Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2024

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3353

 2024 г., выпуск  № 3 (март)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Г.В.Китайгородская. Антропология детского мира в произведениях писателей Республики Коми в профессиональной деятельности учителя литературы // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2024. №3 (март). ART 3353. URL: http://emissia.org/offline/2024/3353.htm

_________ Шифр научной специальности 5.8.7.

Китайгородская Галина Владимировна
кандидат филологических наук, ректор, Коми республиканский институт развития образования, г. Сыктывкар
galina_vladim@mail.ru


Антропология детского мира в произведениях писателей Республики Коми в профессиональной деятельности учителя литературы

Аннотация
В статье раскрыт потенциал включения в образовательный процесс произведений писателей Республики Коми, раскрывающих антропологию детского мира. Автор статьи, используя комплексный метод исследования и опираясь на литературоведческий анализ, раскрывает литературные коды, представленные в текстах современных писателей республики: историко-национальное мироздание; мир первозданной природы; психологема образа ребенка как комплекс интеллектуальных знаний, способствующих профессиональному развитию учителя литературы.

Ключевые слова: антропология детского мира, литературные коды, писатели Республики Коми, региональная литература, профессиональное развитие учителя литературы.

----------------

Galina V. Kitaygorodskaya
Candidate of Philological Sciences, Rector, Komi Republican Institute for Educational Development, Syktyvkar
galina_vladim@mail.ru


Anthropology of the children's world in the works of writers of the Komi Republic in the professional activity of a literature teacher

Abstract
The article reveals the potential for including in the educational process the works of writers of the Komi Republic, revealing the anthropology of the children's world. The author of the article, using a comprehensive research method and relying on literary analysis, reveals the literary codes presented in the texts of modern writers of the republic: the historical and national universe; world of pristine nature; psychology of the child’s image as a complex of intellectual knowledge that contributes to the professional development of a literature teacher.

Key words: anthropology of the children's world, literary codes, writers of the Komi Republic, regional literature, professional development of a literature teacher.

----------------

В современной системе постдипломного педагогического образования важную роль играет непрерывное развитие профессионального мастерства педагогических работников [1]. Учитель русского языка и литературы в течение педагогической деятельности включен в процесс постоянного приобретения интеллектуальных практик, включая литературоведческие знания, способствующие закреплению предметных и методических компетенций. Появление понятия «новая грамотность» учителя, отражающей умения «управлять процессами, используя средства кодирования культурно значимой информации» [2], определяет, что педагог литературы должен быть готов к воспроизводству в образовательном процессе приобретаемых знаний культурного и литературного контекста, включая антропологию детского мира. Важно признать, что современное литературное образование направлена на освоение национальной культуры, обретения российской и региональной идентичности обучающимися.

Закономерно, что Федеральная рабочая программа основного общего образования определяет в качестве основных задач понимание литературы «как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации» [3]. Учителю предоставляется возможности по выбору литературного материала, включение в круг чтения произведений писателей Республики Коми, раскрывающих как образовательную, так и воспитательную миссию предмета.

Творчеству писателей Республики Коми характерна духовная устремленность, раскрытие глубины устойчивого тип регионального самосознания и поведения человека, включая детский мир. В произведениях региональной литературы наблюдаются часто встречаемые и узнаваемые литературные коды, которые помогают читателю приблизиться к пониманию идеи текста. Сходства, взаимосвязи, переклички, обнаруженные между произведениями одного вида или жанра многочисленны. Неслучайно Н. Фрай утверждал, что творческая индивидуальность любого писателя в значительной мере реализуется в процессе обработки и осмысления наследуемых сюжетов, литературных форм и приемов, что проявляется в устойчивой системе признаков, а именно в «литературных матрицах» или «архетипах» [4].

На наш взгляд, тенденцию к воспроизведению трех литературных кодов можно проследить на материале современных текстов детской литературы Республики Коми, рекомендуемых для включения в круг чтения обучающихся. Особую ценность представляют тексты, в которых антропология мира сфокусирована для ребенка-читателя как обоснование путей раскрытия сущностных сил ребенка, характеристике отношений, которое способствует познанию ребенком самого себя и достижению гармонии с окружающими.

