Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Е.А.Цимерман, Н.И.Алмазова. Модификация метода ролевой игры для
дистанционного обучения студентов английскому языку // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters):
электронный научный журнал. 2024. №8 (август). ART
3401. URL:
http://emissia.org/offline/2024/3401.htm
_________ Шифр научной специальности 5.8.2.
Исследование профинансировано Министерством науки и высшего
образования РФ в рамках Программы стратегического академического
лидерства «Приоритет-2030» (соглашение No 075-15-2024-201 от 6 февраля
2024 г.).
Цимерман Евгения Александровна
кандидат педагогических наук, доцент высшей школы
лингвистики и педагогики, гуманитарный институт,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург
tsimerman_ea@spbstu.ru
Алмазова Надежда Ивановна
доктор педагогических наук, профессор высшей
школы лингвистики и педагогики, гуманитарный
институт, Санкт-Петербургский политехнический
университет Петра Великого, Санкт-Петербург
almazova_ni@spbstu.ru
Модификация метода ролевой игры для дистанционного обучения студентов
английскому языку
Аннотация
Статья посвящена вопросам адаптации ролевого метода для дистанционного
обучения иностранным языкам. Авторы рассматривают ключевые трудности
реализации ролевой игры в условиях асинхрона, приводят пример ролевой
игры, описывают этапы работы с ней.
Ключевые слова: ролевая игра, дистанционное обучение, иностранный
язык, межличностное взаимодействие.
----------------
Evgenia A. Tsimerman
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Graduate School
of Linguistics and Pedagogy, Institute for the Humanities, Peter the
Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
tsimerman_ea@spbstu.ru
Nadezhda I. Almazova
Doctor of Pedagogy, Professor, Graduate School of Linguistics and
Pedagogy, Institute for the Humanities, Peter the Great St.
Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
almazova_ni@spbstu.ru
Modification of the Role-playing Method for EFL within E-learning
Abstract
The article discusses a way to adapt the role-playing method for EFL
within e-learning settings. The authors consider the key difficulties of
implementing a role-play asynchronically, give an example of a
role-play, and describe the stages of working with it.
Key words: role-play, distance learning,
foreign language, interpersonal interaction.
----------------
Целью современного преподавателя иностранного языка является не
простая передача знаний, а раскрытие потенциала обучающегося.
Преподавателю необходимо способствовать становлению адекватной
самооценки и уверенности студентов, их заинтересованности в
образовательном процессе, установлению дружеской атмосферы и
товарищества между всеми субъектами образовательного процесса.
Реализация заявленного возможна за счет имитационных и неимитационных
игровых технологий, предусматривающих формирование отношения педагога к
студенту как к партнеру и активизацию образовательного процесса.
Однако, несмотря на большое количество имеющихся игротехник, далеко не каждый
преподаватель готов внедрять их в иноязычное образование. Причин здесь
несколько:
- неумение адаптировать игровые методы под урок иностранного языка
и конкретный уровень иноязычной коммуникативной компетенции
студентов;
- отсутствие должной собственной психологической готовности,
сведений по психологии и нейропсихологии, невладение приемами снятия
психологического напряжения;
- неуверенность в эффективности внедряемых методов ввиду незнания
их содержания и предназначения;
- заблуждение, состоящее в том, что игры имеют мало общего с реальным
образовательным процессом;
- недостаточное владение предметной областью для
моделирования ситуационно обусловленного игрового коммуникативного
поля.
Кроме того, сегодня преподаватели-игропрактики вынуждены искать решения для организации
адекватного иноязычного обучения в условиях дистанта и асинхрона. Это
уже не просто оцифровка контента [1], а его правильная подача,
организация процесса самостоятельного обучения и со-обучения студентов в
условиях дистанта и асинхрона [2]. В этой связи особенного внимания
заслуживают методы межличностного
взаимодействия. Одним из таких методов является ролевая игра, при
которой решение профессионально-ориентированной задачи происходит
посредством коммуникации, моделируемой соответствующими игровыми ролями
и заявленными психологическими портретами игроков [3].
Продемонстрируем авторский вариант реализации ролевой игры в условиях
дистанционного обучения:
Рис. 1.
Фрагмент задания ролевой игры в условиях
дистанционного обучения
Представленная ролевая игра разработана для студентов
инженерно-строительного профиля и состоит из четырех этапов (см. рис.1):
- Самостоятельное погружение студентов в тему посредством изучения
аутентичной англоязычной статьи, соответствующей визуализации. На данном
этапе студенты знакомятся с лексикой по теме, определяют проблему,
которую необходимо решить, предварительно оценивают свои
профессиональные знания.
- Использование интерактивной онлайн-доски (Miro, Whiteboard Fox или
AMW Board) в процессе командной работы, направленной на генерацию идей,
сбор дополнительной информации, предварительное обсуждение темы.
Благодаря функциональным возможностям онлайн-досок, этот этап может быть
реализован студентами как синхронно, так и асинхронно.
- Получение каждым студентом карточки своего персонажа, которая включает
должностную роль, игровую роль, психологический и профессиональный
портрет игрока, исключающий участие в ролевой игре от своего имени.
Студенты изучают свои роли, точки зрения, которые им необходимо защищать
в процессе решения профессионально-ориентированной ролевой игры,
проводят поиск и сбор дополнительной предметной информации. Затем,
каждый студент записывает на видео свой ответ с решением проблемы,
исходя из полученной карточки и роли. Дальнейшее обсуждение решения
происходит с помощью чатов и форумов, встроенных в используемую в вузе
систему управления образовательными электронными курсами (Moodle, Odin и
др.).
- Выбор командой своего лидера, который должен дополнительно
проанализировать полученные мнения и решения проблемы, оценить их
преимущества и недостатки, представить и аргументировать наиболее
адекватное решение.
Предлагаемая модификация ролевого метода нивелирует некоторые
ограничения, связанные с отсутствием аудиторного взаимодействия в
системе «человек-человек», поскольку:
- позволяет студентам чувствовать ответственность и действовать
автономно, самостоятельно планируя и организуя свою работу;
- не исключает командную работу, благодаря использованию возможностей
интерактивных досок;
- задействует зеркальные нейроны обучающихся за счет наличия
видеозаписей ответов;
- стимулирует мыслительные процессы низшего и высшего порядка;
- является профессионально-ориентированным заданием, позволяющим каждому
студенту оценить свои предметно-языковые знания и личностные качества,
необходимые для командной работы.
Литература
-
Stahl, G., Koschmann, T., Suthers, D.: Computer-supported
collaborative learning: A historical perspective, 2006.
-
Andersson, N., Andersson, P. H.: Teaching Professional Engineering
Skills: Industry Participation in Realistic Role Play Simulation //
Making Change Last: Sustaining and Globalizing Engineering Educational
Reform Vol. Proceedings of the 6th International CDIO Conference. École
Polytechnique, 2010.
-
Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент: Интерактивные технологии
для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие /
А.П. Панфилова. – СПб : ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 546с.
-
Spaghetti Junction. URL:
https://www.discoveringbritain.org/activities/west-midlands/aerial-2/britain-from-the-air-spaghetti-junction.html
[Дата обращения 01.08.2024]
Рекомендовано к публикации:
Ю.В.Еремин, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии
Literature
-
Stahl, G., Koschmann, T., Suthers, D.: Computer-supported
collaborative learning: A historical perspective, 2006.
-
Andersson, N., Andersson, P. H.: Teaching Professional Engineering
Skills: Industry Participation in Realistic Role Play Simulation //
Making Change Last: Sustaining and Globalizing Engineering Educational
Reform Vol. Proceedings of the 6th International CDIO Conference. École
Polytechnique, 2010.
-
Panfilova, A.P. Igrotekhnicheskij menedzhment: Interaktivnye
tekhnologii dlya obucheniya i organizacionnogo razvitiya personala:
uchebnoe posobie / A.P. Panfilova. – SPb : «Znanie», 2003. – 546s.
-
Spaghetti Junction. URL:
https://www.discoveringbritain.org/activities/west-midlands/aerial-2/britain-from-the-air-spaghetti-junction.html
[Data obrashcheniya 01.08.2024]
|