Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2024

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3389

 2024 г., выпуск  № 7 (июль)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
В.Н.Кругликов, Л.М.Лучшева, М.В.Оленникова, В.В.Хороших. Поведенческие игры. Классификация учебных игр // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2024. №7 (июль). ART 3389. URL: http://emissia.org/offline/2024/3389.htm

_________ Шифр научной специальности 5.8.1

Кругликов Виктор Николаевич
доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
kruvik@mail.ru

Лучшева Людмила Михайловна
кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
lucseva@mail.ru

Оленникова Марина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
mariole@mail.ru

Хороших Валерия Викторовна
кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
vkhoroshikh@gmail.com


Поведенческие игры. Классификация учебных игр

Аннотация
В статье обращается внимание на сложившиеся за многие десятилетия противоречия в трактовке игр. С одной стороны как всепроникающего, бытийного явления – широкий взгляд на игру, с другой как явления обособленного по времени и месту проведения, развлекательного, не утилитарного – узкий взгляд. В основе исследования лежит признание факта существования бытийных игр, которые названы автором поведенческими. Дается описание поведенческих игр, приводятся примеры, показывающие их бытийную сущность, значение, особенности и их место в классификации игровых методов обучения.

Ключевые слова: игра, традиционная игра, поведенческая игра, характеристики игры, критерии игры, классификация учебных игр.

----------------

Viktor N. Kruglikov
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
kruvik@mail.ru

Lyudmila M. Luchsheva
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
lucseva@mail.ru

Marina V. Olennikova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
mariole@mail.ru

Valeriya V. Khoroshikh
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
vkhoroshikh@gmail.com


Behavioral games. Classification of educational games

Abstract
The article draws attention to the contradictions in the interpretation of games that have developed over many decades. On the one hand, as an all-pervasive, existential phenomenon - a broad view of the game, on the other hand, as a phenomenon isolated in time and place, entertaining, non-utilitarian - a narrow view. The study is based on the recognition of the existence of existential games, which the author calls behavioral. A description of behavioral games is given, examples are given showing their existential essence, meaning, features and their place in the classification of game teaching methods.

Key words: game, traditional game, behavioral game, game characteristics, game criteria, classification of educational games.

----------------

Существует два основных взгляда на игру. Назовем их широким и узким.

Под узким, будем понимать представление об игре, как некотором явлении, обособленном по времени и месте осуществления. К таким играм относятся детские и народные игры, а также традиционные игры взрослых.

Широкого взгляда на игру, как всепроникающего, повседневного явления нашей жизни придерживались Ф. Шиллер, Й. Хёзинга, Е. Финк, Э. Берн, и другие видные деятели науки и искусства. «Все есть игра» – говорит Хейзенга [1, с. 382 ]. «Игра объемлет всё» [1, с. 381] – соглашается Финк. «Игра бытийна» – утверждает Е.С.Алашеев [2]. Однако, не смотря на приверженность к широкому взгляду на игру, в качестве критериев эти и другие авторы приводят характеристики, отвечающие традиционным играм, отмечая их обособленность по времени и месту осуществления, не утилитарный, не серьезный характер.

Представляется, что разрешение данного противоречия возможно, если согласиться с утверждением, что существуют «бытийные» игры, в которых наличие игрового смысла очевидно, но трактовать их с привычных позиций, как игры не получается. Сторонники широкого взглядя на игру упоминают их вскользь. Например, Хёйзенга, определяя традиционные игры как замкнутые, тем самым признает, что есть и не замкнутые игры [3, с.85]. Финк констатирует: «Каждому известно несчётное число игровых ситуаций в частной, семейной и общественной сферах. Они изобилуют игровыми действиями, которые суть повседневные события и происшествия в человеческом мире» [1, с. 339]. Он называет традиционные игры открытыми, поскольку они всеми трактуются как игры, в противоположность «скрытым, как бы замаскированным играм» [1, с. 382]. Берн по сути дела сводит к игре всю человеческую культуру, утверждая, что «Воспитание детей – это преимущественно обучение их тому, в какие игры следует им играть» [4]. Следовательно, обучение и воспитание – это не только приобретение знаний и умений, но и освоение учащимися жизненных, игровых правил. С этих позиций социально-психологический тренинг, можно трактовать как обучение тому, как играть в бытийные игры. Эти доводы позволяют нам в качестве основы исследования признать факт существования бытийных игр, которые мы назвали поведенческими и ставит задачу определения их специфических черт. Научной основой исследования стала мотивационно-деятельностная теория активного обучения В.Н. Кругликова [5].

Рассмотрим классификацию уровней общения А.Б. Добровича [6] с точки зрения наличия игровых черт. Она включает.

Первый уровень – примитивный. Предполагает схему общения, в которой «собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет». Этот уровень не предполагает игровых действий, но напоминает игру с предметом.

Второй уровень - манипулятивный. Игровой характер общения налицо. Реализуется схема: «партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая)».

На третьем уровне - стандартизованном, общение, основанно на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись. Используется простейшая игровая форма ритуала с использованием ролей-масок.

Четвертый, конвенциональный уровень предполагает общение в рамках принятых правил поведения. Соблюдение этических правил общения предполагает использование масок, манипуляций, притворства и других игровых действий. Согласно требованиям этики, культурных традиций человек не может себе позволить говорить, что думает, и поступать, как хочется и вынужден играть.

Пятый уровень прямо называется игровым. Он характеризуется интересом к партнеру, желанием заинтересовать. Этот уровень идеален для преподавательской деятельности, для романтических отношений;

Шестой уровень - делового общения. Игровая составляющая может отсутствовать. Но мотивы участников редко когда ограничиваются делом и всегда могут сопровождаться бытийными игровыми элементами.

Седьмой - духовный уровень не предполагает игры.

Из семи уровней общения как минимум пять так или иначе связаны с использованием игровых элементов. Два оставшихся тоже нельзя сбрасывать со счетов, особенно если учесть мнение Л. Витгенштейна. Витгенштейн ввел понятие «языковая игра», которое трактуется как «процесс достижения взаимосогласия, взаимопонимания индивидов, участвующих в диалоге. <…> Коммуникативный консенсус достигается при условии включенности субъектов в единую языковую игру <…>. Успех понимания в диалоге определяется тем, в какой степени каждый его участник овладел правилами языковой игры» [7]. Иными словами, для того, чтобы люди в процессе общения могли понять друг друга не достаточно просто говорить, нужно владеть навыками использования разных терминов и вариантов их трактовки, владеть навыками языковой игры. Этим достигается взаимопонимание и в этом суть диалога. С ним согласен Х.Г. Гадамер, для которого язык – это «главный способ понимания человеком окружающего мира, других людей и самого себя. Сущностью же языка, по Гадамеру, является игра» [8]. Ж.Е. Ермолаева идет дальше и даёт классификацию языковых игр, выделяя: словесные игры – это игры со словом; словесно-ролевые игры — разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента; лингвистические игры – это языковые игры, связанные с изучением языка и обогащением речи [9]. С нашей точки зрения языковая игра обладает необходимыми игровыми элементами, а также «игремами» – вербальными единицами, являющимися продуктом языковой игры», в трактовке Гридиной [10]. Любая языковая игра становится игрой в том случае, когда в ней присутствуют скрытые или явные мотивы участников, на что обращал внимание Э.Берн [4]. В их числе: стремление к победе, получению какой-то выгоды, демонстрация мастерства, превосходства, логики и догадки, правоты и т.п. В таких играх отсутствует обособленность по времени и месту. Следовательно, языковые, диалоговые игры можно трактовать как поведенческие игры, происходящие в ходе вербального общения.

Специфической особенностью поведенческих игр следует считать наличие социальных ролей. В социологии выделяют множество статусных ролей, которые принимает на себя человек в жизни: сын, дочь, отец, мать, инженер, начальник, покупатель, продавец в магазине и т.д. В психологии, в связм с этим, отмечается, что здоровый человек всегда хочет выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть или таким, каким его хотели бы видеть. Поэтому он практически всегда «играет» в соответствии с ролью, отвечающей образу «желаемого Я» в данный момент времени. Жизнь ежедневно требует от человека играть. Необходимость этого обосновывает этикет, культурные традиции, должностные инструкции, корпоративные требования и т.д. Набор ролей и языковые игры – повседневный спутник любого человека. Поэтому прав был Шекспир, когда утверждал, что:

«Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль» [11].

В поведенческих играх часто присутствует соревновательность. Соревнование, конкуренция пронизывает всю человеческую жизнь. В ее основе лежит биологическая сущность человека и его врожденная программа борьбы за выживание. Конкуренция служит мощным мотивом развития человека и движущей силой его устремлений. Но соревнование нельзя рассматривать как признак игры, поскольку оно само по себе игра. «Кто говорит «состязание», говорит «игра» [3, с. 132], – считает Хёйзенга.

Указанные две особенности поведенческих игр приводят нас к пониманию вездесущности и бытийности игры. Но у поведенческих игр есть и другие особенности. Для их выявления рассмотрим судебное заседание. Хёйзенга, обращая внимание на игровую суть судопроизводства, выделял три игровые формы судопроизводства: азартная игра, состязание или спор об заклад, пари и словесный поединок [3, c.143, 147-148]. Состязательность судебного процесса, как борьба обвинения и защиты, очевидна. В наличии и другие игровые элементы: роли, команды, система оценивания (закон), судьи, регламент (правила). С точки зрения структуры судебное заседание трудно отличить от традиционной игры. Если сравнить, судебное заседание, проводимое в качестве учебной игры в вузе и реальное заседание, то обращает на себя внимание тот факт, что в реальном процессе результатом игры становится приведение приговора суда в исполнение. Для трактовки игры с традиционных позиций это не имеет значения, поскольку происходит уже за пределами игры, после нее. Но для поведенческих игр этот факт становится первым характерным отличием. Поведенческие игры бытийны, они встроены в нашу жизнь, поэтому у них всегда есть предистория и последствия. В качестве последствий могут быть другие заседания суда, аппеляции, пересмотры. В качестве предистории вытупает опыт предыдущего общения участников процесса, предварительные слушания, следствие и т.д.

В целом к характерным чертам поведенческих игр, по нашему мнению можно отнести:

  • наличие предистории и последствий;
     
  • спонтанность начала и конца игры, ситуативно локализуемой местом и временем протекания;
     
  • возможность начала и ведения игры одним игроком (манипуляция);
     
  • субъективный, скрытый характер игровых целей, которые не декларируются, но при определенных условиях могут быть понятны;
     
  • результат игры также не декларируется, но может быть очевиден;
     
  • основные правила игры - этико-культурные нормы и правила общения;
     
  • широкий диапазон вариативности действий, проявления инициативы;
     
  • открытый характер участия – вход и выход из игры не регулируются;
     
  • отсутствие организатора игры – игру ведут сами участники.

Отдельного анализа заслуживает вопрос о масштабе поведенческих игр. В свое время Г. Спенсер ввел понятие «социального организма», которое используется во многих отраслях науки. В современной трактовке «социальный организм» – это «автономное и целостное объединение людей, лока¬лизованное в пространстве и времени» [12]. Введение этого понятия позволяет характеризовать группы людей используя психологическую терминологию, предназначенную для описания отдельной личности. Это позволяет рассматривать групповые формы игр как игры между групповыми субъектами. В случае бытийных поведенческих игр, участники игры чаще всего одиночки, игра один на один. Когда играют двойки, тройки или большие группы, можно говорить об игре между групповыми субъектами. Отличий в характере игр один на один или между групповыми субъектами по нашему мнению нет. Масштабность поведенческих игр широка и может включать: политические игры (борьба стран за влияние, предвыборная борьба), экономические игры (конкурентная борьба за рынки сбыта), технические, технологические, научные (научный компаний), военно-технические (война, борьба разведок) и многие другие.