Первый литературный код – историко-национальное мироздание, в нем постановка вопроса о духовных первоосновах жизни человека, национальной памяти как памяти рода связано с конкретной исторической эпохой, что несет ярко выраженную воспитательную направленность. Главный образ – ребенок в произведениях выступает в роли психологического проводника современного ребенка-читателя в мире национального исторического прошлого. Например, период присоединения Перми Великой к Московскому княжеству в исторической повести В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской» [5] и послевоенные 40-е г. XX в. в повести П. Столповского «Дай доброты его сердечку» [6].

Второй код – мир первозданной природы. «Суровая парма» в качестве литературного кода является источником духовно-этических основ поведения человека. Парма (северная тайга) демонстрирует духовно-нравственное пространство, в котором действуют герои, органически слитые с «мировой природой», являясь ее часть, что определяет символическое единение природного макрокосма и этнопсихологического микрокосма. Например, знакомство маленьких героев с девственными лесами Печоро-Илычского заповедника в произведении В. Ануфриева «Прыгни повыше, Юхан, или Приключения в волшебном лесу» [7], а также повествование о законах северного оленеводства в текстах Е. Рочева о маленьком Митруке – сыне оленевода («Маленький Митрук и большая тундра» [8]).

Третий код – психологема образа ребенка. Образ ребенка связан с архетипическим образом «дитяти» (мифологема К. Юнга) [9], символизирующим начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективного бессознательного. Герой-ребенок становится центром сюжетного действа, что в свою очередь позволяет «стереоскопически» рассмотреть координаты социальной действительности, отраженные в истории души героя, проследить движения души ребенка. Например, в рассказах Е. Габовой «Зеленая бабочка»; Е. Козловой «Синее стеклышко» создается символическая картина феномена детства как утраченного взрослыми «вечного счастья и прозрения».

Таким образом, при сохранении индивидуальной художественной наполненности каждого литературного кода в произведениях литературы Республики Коми сформирована антропологическая модель детского мира, которая включает историко-национальный мир, мир первозданной природы и психологему ребенка, познающего мир. В произведениях П. Столповского и В. Тимина, несмотря на различную историческую наполненность материала, заключена единая текстовая модель осознания героем-ребенком смысла происходящих исторических событий. Писатели ориентируются на жанрологические особенности повести. Используя проекцию детского сознания, авторы предпринимают попытку представить косвенные размышления о жизни человека в драматические времена – 70-е гг. XV в. (В. Тмин) и к. 40-х гг. XX в. (П. Столповский), когда существование каждого человека объективно подчинено действительности, пропитанной духом трагедии. Психологические конфликты повестей обозначены тем, что в тексте трагическая действительность представлена глазами героя-ребенка – подростка Тикэ у В. Тимина и шестилетнего Шурки у П. Столповского. Историческая объективность ассимилируется в произведениях писателей посредством выхода на координаты глубинных связей сознания детей и национального мироздания, несущего в себе онтологические критерии непреложных истин, выработанных не одним поколением. Если действие в повести П. Столповского «Дай доброты его сердечку» происходит в замкнутом пространстве небольшого села, то в повести В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской» расширяются географические рамки: Усть-Вымь – Казанское ханство – Москва, что определяет историко-познавательную направленность текста. Обращение к далекому прошлому апеллирует к «неведению» современного читателя–ребенка о событиях из эпохи становления земли Коми. Закономерно, что использование многочисленных этнических кодов (например, портретное описание коми-зырянина, описание языческой веры древних коми, представление знаков жизнедеятельности коми охотника, оформление дома и т.д.) соотносится с историческим фоном событийного ряда, создает историческое пространство повести. Авантюрное путешествие Емдинса Турэб Яраш Тикэ (полное имя главного героя), воплощенное в кольцевой композиционной структуре, обозначает психологический путь становления главного героя. Символически определены географические координаты путешествия героя: Усть-Вымь (родной дом – начальная точка пути) и Москва (символ «дома» всей Земли – логический финал трудного пути, сопряженный с обретением самодостаточности героем, превратившегося из мальчика в юношу, т.е. пройден путь инициации, предложенный автором через исторический материал) – Усть-Вымь –Чердынь (возвращение на родную землю в другом социальном и психологическом качестве).

Сознание ребенка психологически смиряется с внешними драматическим реалиями, в связи с тем, что трагизм действительности существует в сознании Тикэ и его друзей как естественная реальность. Психологическое осмысление исторической реальности характеризует внутреннюю соотнесенность повестей В. Тимина и П. Столповского. В повести П. Столповского «Дай доброты его сердечку» молитвы «дремучей» бабки обретают в тексте функцию связующей силы между «душой» мальчика и «вечными» ценностями, оберегающими души людские от ненависти и злобы, а значит и греха. Обращаясь к Богу, бабка выполняет не социальный заказ, а «родовой» наказ – уберечь души людей от гнева. Естественная смерть бабушки в финале повести противостоит «случайным» смертям («…от железа ныне помирают, а не по совести»), меняющим осмысленность земного гармоничного миропорядка. В. Тимину и П. Столповскому удалось спроецировать трагическую антиномию между исторической действительностью и бытием человека внутрь детской души, обозначив бессмысленность исторических экспериментов, жертвами которых становятся невинные детские души.

Мир первозданной природы - «парма» является основой для познания героем-ребенком окружающего внешнего мира, представленного как «тайна» бытия. Так, в повести В. Ануфриева «Прыгни повыше, Юхан! Или приключения в волшебном лесу» (1998), путешествие шведской семьи в далекую Республику Коми становится событием экзистенциального характера: герои проникают в глубину девственного леса Печоро-Илычского заповедника, познавая истину окружающей их «Вселенной». Дети независимо от их национальной принадлежности (русские, коми, шведы) являются носителями универсальных многовековых представлений о слитности мира Природы и человека, что служит основой авантюрного конфликта между браконьерами и шведским мальчиком Юханом. В тексте повести образуется символическое пространство познания детьми философии бытия, их путь обретения самости соотнесен с вертикалью восхождения: Земля (Швеция – Россия – Республика Коми – девственная парма) – Небо (подъем по склону горы Яны – Пупу – Нер). Полет Юхана («И Юхан изо всех сил оттолкнулся от камня и полетел вверх… несмотря на огромные пространства, мир вовсе не велик и люди, которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки друг другу») психологически определяет возможность человека дойти до «вершины» познания первозданной природы, осознать высшие духовные ценности, которые и служат объединяющим началом людей разных возрастов и национальностей.

Психологема образа ребенка в современной литературе наиболее ярко представлена в творчестве Е. Габовой, известной современной детской писательницы Республики Коми, которой удается раскрыть тайные психологические мотивы поведения детей конца ХХ - начала XXI в. Заслуживает внимания рассказ Е. Габовой «Зеленая бабочка», в котором проявляется новый для автора подход к традиционной теме детства. Главной героиней является «женщина-девочка», пытающаяся осознать свое предназначение. Консекутивность определена встречей героини Тани с мальчиком, изменившим ее обыденное сознание. Психологическое взаимодействие героини и маленького мальчика – ребенка с чистой душой, божественной искрой, непохожим на обычного ребенка в центре сюжета. Коля – объект насмешек и непонимания со стороны других детей его странного поведения. Стремление пятилетнего мальчика «быть бабочкой в раю» расценивается окружающими как отклонение от нормы, в этой связи возникает параллельное психологическое сопоставление Татьяны Михайловны и Коли. Если Таня уже подстроилась под «норму», то мальчик является изгоем, дальнейший путь которого определен: «Подрастет – спрячут в психбольницу, грустно подумала она». Для героини мальчик становится проводником в осознании собственной сущности, потерянным бытийным звеном, объяснившем значение ее жизненных «странностей». Ребенок открывает героине свою душу и путь познания. Образ зеленой бабочки в конце произведения, которая заполняет все Бытие, становится символом единения детей и взрослых в Единое, что олицетворяет гармонию, т.е. то, о чем позабыли люди, существующие в оковах обывательской жизни.

Раскрытие антропологии детского мира позволяет педагогу понять важность художественного анализа на уроках каждого из трех литературных кодов в образовательном процессе, «стимулируя процесс самообоснования выпускника как человека-в-культуре» [11]. Профессиональная деятельность учителя литературы включена в процесс обновления модели литературного образования, направленного и формирование личности обучающегося – читателя как человека Севера, познающего малую родину.


Литература

  1. Распоряжение Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174.

  2. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. «Новая грамотность» как содержание образования взрослых // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы». Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы», Москва, 16 мая 2017 г. / Под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой – РАО, Центр русского языка и славистики, 2017 – с. 10-14.

