| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.8.1 Чипан Анастасия Андреевна
Аннотация Ключевые слова: театрализованная экскурсия, форма мероприятий, социально-культурная реабилитация, подростки «группы риска». ---------------- Anastasia A. Chipan
Abstract Key words: theatrical excursion, form of events, socio-cultural rehabilitation, adolescents «at risk». ---------------- Для облегчения понимания текста приводим расшифровку ряда используемых в статье терминов: «подростки «группы риска», «социально-культурная реабилитация», «театрализованная экскурсия». Подростки группы риска – «это лица, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющие различные формы асоциального поведения, это дети и подростки с отклонением в развитии, не имеющие резко выраженной психо-патологической характеристики» [1, с. 18]. Социально-культурная реабилитация – это направление социальной реабилитации, направленной на «возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстанавливает культурный статус индивида как личности» [2, с. 57]. Театрализованная экскурсия – это экскурсия с элементами театрализации (есть экскурсовод, экскурсанты, экспонаты-предметы и актеры – «представители эпохи», которые «оживают» по мере рассказа экскурсовода). Театрализованная экскурсия входит в программу по социально-культурной реабилитации подростков «группы риска», представляет собой пятый, завершающий этап, где подросткам уже делегируются почти все полномочия – они практически самостоятельно создают с нуля мероприятие. Для более полного понимания чуть подробнее рассмотрим предшествующие этапы программы социально-культурной реабилитации подростков «группы риска» в подведомственных учреждениях сферы молодежной политики: первый этап представляет собой участие в качестве зрителя, второй – работу в команде, третий – увеличение зоны личной ответственности при организации мероприятия, четвертый – самостоятельное проведение части мероприятия. Заявленная форма позволяет не только глубоко погрузиться в мероприятие, но и дать возможность подросткам самостоятельно сформировать тему, разработать сценарий, раскрыться актерским талантам, принять ответственность не только за свои действия, но и за действия команды. Здесь на второй план отходит специалист по реабилитации, он является лишь куратором, помощником подросткам, но не губит их инициативу; об этом говорил академик И. П. Иванов [3]. Почему этот формат важен для социально-культурной реабилитации подростков «группы риска»? Социально-культурная реабилитация основывается на разноуровневых программах, где внимание акцентируется на активных формах мероприятий, где подростки учатся работать, получать информацию, договариваться в малых и средних группах с представителями разных возрастов, разных социальных ролей. Основной целью социально-культурной реабилитации подростков «группы риска» становится доброжелательное погружение их в социум, где на примерах прорабатываются стандартные/нестандартные ситуации, устанавливаются, закрепляются новые паттерны социально одобряемого поведения. Подобное взаимодействие, включающее в себя передачу социального и культурного опыта, очень значимо для последующего развития подростков, становления их в обществе. Театрализованные экскурсии отличаются широким диапазоном тем, мобильностью в использовании как в закрытых помещениях и маленьких пространствах, так и на открытых пространствах сквера, парка или при проведении в смешанном формате (с выходом на улицу). Использование антуража – необходимых предметов для проведения мероприятия – позволяет раскрыть в подростках доселе дремлющие умения: например, творческий подход к созданию экспонатов и нарядов (бабушкина шляпка отлично подойдет для дополнения образа «барышни-крестьянки», старые сапоги при небольшой доработке будут уместны для образа парнишки – жителя довоенного Ленинграда), художественные таланты (собственноручное изготовление «задника» мини-сцены), красноречие, умение убеждать взрослых и договариваться без использования нецензурной лексики и переходов на личности. То есть здесь подростки учатся работать на многих направлениях: 1) творческое (сценарий, антураж, декорации, образы героев, подборка музыкального и видео сопровождения, актерская работа), 2) организаторское (тайминг мероприятия, кураторство волонтерского корпуса и участников, режиссерская и экскурсоводческая работа), 3) информационная (поиск данных, в том числе и в архивах), 4) связи с общественностью (налаживание личных связей, использование коммуникативной толерантности, приглашение зрителей, фотофиксация, публикация пресс- и пост-релизов в социальных сетях). Для первых театрализованных экскурсий нами была задана тема: ключевые исторические моменты жизни Санкт-Петербурга. Подростками были выбраны блокада Ленинграда (реализована в театрализованной экскурсии «Память поколений») и октябрьская революция 1917 года («Дыхание революции»). Позже – значимые моменты из жизни Выборгской стороны – дуэли на территории современного Выборгского района («Честь имею»), театральная жизнь в Озерках («Страницы истории Выборгской стороны»). Механизм создания театрализованных экскурсий достаточно прост –подростками на очередной встрече обсуждаются темы, выбирается наиболее интересная им из заданного направления. Далее происходит разделение на несколько рабочих групп, которые курируют основные направления создания и проведения мероприятия (сценарий, архивная и экскурсионная работа, музыкальное и художественное оформление, режиссерская и актерская часть, связи с общественностью, волонтерский корпус). Важно отметить, что сценарий проходит несколько стадий обсуждения, на общих собраниях вносятся корректировки, уточнения, иногда его настолько переписывают, что от первоначального замысла остается лишь общая канва. После утверждения сценария начинается основная работа по созданию полноценного мероприятия, которая тоже проходит несколько внутригрупповых обсуждений и встреч, но на общие собрания выносятся лишь законченные, структурированные варианты, которые, конечно, подлежат обсуждению, но обычно в них мало корректировок (по сравнению со сценарием). Специалист по реабилитации здесь скорее наставник и наблюдатель, он помогает подросткам с организационными вопросами, например, согласовывает с администрацией района, отделом полиции и скорой помощи уличное мероприятие, то есть курирует вопросы, которые подростки в силу возраста не могут решить самостоятельно. Перед премьерой обязательно проводится генеральная репетиция, обсуждаются варианты изменений на случай плохой погоды (если мероприятие уличное), сверяются списки реквизита и антуража, уточняется готовность актеров, волонтеров, ведущего и экскурсоводов, проводится настройка аппаратуры. Подростки-организаторы вместе со специалистом по реабилитации принимают участие в пятиминутном упражнении на дыхание для снятия нервного напряжения перед мероприятием и кричат традиционную командную «речёвку». Перед самой театрализованной экскурсией зрителям дают ссылку на небольшой опрос по мероприятию для получения обратной связи, а после завершения театрализованной экскурсии все участники на общем собрании делятся впечатлениями «по горячим следам», заполняют таблицу ответами на вопросы. Специалист по реабилитации обрабатывает полученные данные, создает диаграммы, наглядно демонстрирующие как сильные стороны мероприятия, так и слабые; как удачные решения и импровизации, так и проблемы, которые повлияли негативно на течение мероприятия, а также удалось их решить или нет. На следующей встрече с подростками специалист рассказывает о своих наблюдениях, впечатлениях, о результатах опросов, о положительных и отрицательных моментах, награждает участников театрализованной экскурсии. Проведённый первый анонимный опрос зрителей (от 14 до 78 лет, 96 человек) позволил выявить неочевидные на первый взгляд проблемы: малый формат афиши-приглашения на здании, где проходила первая театрализованная экскурсия, было не видно с улицы, многие проходили мимо, терялись (почти 83% зрителей указали это при опросе, хотя формат афиши был А1), отсутствие стульев для наиболее возрастных зрителей (31% опрошенных), тихий голос некоторых актеров-участников и слишком быстрая и громкая речь других (16% и 5% соответственно). Также были получены и позитивные отклики, касательно соответствия ожидания от мероприятия и его увлекательности (78% опрошенных), интересного формата подачи информации (89%), новых фактов для зрителей о Выборгском районе и городе Санкт-Петербурге (91%). Полученные данные дали возможность учесть ошибки, допущенные при планировании и проведении первой театрализованной экскурсии: был создан волонтерский корпус, который помогал зрителям быстро найти вход на мероприятие и с комфортом разместить наиболее пожилых; проведена работа с актерами, наиболее стеснительным и тихоголосым даны микрофоны. Подростки видели не только результаты своей работы, но и оценку зрителей, их комментарии, замечания и похвалу, что благотворным образом сказались на последующих театрализованных экскурсиях. Более интересными на наш взгляд представляются результаты опросов самих участников мероприятия, которые приводим ниже в рисунках 1-6. Вопросы касались того, как изменилось отношение ребят к мероприятию, к их ожиданиям. Это сравнительный отчет за восемь проведенных театрализованных экскурсий в 2017-2018 годах; участвовали школьники школ № 112, № 72, № 559, № 605, гимназии № 114, лицея № 623 Выборгского района Санкт-Петербурга (25 школьников: 13 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 14 до 17 лет). Количество и состав участников не менялся. После каждой из театрализованных экскурсий им предлагались шесть вопросов, ответ на которые необходимо было дать в баллах от 1 до 10, где «1» – низшая оценка, а «10» – самая высокая. Вопросы на протяжении всего цикла экскурсий не менялись. По горизонтальной оси на этих рисунках расположены мероприятия – в хронологическом порядке. По вертикальной оси – усредненный балл ответа на поставленный вопрос.
Рис. 1. Усредненный балл ответа на вопрос «Насколько вы довольны мероприятием?» Как видно из рассмотрения графика на рис.1, уровень личной удовлетворенности мероприятием у мальчиков и девочек в целом совпадает и постепенно растет от экскурсии к экскурсии.
Рис. 2. Усредненный балл ответа на вопрос «Будете ли вы в будущем участвовать в подобных мероприятиях?» Вопрос участия в будущих театрализованных экскурсиях стоял остро – первоначально участники были настроены негативно (на протяжении первых двух мероприятий ответы наглядно показывали отсутствие желания у участников, и лишь к пятой театрализованной экскурсии участники начали пересматривать свои позиции.
Рис. 3. Усредненный балл ответа на вопрос «Сталкивались ли вы с проблемами в течение мероприятия?» По графику на рис.3 видно, что первые мероприятия были наполнены проблемами, которые отмечали как мальчики, так и девочки, а к завершающим театрализованным экскурсиям число проблем значительно уменьшилось: ребята научились решать проблемы сообща, помогая друг другу.
Рис. 4. Усредненный балл ответа на вопрос «Насколько увлекательным было мероприятие?» Увлекательность мероприятия девочки начали отмечать с четвертой театрализованной экскурсии, оценка «7» держалась на протяжении четырех мероприятий, мальчики оценили привлекательность мероприятия тогда же, их оценка планомерно росла с «4» по «7».
Рис. 5. Усредненный балл ответа на вопрос «Как вы оцениваете продолжительность мероприятия?» Судя по ответам, приведенным на рис.5, продолжительность мероприятия на первых театрализованных экскурсиях оказалась для многих участников чрезмерной. Мальчики и девочки жаловались на то, что время тянется слишком долго (оценка «2» и «3» соответственно), мероприятие очень длинное. Впоследствии как видно из графика, эта оценка менялась и завершающие экскурсии, по мнению ребят, проходили быстро, хотя длительность всех мероприятий была неизменной (60-70 мин.).
Рис. 6. Усредненный балл ответа на вопрос «Оправдало ли мероприятие ожидания?» Ожидание от мероприятия в начале цикла театрализованных экскурсий было невелико у обоих групп (оценка «3-4»), а к последней достигло своего максимума (оценка «8-9»). Подводя итоги, можем сказать, что театрализованная экскурсия является результативной формой завершающего уровня программы реабилитации подростков «группы риска», где каждый из подростков представляет собой часть сплочённой команды, готовой отстаивать свои идеи; не боится ответственности и принятия решений, умеет создавать и реализовывать сложные мероприятия, комплексно и доброжелательно взаимодействовать с людьми.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2023, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |