| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.8.1 Кругликов Виктор Николаевич Лучшева Людмила Михайловна Оленникова Марина Васильевна Хороших Валерия Викторовна
Аннотация Ключевые слова: игра, обучающая игра, игровая деятельность, характеристики игры, критерии игры, феномен игры, бытийные игры. ---------------- Viktor N. Kruglikov Lyudmila M. Luchsheva Marina V. Olennikova Valeriya V. Khoroshikh
Abstract Key words: game, educational game, game activity, game characteristics, game criteria, game phenomenon, existential games. ---------------- Во все времена величайшие мыслители ломали голову над загадкой игры, стремились понять, охарактеризовать, определить: что такое игра. Старались выявить критерии, по которым можно было бы развести то, что следует называть игрой, а что игрой не является. Но сделать это никому пока не удалось. В словаре можно найти следующее определение игры, которое стало традиционным: «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [1]. В другом словаре игра определяется как «активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности» [2]. Эти определения, вызывают много критических замечаний и практически ничего не дают с точки зрения понимания сути игры и возможности на их основе определить, что есть игра, а что не-игра. Составители справочников испытывают очевидные сложности с формулировкой, что обусловлено отсутствием научно-обоснованного, приемлемого определения, которое позволяло бы рассматривать весь диапазон проявлений игры, охватывало и традиционные, и обучающие игры, детские и взрослые, а особенно игры, которые появились в 20 веке: деловые, орг-деятельностные, стратегические. Как говорил Е. Финк «Игра объемлет все» [3] и подобрать единый ключ для всех игр пока никому не удалось. Наиболее честно поступили авторы психологического словаря-справочника, которые указали, что «Термин трудно определить, поскольку критерии определения являются условными» [4]. Некоторые авторы, отчаявшись найти подходящее определение, пошли по пути отрицания. Так, по мнению Р. Кайуа, Й. Хейзенга, автор одной из наиболее популярных книг об игре, в которой он отстаивает мысль о том, что «человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра» [5], умышленно не берет в расчёт азартные игры, поскольку «доказать культурную продуктивность азартных игр гораздо труднее, чем игр состязательных» [6]. По тому же пути пошёл российский автор А.М. Новиков, который, рассматривая методологию игры, делает оговорку, что не считает игрой: «игры в математической теории игр и в исследовании операций; деловые, организационно-деловые и управленческие игры, а также учебные игры и игротерапию» [7]. По нашему мнению, указанные авторы тем самым признали своё бессилие и неспособность применить предлагаемые ими теоретические подходы к указанным играм. Другие авторы пошли по пути применения обобщающих трактовок. Е. Финк сформулировал наиболее часто упоминаемую формулу, согласно которой игра «важнейший феномен человеческо¬го бытия» [3]. С.А. Шмаков, как «уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершину» [8] . И.Е. Берлянд трактует «игру, как феномен сознания» [9] . Е. С. Алашеев, на основе проведенного им понятийного анализа, приходит к выводу, что игра «бытийна». Поэтому утверждает, что «Игра, именно потому, что она игра, есть жизнь, <…> и жизнь, именно потому, что она жизнь, есть игра» [10]. Ф.Г. Юнгер, учитывая все разнообразие взглядов, делает категорическое заявление о бесперспективности попыток дать определение игры: «Есть работы, о которых заранее можно сказать, что историк, задумавший их, потерпит неудачу; исследования об играх принадлежат к числу таких работ» [11]. Финк, со своей стороны делает вывод, что игра «…отталкивает от себя понятия» [3]. Тем не менее, авторы данной статьи, опираясь на многолетние теоретические и эмпирические исследования, а также анализ практического опыта применения обучающих игр, предприняли попытку рассмотреть традиционно приписываемые игре характеристики и дать ей новое определение. Из числа специалистов, которые изучали игру и пытались выявить ее отличительные характеристики, выделяются работы Й. Хейзенга и Э. Берна. По мнению Берна, игры отличаются двумя характеристиками: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша [12]. Чаще других упоминают Хейзенга, который дает такое развернутое определение игры: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, по абсолютно обязательным правилам с целью, заключённой в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием "иного бытия", нежели "обыденная жизнь"» [5]. Тем самым он выделил несколько характеристик игры, которые тиражируются многими авторами: свободная, предпринимаемая добровольно, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческая, импровизационная, активная; эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная; проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, имеющая имитационный характер игр и разыгрываемая в определённых рамках пространства и времени» [13]. Но критический анализ представленных характеристик показывает, что сегодня ни одна из них не может служить критерием игры. Не требует особых доказательств факт того, что свобода принятия решения: играть – не играть, при ближайшем рассмотрении распадается на множество вариантов, включает множество нюансов, в которых теряется само понимание свободы выбора. Можно привести много примеров, когда человек принимает решение играть, что называется добровольно/принудительно. Его могли уговорить или он опасается выпасть из коллектива. Или он решил играть, чтобы пообщаться со значимым для него человеком, или его интересует содержание игры, а не сама игра. В образовательном процессе любая учебная игра «навязывается» преподавателем. Тезис добровольности исключает из числа игр все дидактические игры, а также все профессиональные игры (футбол, хоккей, баскетбол, а также театр), неужели все они не игры? По-нашему мнению, факт добровольности не может использовать в качестве критерия игры. При этом важно также рассмотреть вопрос о том, что значит играть. По каким причинам человек принял решение играть в этом случае не важно, важно понять играет он или только осуществляет игровые действия. В любой игре игроки демонстрирую разную степень активности, разное желание или способность играть. При внешнем наблюдении понять это сложно. Рассмотрим профессиональные игры. Болельщики весьма критично оценивают игру футболистов на поле и могут считать, что тот или иной игрок «не играет», что он пассивен, не проявляет всех своих качеств. Если тренер придерживается такой же точки зрения, то он такого игрока обычно меняет. Иными словами играть, по мнению болельщиков и тренера, значит полностью отдаваться игре, проявлять активность, эмоциональность, страсть. В то же время сам игрок может считать, что он играет в полной мере, старается и делает все, что может ради победы. В аналогичной ситуации могут оказаться театральные актеры, «на которых ходят», потому они полностью отдаются игре. Если же актер не демонстрирует этого, можно сказать, что он не играет, а работает. Следовательно, участвовать в игре и играть это не одно и то же. Профессиональные игры отчетливо демонстрируют нам, что человек может мастерски играть даже тогда, когда у него нет свободы выбора, но при этом он может играть или совершать игровые действия играть. Критерий, согласно которому человек играет ради удовольствия, а не ради какой-то прагматической цели также не выдерживает критики. Эльконин, указывал: «Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [14]. Но на фоне появившихся в 20 веке деловых и орг-деятельностных игр, признать этот критерий невозможно. С.М. Шмаков, учитывая это, предложил делить все игры на внеутилитарные и деловые. Первые, по его мнению, «есть собственно игры, вторые – модельно-обучающие, в которых игра – технологический способ обучения» [8]. При этой трактовке деловые игры вроде бы совсем не игры, а метод обучения. А стратегические игры, соответственно, средство моделирования и анализа ситуаций. По нашему мнению любая игра многофункциональна и все свои функции она актуализтирует в любой игре, вне зависимости от целей ее применения. Как отмечает В.Н. Кругликов «В современных играх, детских или, например, деловых, внеутилитарность носит весьма относительный характер и при этом вполне уживается с серьезным и практически значимым содержанием, значением и напряжённой работой, а утилитарность с несерьезным, и даже шуточным процессом ее обсуждения, разработки и представления» [15]. Любая игра привлекает содержанием игровой деятельности, но это не означает, что игроков не интересует конечный результат. Все ходят на футбол, чтобы насладится зрелищем игры, но разве результат при этом не важен. Если же результат действительно оказывается не важен, то чаще всего мы не видим и игры, поскольку игроки не проявляют азарта и самоотдачи, то есть, не играют, а работают. Критерием игры называют правила. Однако, их нельзя считать критерием игры, поскольку правила – это организационная основа жизни отдельного человека и человечества. Мы все действуем с учетом требования каких-либо правил: мирного сосуществования, дорожного движения, корпоративных правил, правил общения, совершения покупок в магазине. Не зная правил, человек попадает в ситуацию неопределенности и становится не способен действовать, поскольку не знает, что можно, а чего делать нельзя. Правила есть даже тогда, когда они не декларируются – это правила этикета и культурные нормы человеческого общежития. О них не говорят, но их соблюдают. Тоже можно сказать об имитационном характере игр. Имитапция, также как и правила – это часть нашей жизни. Чтобы мы делали, если бы не было карт местности, схем метро, электрических схем, которыми мы пользуемся повсеместно и ежедневно. Поэтому и правила и имитацию следует рассматривать, как элементы жизни, и в игре они используются также как в жизни и не могут быть ее отличительной чертой. Введение такой характеристики игры как ее обособленность местом и временем в полной мере характеризует противоречивость во взглядах Хёйзенга, который утверждает, что игра это основа культуры, и одновременно пытается ограничить ее, характеризуя как некое обособленное явление. Очевидно, что эти критерии не применимы к повседневным бытийным, поведенческим [15] играм, например таким, как ухаживания и кокетство, манипуляции, подвижные игры детей, игровой диалог преподавателя с учащимися на занятии. Единственной обязательной характеристикой игры, из числа предложенных Хёйзенга, можно признать только активность, поскольку без активности играющих игра состояться не может. Но и она критерием игры не является, поскольку активность – это условие жизни и существования человека. Существует еще одна характеристика игры, которая специалистами не учитывалась – субъективность. Уникальный пример субъективности игры мы находим у Л.С. Выготского. Исследователь наблюдал такую ситуацию: «Две сестры — одна пяти, другая семи лет — однажды сговорились: “Давай играть в сестры”. Две сестры играли в то, что они две сестры, т.е. разыгрывали реальную ситуацию» [16]. Игровая и реальная ситуации у детей совпали. Это демонстрирует, что любая деятельность может считаться игрой или не игрой, как договориться, как на нее взглянуть. Играют спортсмен и актер или работают то есть только осуществляют игровые действия – ответ субъективен, причем как со стороны внешнего наблюдателя, так и со стороны самого играющего. Приведенный анализ позволяет утверждать, что ни одна из упомянутых характеристик игры не является критерием, позволяющим понять, имеем ли мы дело с игрой или с не игрой. Любая может быть или может отсутствовать. Тоже самое, можно сказать об элементах, формирующих структуру игры. К ним мы относим: проблемность, конфликт, цели, задачи, правила и др. В конкретной игре может быть представлен любой состав и любое сочетание элементов, а каждый из элементов может иметь разную модификацию [17]. Исходя из сказанного, можно предложить следующую формулировку. Игра (игровая деятельность) — это форма проявления активности человеком (групповым субъектом), протекающая в условиях, характеризующихся наличием игровых элементов, что позволяет с субъективных позиций рассматривать ее в качестве игры. Приведенная формулировка еще раз подчеркивает известный факт того, что в учебном процессе игра служит основным инструментом активизации познавательной деятельности обучающихся. Однако, использование игр в учебном процессе сегодня носит ограниченный характер, поскольку и начинающие и опытные преподаватели часто считают, что обучающие игры – это только развлечение и отдых. По нашему опросу от 17 до 47% начинающих преподавателей вуза к обучающим играм относят: викторины, КВН, конкурсы. То есть формы, которые не обладают обучающим потенциалом и не предполагают изучение нового материала [15]. Обучающую игру действительно можно сделать развлекательной, если преподаватель при ее проведении не ставит дидактических целей и не стремится к их достижению. Эффективность обучающей игры зависит от того насколько сам преподаватель серьезно и грамотно относится к ее подготовке и проведению. Поэтому мы считаем, что под обучающей игрой следует понимать – форму проведения учебных занятий, предполагающую самостоятельное овладение учениками изучаемым материалом в ходе игровой деятельности.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2024, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |