства, исключающего стигматизацию и дискриминацию по любому поводу. Тем не менее, представленные векторы раскрывают сущностную характеристику инклюзивной культуры школы лишь в контексте социализации и интеграции обучающихся с ОВЗ в общеобразовательное пространство. Недостаточно говорится о включенности субъекта учебного процесса в бытие и осознание проживания собственного культурного опыта, что становится неотъемлемой частью образовательно-коррекционной работы. Так, в исследованиях А.Ф. Гох, М.А. Зайченко, Д.Ф. Каюмовой, Н.Н. Шестаковой, Д.В. Юркова, Е.Л. Яковлевой, у личности, погруженной в инклюзивную культуру, формируется включенность в процесс и искусство жить [6; 7]. Это означает, что любой ребенок, проживающий свой собственный опыт учения, взаимодействия, общения, бытия, присваивает культурные нормы и осознает общезначимые ценности и традиционные нравственные ориентиры. Эти ценности становятся смыслообразующими позициями для ребенка в дальнейшей жизнедеятельности. В связи с обозначенными теоретическими выводами ученых инклюзивная культура выступает как саморазвивающаяся система, направленная на вхождение субъектов в культуру, быт, образование, жизнь и осознание ими своего экзистенциального опыта, т.е. целостного проживания и присвоения культурной практики. При этом не акцентируется внимание на ограничениях или проблемах со здоровьем; рассматривается значимость проживания любым субъектом социокультурного контекста и присвоение им культурного опыта; включенность каждого и осознанность ценности приобщения к культуре, быту, обучению и жизни в целом. Таким образом, выделяется третий вектор в понимании сущностных характеристик инклюзивной культуры общеобразовательной школы. Данный вектор можно обозначить как включенность в бытие, учебу, жизнь и осознание общечеловеческих ценностей, формирование социокультурных кодов. Наряду с обозначенными позициями не снижается роль создания в учебном процессе специальных условий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных и культурных потребностей обучающихся с ОВЗ. Представленная концептуальная точка зрения наиболее актуальна в контексте нашего исследования. Во-первых, при данном подходе учитывается основополагающая теория культурно-исторического развития психики ребенка Л.С. Выготского. Согласно обозначенному вектору происходит интериоризация общезначимых ценностей в сознание обучающихся с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников; выстраивание ценностно-смысловой картины мира. Во-вторых, понимание инклюзивной культуры именно с представленного ракурса предполагает реализацию партиципативного подхода, который активно поддерживают ученые в области инклюзивного образования. В соответствии с данным подходом все субъекты образовательного процесса активно приобщаются к совместной деятельности, в результате которой происходит становление культурных ценностей и жизненной ценностно-смысловой ориентации. Осуществлению партиципации в инклюзивной образовательной практике способствует комплекс проектной и событийной деятельности. В-третьих, особую роль исследователи отводят поддержке детской инициативы. Именно процесс проживания опыта социокультурных контекстов инициирует творческий потенциал ребенка и активизирует его деятельность. Это становится значимым направлением образовательно-коррекционной работы. Перечисленное не исключает и специфические условия для создания инклюзивной культуры школы. По мнению отечественных и зарубежных ученых (О.А. Денисовой, Е.В. Самсоновой, А.И. Полянского, А.Ю. Шеманова, Т. Бута, М. Эйнскоу и др.), смысловое пространство инклюзивной культуры включает внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую) части [3; 4; 5]. Основу видимой части инклюзивной культуры составляет построение школьного сообщества: создание доступной среды, наличие программ, адаптированных для образования, разработка индивидуальных коррекционных маршрутов, обеспечение ассистивными средствами, включение коррекционно-развивающих технологий и специальных методов обучения и др. Скрытой части инклюзивной культуры, включающей глубинное трудно определяемое ценностно-смысловое пространство, ученые отводят наиболее значимую роль. Это обусловлено тем, что погружение обучающихся в такое ценностно-смысловое пространство, где декларируются общечеловеческие гуманные основы взаимоотношений между людьми, способствует неосознаваемому принятию и демонстрации в поведении ценностей инклюзии. Именно скрытую часть сложно реализовать в педагогической практике. И соответственно, следует уделять особое внимание созданию условий для принятия инклюзивных ценностей, философии инклюзивного образования. В многочисленных исследованиях представлены разнообразные подходы к оценке инклюзивной культуры. Так, в аналитических материалах С.В. Алехиной и Е.В. Самсоновой в качестве показателей описываются ценности и цели (успешность образовательной организации), результаты (социальное благополучие обучающихся с ОВЗ), нормы, образовательный процесс (управление, доступная среда, принципы взаимодействия, командная работа, сетевые ресурсы и готовность педагогов) [2]. В трудах А.Ю. Шеманова раскрываются следующие показатели инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации: поддержка детской инициативы и интересов ребенка; присутствие практик исключения детей из игры и общения; поддержка педагогами включения детей во взаимодействие с другими детьми; создание доступной, принимающей и дружелюбной среды [5]. Иной подход к оценке инклюзивной культуры встречается в работах Т.В. Гудиной, О.А. Денисовой, О.Л. Лехановой и др.. Авторы предлагают такие показатели, как принятие ценностей и норм инклюзии, готовность к взаимодействию в условиях инклюзии, наличие новых знаний и умений в области инклюзивной практики, социальная ответственность за результаты инклюзии [3]. Каждый подход к оценке инклюзивной культуры и выделению показателей ее развития научно обоснован и структурирован и заслуживает особого внимания. Однако рассмотрим показатели сформированности инклюзивной культуры школы с позиции саморазвивающейся системы, направленной на вхождение субъекта инклюзивного образования в культуру и быт, проживание и присвоение культурного опыта. Опираясь на фундаментальный поход В.А. Караковского, можно выделить показатели инклюзивной культуры общеобразовательной школы [8]. Автор определяет два критерия, которые преломляются в контексте данного исследования: критерий факта (наличие или отсутствие в школе инклюзивной культуры) и критерий качества (уровень развития инклюзивной культуры школы). Показателями критерия факта становятся: упорядоченность функционирования инклюзивной школы, междисциплинарная командная деятельность коллектива, событийность школьной жизни. Критерии качества инклюзивной культуры школы раскрываются в следующих показателях: соответствие ценностям, целям и нормам инклюзии (миссия и успешность деятельности школы), результаты инклюзивного образования (успешность каждого обучающегося в обучении и социализации), морально-нравственное построение инклюзивной образовательной среды. Обобщая результаты теоретического исследования, можно констатировать следующее. Инклюзивную культуру общеобразовательной школы необходимо рассматривать как саморазвивающуюся систему, которая способствует вхождению субъекта инклюзивного образования в культуру, быт, обучение, жизнедеятельность, проживание/присвоение социокультурного опыта и формирование нравственно-ценностных ориентаций. Инклюзивная культура школьного сообщества включает видимую и скрытую части, где первая состоит из четко фиксируемых признаков (доступная среда, адаптированная программа, коррекционные технологии и др.), а вторая предполагает формирование ценностно значимых философских основ инклюзии. К значимым показателям инклюзивной культуры школы относят упорядоченность функционирования учреждения, командный характер деятельности коллектива, событийность школьной жизни; соответствие ценностям, целям и нормам инклюзии, результативность инклюзивного образования и каждого обучающегося, нравственность в построении инклюзивной образовательной среды. Основополагающими ориентирами инклюзивной культуры общеобразовательной школы становятся субъекты инклюзивного образования с их культурными способностями и потребностями.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2023, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |