Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Лю Цзясинь, Л.А.Касиманова. Обучение ритмике как важная составляющая
музыкальной подготовки педагогов бальных танцев // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters):
электронный научный журнал. 2024. №9 (сентябрь). ART
3412. URL:
http://emissia.org/offline/2024/3412.htm
_________ Шифр научной специальности 5.8.2
Лю Цзясинь
аспирант кафедры музыкального воспитания и образования, Российский
государственный педагогический университет им. А.И.Герцена,
Санкт-Петербург
Касиманова Людмила Альбертовна
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой хореографического
искусства, Российский государственный педагогический университет им.
А.И. Герцена, Санкт-Петербург
ludmila.kasimanova@mail.ru
Обучение ритмике как важная составляющая музыкальной подготовки
педагогов бальных танцев
Аннотация
Музыкальные основы бального танца имеют ряд характерных черт, которые
обеспечивают единое и гармоничное взаимодействие между музыкой и танцем.
Теоретический аспект бального танца включает в себя комплекс элементов,
таких как такт и ритм, музыкальный темп, форма музыки, динамика и
выразительность, инструментация, мелодия и гармония. В статье
раскрываются проблемы музыкальной подготовки будущих педагогов бального
танца. Дается анализ организации музыкальной композиции бальных танцев.
Ключевые слова: музыкальный такт, музыкальный ритм,
музыкальный темп, динамика и выразительность, бальный танец.
----------------
Liu Jiaxin
Postgraduate Student, Department of Music
Education and Training, A.I. Herzen State Pedagogical University of
Russia, St. Petersburg
Lyudmila A. Kasimanova
Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Choreographic
Art, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
ludmila.kasimanova@mail.ru
Teaching rhythm as an important component of musical training for
ballroom dance teachers
Abstract
The musical foundations of ballroom dance have a number of
characteristic features that provide a unified and harmonious
interaction between music and dance. The theoretical aspect of ballroom
dancing includes a complex of elements such as beat and rhythm, musical
tempo, form of music, dynamics and expressiveness, instrumentation,
melody and harmony. The article reveals the problems of musical training
of future ballroom dance teachers. A detailed analysis of the
organization of the musical composition of ballroom dances is given.
Key words: musical beat, musical rhythm, musical tempo,
dynamics and expressiveness, ballroom dance.
----------------
Музыкальная подготовка является неотъемлемой и важной составляющей
профессионального образования педагогов в сфере бальной хореографии в
Китае. Это целенаправленный педагогический процесс формирования у
будущих педагогов системы теоретических знаний, практических умений и
навыков в области музыки и хореографии, а также развития
музыкально-двигательных способностей, необходимых для успешной
профессиональной деятельности. Музыкальная подготовка педагогов включает
в себя:
- овладение знаниями в области музыкальной грамоты, теории музыки,
истории музыки, музыкальной драматургии и композиции, специфики
музыкального сопровождения танцев;
- формирование умений и навыков исполнения танцевальных движений,
хореографических композиций в соответствии с музыкальным
сопровождением, чувства ритма, координации движений под музыку;
- развитие музыкально-слуховых способностей: музыкального слуха,
чувства музыкальной формы, музыкального мышления, эмоциональной
отзывчивости на музыку;
- воспитание художественного вкуса, понимания взаимосвязи музыки и
хореографии, развитие творческих способностей в сфере
хореографического искусства.
Гармоничное единство танцевальных движений и музыкального
сопровождения достигается благодаря глубоким познаниям педагогов в
области музыкальной теории, ритмики, жанровых особенностей и
эмоциональной выразительности различных музыкальных произведений.
Проблема настоящего исследования состоит в разработке адаптированной
методики музыкальной подготовки педагогов бального танца, обеспечивающей
осмысление и понимание взаимосвязи между различными музыкальными
понятиями.
Важными задачами музыкальной подготовки педагогов являются развитие
музыкальности, эмоциональной отзывчивости, ясности музыкальных и
ритмических представлений. Исполнители бальных танцев строго соблюдают
музыкальный такт и ритм. Именно поэтому, используя метод классификации
(с целью систематизации и группировки данных по тем или иным признакам)
мы объединили элементарные основы музыки, определив необходимые для
будущих педагогов бального танца понятия, а именно:
- «музыкальный такт», который представляет собой равномерно
отмеренный временной интервал, обычно выраженный в ударах или
подразделенный на удары, которые обычно подчеркиваются в музыке.
Каждый такт имеет начало и конец, и они формируют основу для
организации музыкального времени и ритма в композиции;
- «музыкальный ритм» – это организация времени и длительности
звуков и пауз в музыкальной композиции. Ритм создает основу для
музыкальной структуры, обеспечивая её движение, динамику и энергию.