Рассмотрим, предложенную нами классификацию игровых методов обучения [13]. Классификация основана на признании того факта, что любые игры строятся по принципу детского конструктора и «собираются» из некоторого набора элементов. Каждый элемент может иметь несколько модификаций. К числу таких элементов мы относим: игровую цель, погружение или доигровую организацию, разминку, рефлексию, систему оценивания, проблемное ядро (имитационная модель деятельности системы управления, ситуационная задача), команды, роли, правила. Максимальное число элементов используется в группе деловых игр, к ним относятся деловые, оргдеятельностные, стратегические игры. Ко второй группе игр мы относим дидактические игры. В эту группу входят традиционные, народные игры и игры, целью которых является поиск единственного решения. Эти две первые группы игр не являются поведенческими и могут рассматриваться с традиционных позиций. К следующей группе игр - игровым ситуациям, относятся коммуникативные игры. В группу входят как игры традиционного типа, так и поведенческие игры, которые, не предполагают локализации по месту и времени проведения. Например, спонтанные дискуссии, некоторые ролевые игры, которые являются также открытыми играми в том смысле, что не предполагают, кто и когда присоединится к игре, когда она начнется и когда закончится. Игры этой группы могут не иметь системы оценивания, декларируемых правил. Четвертую группу составляют игровые приемы и процедуры. Все мини игры группы, или игровые приемы – поведенческие. Это отдельные игровые элементы, которые используются спонтанно и не предполагают создания игры как таковой. В педагогической деятельности примерами таких мин игр, например, являются предложения преподавателя классу: Кто знает как? Кто готов со мной поспорить? Педагогические провокации: Я не помню, кто подскажет?. Организация мини дискуссий: Вася считает, что…, а кто другого мнения? В бытовом контексте это манипуляции, заигрывания и т.п.

Приведенный подход позволяет говорить о том, что все типы игр имеют единую природу, поскольку построены с использованием идентичных элементов. Отличием является только иной состав игровых элементов.

Представляется, что введение понятия поведенческие игры позволяет разрешить многолетний конфликт теории игры и игровой практики. Примеряет узкое и широкое понимание игры и снимает существующие противоречия в ее трактовке. Выявленные специфические черты поведенческих игр достаточно хорошо объясняют бытийность и вездесущность игры. В целом трактовка поведенческих игр открывает новое направление в исследованиях игры в контексте различных научных направлений.


Литература

  1. Φинк Евгений. Основные феномены человеческого бытия / Пер. с нем. А. В. Гараджа, Л. Ю. Фуксон; редактор пер. Леонид Фуксон. - М: КаНОН+ РООИ «Реабилитация», 2017. - 432 с.

  2. Алашеев Е. С. Онтология Игры /Mixtura verborum`2003: возникновение, исчезновение, игра: Сб. ст. / Под общ.ред. С.А. Лишаева. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 183 с. стр.54-84. URL: http://www.phil63.ru/ontologiya-igry#_edn [Дата обращения 01.07.2024]

  3. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий) – М., Эксмо-Пресс, 2001.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.. 1988. 399 с. С.27.

  5. Кругликов В. Н. Оленникова М. В. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 354 с.

  6. Шабанова Т. Типология уровней общения А.Б. Добровича. URL: https://studfile.net/preview/2626326/page:24/ [Дата обращения 01.07.2024]

  7. Медведев Н.В. Вингенштейн и Гадамер о «языковой игре»/ Вестник ТГУ, выпуск 5 (121), 2013. С.158-164.

  8. Гузик М. А. Игра как феномен культуры: уч. пособие – М., Изд. ФЛИНТА – 2012.

  9. Ермолаева Ж. Е. 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку. URL: https://www.eduneo.ru/5-slovesnyx-i-lingvisticheskixigry-na-zanyatiyax-po-russkomu-yazyku/ [Дата обращения 01.07.2024]

  10. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Урал. ГПИ Екатеринбург 1996.

  11. Шекспир В. Полное собрание сочинений: В 8 т. / Под ред. А. А. Смирнова. Перевод Т. Щепкиной-Куперник М.-Л.: Academia, 1937, Т. 1. С. 239-360.

  12. Межуев В.М. Цивилизация или цивилизации. К спорам вокруг понятия цивилизации // Знание. Понимание. Умение. 22380. № 20. С. 62–520.

  13. Кругликов В. Н. Оленникова М. В. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 354 с. С.83-87.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Φink Evgenij. Osnovnye fenomeny chelovecheskogo bytiya / Per. s nem. A. V. Garadzha, L. YU. Fukson; redaktor per. Leonid Fukson. - M: KaNON+ ROOI «Reabilitaciya», 2017. - 432 s.

  2. Alasheyev Ye. S. Ontologiya Igry /Mixtura verborum`2003: vozniknoveniye, ischeznoveniye, igra: Sb. st. / Pod obshch.red. S.A. Lishayeva. – Samara: Samar. gumanit. akad., 2003. – 183 s. str.54-84. URL: http://www.phil63.ru/ontologiya-igry#_edn [Data obrashcheniya 01.07.2024]

  3. Hyojzinga J. Homo ludens (CHelovek igrayushchij) – M., Eksmo-Press, 2001.

  4. Bern E. Igry, v kotoryye igrayut lyudi. Lyudi, kotoryye igrayut v igry. M.. 1988. 399 s. S.27.

  5. Kruglikov V. N. Olennikova M. V. Interaktivnyye obrazovatel'nyye tekhnologii : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / 2-ye izd., pererab. i dop. — M. : Izdatel'stvo Yurayt, 2018. — 354 s.

  6. Shabanova T. Tipologiya urovney obshcheniya A.B. Dobrovicha. URL: https://studfile.net/preview/2626326/page:24/ [Data obrashcheniya 01.07.2024]

  7. Medvedev N.V. Vingenshteyn i Gadamer o «yazykovoy igre»/ Vestnik TGU, vypusk 5 (121), 2013. S.158-164.

  8. Guzik M. A. Igra kak fenomen kul'tury: uch. posobiye – M., Izd. FLINTA – 2012. ]

  9. Yermolayeva ZH. Ye. 5 slovesnykh i lingvisticheskikh igr na zanyatiyakh po russkomu yazyku. URL: https://www.eduneo.ru/5-slovesnyx-i-lingvisticheskixigry-na-zanyatiyax-po-russkomu-yazyku/ [Data obrashcheniya 01.07.2024]

  10. Gridina T.A. YAzykovaya igra: stereotip i tvorchestvo. Ural. GPI Yekaterinburg 1996.

  11. Shekspir V. Polnoye sobraniye sochineniy: V 8 t. / Pod red. A. A. Smirnova. Perevod T. Shchepkinoy-Kupernik M.-L.: Academia, 1937, T. 1. S. 239-360.

  12. Mezhuyev V.M. Tsivilizatsiya ili tsivilizatsii. K sporam vokrug ponyatiya tsivilizatsii // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. 22380. № 20. S. 62–520.

  13. Kruglikov V. N. Olennikova M. V. Interaktivnyye obrazovatel'nyye tekhnologii: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / 3-ye izd., pererab. i dop. — M. : Izdatel'stvo Yurayt, 2022. — 354 s. S.83-87.
     


Copyright (C) 2024, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100