Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2024

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3403

 2024 г., выпуск  № 8 (август)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Н.И.Никонова, А.М.Бакурова. О применении цифровых инструментов в профессиональной подготовке студентов-филологов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2024. №8 (август). ART 3403. URL: http://emissia.org/offline/2024/3403.htm

_________ Шифр научной специальности 5.8.2

Никонова Надежда Ильинична
кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
nikon_nad@mail.ru

Бакурова Алина Михайловна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
alinabakurova066@gmail.com


О применении цифровых инструментов в профессиональной подготовке студентов-филологов

Аннотация
В статье рассматривается вопрос применения цифровых инструментов в литературном образовательном процессе. Приводятся примеры создания страницы персонажа в социальной сети и коллажа в качестве практического и интерактивного инструментов при изучении рассказа Л. Тарасовой «Невеста шамана».

Ключевые слова: цифровые инструменты, обучение литературе, страница персонажа, коллаж.

----------------

Nadezhda I. Nikonova
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk
nikon_nad@mail.ru

Alina M. Bakurova
Student, M.K. Ammosov Northeastern Federal University, Yakutsk
alinabakurova066@gmail.com


On the use of digital tools in the professional training of students-philologists

Abstract
The article examines the use of digital tools in the literary educational process. Examples of creating a character page on a social network and a collage as a practical and interactive tool when studying L. Tarasova's story «The Shaman's Bride» are given.

Key words: digital tools, literature teaching, character page, collage.

----------------

О внедрении новых практик в обучении студентов и школьников всвязи с цифровой трансформацией образовательного процесса сказано немало. Так, Абрамова В.И., Чукаев О.В. описывают результаты апробации заданий по литературе с  созданием веб-квеста, лонгрида, блога литературного персонажа, сайта и комикса [1]. Муравьева Н.А. систематизирует цифровые инструменты, разделяя их на четыре группы: «филологические», «инструменты для поиска информации», «инструменты обобщения и систематизации информации», «инструменты для совместной коммуникации» [2, с.489-490]. Об образовательных возможностях цифровых инструментов и bнтернет-ресурсов в вузе в рамках формирования необходимых будущему педагогу компетенций пишут Филиппова Е.П., Калачева И.Е., уделяя особое внимание различным вариантам реализации проектной деятельности при изучении литературы [3].

На занятиях по методике обучения русской литературы при изучении рассказа Л. Тарасовой «Невеста шамана» группе студентов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета было предложено разработать и апробировать на практике задания с использованием цифровых инструментов. Обучающиеся создают страницу персонажа по выбору, оформляя профиль, публикуя фотографии, оставляя комментарии от имени других героев рассказа. В произведении поднимается проблема долга. Главный герой – шаман Орхан – стоит перед выбором: семья или любовь. И прежде чем сгенерировать страницу героя, необходимо ответить на проблемные вопросы: «Что важно в современном мире: долг перед своим родом или любовь всей жизни?», «Считается ли данная проблема актуальной на сегодня?», «Как можно было бы преодолеть данную ситуацию?». При создании страницы персонажа возлюбленной шамана чужачки Айхуны в социальной сети студенты наполняют содержательный пласт, отбирая визуальные образы и выделяя ключевые слова и цитаты. Пример выполнения задания представлен на рис.1.

Рис. 1. Страница героини рассказа – чужачки Айхуны

Продолжая разговор о самобытном, мистическом произведении, обучающиеся отмечают главную сюжетную линию – любовное испытание. Главный герой, познав любовь, начинает себя чувствовать простым человеком; он не понимает, почему его соплеменники настроены против его отношений с чужачкой. Используя фотографии, изображения, цитаты из текста и другие элементы, студенты раскрывают образы главных героев, передают изменения в образе шамана, указывают на поворотные события в произведении (см. рис. 2, 3).

Рис. 2. Шаман до встречи с Айхуной

Анализируя первый коллаж, стоит отметить, что  картинка в левом углу верхнего ряда обозначает «работу» шамана – общение с духами; изображение в правом углу описывает внешний вид главного героя – он всегда ходит в повязке коршуна, никто из женщин его селения не осмеливается смотреть ему в глаза и говорить с ним – так сильно они боятся его статуса. На первой картинке нижнего ряда показано «тотемное» животное Орхана – коршун; на втором – трава в поле, так себя чувствует свободолюбивый шаман; на третьем – огромная сила главного героя, видящего прошлое, настоящее и будущее, проживающего три жизни. Именно таким представляют студенты главного героя.

Рис. 3. Шаман после встречи с Айхуной

При составлении коллажа «Шаман после встречи с Айхуной» студенты выделяют ключевые моменты в произведении; картины меняются, но цветовая гамма остаётся прежней. Первый образ – священное озеро, у которого стала жить Айхуна, изгнанная своим народом, это место встречи главных героев, второй образ – рыба из озера, приготовленная чужачкой, которая не побоялась угостить шамана и заговорить с ним за ужином. Взгляд девушки, разглядевшей в шамане человека, приковывает внимание; по центру изображена пара влюбленных – чужачка и шаман, которые несмотря на все запреты, все равно остались вместе; на третьем – родственные души (Орхан и Айхуна).

Таким образом, создавая литературные страницы героев в социальных сетях, коллажи, обучающиеся визуализируют образ героя, его характер и взаимоотношения с другими персонажами. Также эти приёмы стимулируют их творческую активность, помогают им выразить свои мысли и чувства через цифровой формат. В настоящее время студентам-филологам в своей профессиональной подготовке крайне важно использовать инновационные методы подачи информации в образовательном процессе. Основываясь на примерах создания социальных страниц литературных персонажей, коллажей, можно сделать вывод, что цифровые инструменты обладают потенциалом как для получения знаний в предметной области, так и для развития ценных навыков обучающихся.


Литература

  1. Абрамова В.И., Чукаев О.В. Цифровые инструменты в профессиональной подготовке студентов-филологов: результаты экспериментального исследования // Известия ТУлГУ. Педагогика. 2023. Вып.4 С.3-14.

  2. Муравьева Н.А. Цифровые инструменты учителя литературы // Воспитание и наставничество в цифровой образовательной среде. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа». 2023. С.488-492.

  3. Филиппова Е.П., Калачева И.Е. Использование технологии проектной деятельности и цифровых инструментов при изучении русского языка и литературы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. №2. С. 53-58.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Abramova V.I., Chukaev O.V. Cifrovy`e instrumenty` v professional`noj podgotovke studentov-filologov: rezul`taty` e`ksperimental`nogo issledovaniya // Izvestiya TUlGU. Pedagogika. 2023. Vy`p.4 S.3-14.

  2. Murav`eva N.A. Cifrovy`e instrumenty` uchitelya literatury` // Vospitanie i nastavnichestvo v cifrovoj obrazovatel`noj srede. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: NOChU VO «Moskovskij institut psixoanaliza». 2023. S.488-492.

  3. Filippova E.P., Kalacheva I.E. Ispol`zovanie texnologii proektnoj deyatel`nosti i cifrovy`x instrumentov pri izuchenii russkogo yazy`ka i literatury` // Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-texnologicheskogo universiteta. 2021. №2. S. 53-58.
     


Copyright (C) 2024, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100