Ритм также может быть выражен различными музыкальными элементами,
такими как длительность нот, метр, тактовая доля, а также
используемые инструменты и их артикуляция;
- «темп» - важный аспект музыкальной интерпретации, влияющий на
общее восприятие и настроение композиции.
Динамичные изменения в громкости и интенсивности музыкального
исполнения играют ключевую роль в выразительности бального танца.
Танцоры подстраивают свои движения под эти изменения, передавая через
танец эмоциональные нюансы и настроение композиции. Динамика и
выразительность музыкальных композиций варьируется в зависимости от
стилистики танца.
Музыкальные основы бального танца представляют собой сложный комплекс
элементов, включая динамику, инструментацию и форму музыки, которые
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Динамичные изменения в громкости и
интенсивности музыкального сопровождения не только определяют
эмоциональное содержание каждого танцевального стиля, но являются
ключевым фактором в передаче настроения. Инструментация, в свою очередь,
создает уникальное звучание для каждого танцевального жанра, отражая его
характер и эмоциональную окраску. Форма музыки, сочетая в себе
вступление, различные части и заключение, обеспечивает структуру,
которая помогает танцорам согласовывать свои движения с музыкальными
изменениями. Все эти элементы, вместе взятые убеждают в необходимости
музыкальной подготовки будущих педагогов бального танца как
педагогического процесса, направленного на:
- формирование музыкального мышления (путем изучения теории
музыки, анализа музыкальных произведений различных стилей и жанров);
- развитие чувства ритма (через упражнения на метроритмическую
координацию, работу с разными ритмическими рисунками);
- понимание взаимосвязи между бальным танцем и музыкой (за счет
параллельного изучения хореографии и музыкальной грамоты).
Нами разработана адаптированная методика музыкальной подготовки
педагогов бального танца, в основе которой лежит ряд принципов:
- научность подхода;
- спланированность учебного процесса;
- сознательный подход к каждому движению;
- умение не только осваивать движения, но и объяснять, как их
нужно правильно исполнять, в чем их назначение;
- детальный анализ комбинаций: конспект и зарисовка движений,
выявление ошибок;
- развитие понимания координации движений, малейших деталей,
отдельно уделяя внимание движению рук и ног;
- крепкая постановка корпуса;
- развитие творческого потенциала обучающихся и пр.
Данные принципы способствуют формированию целостного подхода к
обучению танцевальному искусству:
- на первом этапе подготовки необходимо дать теоретические
представления о слиянии музыки и танца;
- на втором этапе используется интеграция цифровых и
мультимедийных средств с различными интерактивными формами обучения;
- третий этап связан с пониманием музыкальной драматургии бального
танца;
- четвёртый этап занимает рассмотрение специфики литературных
жанров музыковедческих публикаций, типологии музыкально-исторических
и музыкально-теоретических исследований, стилей и жанров
музыкального искусства.
Таким образом, в основе адаптированной методики музыкальной
подготовки педагогов бального танца в рамках профессионального
хореографического образования в Китае лежит понимание, что музыка
является важнейшей частью танца и нельзя ее рассматривать только в
качестве ритмического сопровождения, облегчающего движения.
Литература
-
Логунова Е.М. Музыкальное воспитание в
структуре хореографического образования / Е.М. Логунова // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств. 2012.
№ 4 (48). С. 170 – 173.
-
Касиманова Л.А., Л.Цзясинь Музыкальная
подготовка педагогов бального танца / Л.А. Касиманова, Л. Цзясинь
Человеческий капитал. 2023. № 2 (170). С. 86 – 90.
-
Орлова С.В. Теория и методика
танцевального спорта. Учебно-методическое пособие для
самостоятельной работы студентов / С. В. Орлова, Е. Г. Салимгареева.
Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011. – 94 с.
Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии
Literature
-
Logunova E.M. Muzykal'noe vospitanie v
struktura choreographicheskogo obrazovaniya [Musical education in
the structure of choreographic education] / E.M. Logunova // Vestnik
Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstvo. 2012.
№ 4 (48). P. 170 – 173.
-
Kasimanova L.A., Jian L.A., Jian L.A.
Muzykal'naya podgotovka pedagogov ballnogo tantsa [Musical training
of ballroom dance teachers]. 2023. № 2 (170). P. 86 – 90.
-
Orlova S.V. Theory and Methods of Dance
Sport. S. V. Orlova, E. G. Salimgareeva. Irkutsk: OOO Megaprint,
2011. 94 p. (in Russian).
|