  3. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литература». С. 4. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП_Литература_5-9-классы.pdf [Дата обращения 01.03.2024]

  4. Фрай Н.Г. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. – М., 1987. – с. 232.

  5. Тимин В. Мальчик из Перми Вычегодской: Историческая повесть для детей / Перевод с коми Е. Габовой. – Сыктывкар: Издательство «Эксмо», 2007. – 470 с.

  6. Столповский П. Дай доброты его сердечку: повесть / П. Столповский. – Сыктывкар: Титул, 2011. – 174 с.

  7. Ануфриев В. Прыгни повыше, Юхан! Или приключения в волшебном лесу: повесть / В. Ануфриев; худож. В.Б. Осипов. – Сыктывкар, 1998. – 110 с.

  8. Рочев Е. Маленький Митрук и большая тундра / Переводчик: Ю. Качаев; - Издательство: «Детская литература» г. Москва, 1974. – 32 с.

  9. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.

  10. Габова Е. Зеленая бабочка / Белый бор: литературный альманах Республики Коми. Вып. 1 / составители: Е. В. Габова, Л. Б. Терентьева; [редактор П. М. Столповский]. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995. – 398 с.

  11. Китайгородская Г.В., Сулимов В.А. Человек современного Севера России; опыт регионального когнитивного моделирования. Человек. Культура. Образование. №4 (26), 2017. С. 135-145.

Рекомендовано к публикации:
И.Г.Вьюшкова, кандидат филологических наук, приглашенный эксперт

Literature

  1. Rasporyazheniye Minprosveshcheniya Rossii ot 15 dekabrya 2022 g. № R-303 «O vnesenii izmeneniy v Kontseptsiyu sozdaniya yedinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov, utverzhdennuyu rasporyazheniyem Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 16 dekabrya 2020 g. № R-174.

  2. Galaktionova T.G., Kazakova Ye.I. «Novaya gramotnost'» kak soderzhaniye obrazovaniya vzroslykh // Podgotovka uchitelya russkogo yazyka i literatury v sisteme vuzovskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy». Sbornik nauchnykh statey po itogam III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Podgotovka uchitelya russkogo yazyka i literatury v sisteme vuzovskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy», Moskva, 16 maya 2017 g. / Pod red. T. G. Galaktionovoy, Ye. I. Kazakovoy – RAO, Tsentr russkogo yazyka i slavistiki, 2017 – s. 10-14.

  3. Federal'naya rabochaya programma po uchebnomu predmetu «Literatura». S. 4. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_FRP_Literatura_5-9-klassy.pdf [Data obrashcheniya 01.03.2024]

  4. Fray N.G. Anatomiya kritiki // Zarubezhnaya estetika i teoriya literatury XIX-XX vv. – M., 1987. – s. 232.

  5. Timin V. Mal'chik iz Permi Vychegodskoy: Istoricheskaya povest' dlya detey / Perevod s komi Ye. Gabovoy. – Syktyvkar: Izdatel'stvo «Eksmo», 2007. – 470 s.

  6. Stolpovskiy P. Day dobroty yego serdechku: povest' / P. Stolpovskiy. – Syktyvkar: Titul, 2011. – 174 s.

  7. Anufriyev V. Prygni povyshe, Yukhan! Ili priklyucheniya v volshebnom lesu: povest' / V. Anufriyev; khudozh. V.B. Osipov. – Syktyvkar, 1998. – 110 s.

  8. Rochev Ye. Malen'kiy Mitruk i bol'shaya tundra / Perevodchik: YU. Kachayev; - Izdatel'stvo: «Detskaya literatura» g. Moskva, 1974. – 32 s.

  9. Yung, K. G. Arkhetip i simvol / K. G. Yung. — M.: Renessans, 1991. — 304 s.

  10. Gabova Ye. Zelenaya babochka / Belyy bor: literaturnyy al'manakh Respubliki Komi. Vyp. 1 / sostaviteli: Ye. V. Gabova, L. B. Terent'yeva; [redaktor P. M. Stolpovskiy]. – Syktyvkar: Komi knizhnoye izdatel'stvo, 1995. – 398 s.

  11. Kitaygorodskaya G.V., Sulimov V.A. Chelovek sovremennogo Severa Rossii; opyt regional'nogo kognitivnogo modelirovaniya. Chelovek. Kul'tura. Obrazovaniye. №4 (26), 2017. S. 135-145.
     


Copyright (C) 2024, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100