Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2590

 2018 г., выпуск  № 2 (февраль)

Расчетина Светлана Алексеевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
svetlanaras@yandex.ru

Сетевая идентификация подростка в условиях социальных перемен

Аннотация 
В статье представлены материалы, отражающие современное состояние научных представлений о процессах идентификации подростка, меняющихся в связи с трансформациями общественного развития, связанными с рыночными, поликультурными, конфессиональными, информационными отношениями. Показано, что наибольшим изменениям подвергается процесс идентификации в условиях вхождения подростка в сетевые (информационные) отношения, которые меняют простанственно-временные характеристики процесса становления идентичности. На основе анализа процесса идентификации  в условиях Интернет-коммуникации дано рабочее определение сетевой личности.

Ключевые слова: сетевая личность, сетевая идентификация,  отношения, становление

__________

Svetlana A. Raschetina
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social Pedagogy, Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg
svetlanaras@yandex.ru
 

Network identification of the teenager in the conditions of social changes

Abstract
The article presents materials reflecting the current state of scientific ideas about the processes of identification of adolescents changing in connection with the transformations of social development associated with network relations. It is shown that the spatial-temporal characteristics of the identification process change in the conditions of the teenager's entry into the network relations. Disclosed the relationship between the three situations: a real and virtual network, lying at the base of the process of identity formation of a teenager.  Based on the analysis of the identification process in the conditions of Internet communication, working definitions of personality in the network and network personality are given.

Keywords: network identity, network identification, relationships, formation

__________

Впервые термин «идентификация» появился трудах З.Фрейда в 1926 году, а наиболее известные труды Э. Эриксона по проблеме идентификации личности — в 60-х годах XX века. В них идентичность трактуется как процесс осознания и переживания человеком своей принадлежности к социальным группам, как особое психологическое новообразование, приобретающее свою относительную устойчивость в подростковом возрасте, обеспечивающее целостность человека в меняющемся мире на разных этапах жизненного пути, как процесс личностного самоопределения, имеющего ценностно-смысловую природу.

Это время можно охарактеризовать также как этап губокого развития педагогической мысли России, представленного трудами Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, И.П. Иванова, К.Д. Радиной, Г.И. Щукиной и др. авторов. Педагогика использовала для анализа социальный реальности «триаду понятий», имеющих категориальный оттенок: личность, деятельность, коллектив, укорененных в диалектико-материалистической методологии. Педагогические процессы воспитания имели своим психологическим основанием процессы «сдвига мотива на цель». Отметим, эти научные массивы, характеризующие разные области человекознания: психологическая теория идентичности и педагогическая теория воспитания, сосуществовали параллельно, не пересекаясь.

Ситуация кардинально изменилась на перепутье XX - XXI века на этапе перестройки в связи с активным становлением капиталистических отношений, ориентирующих человека, в широком смысле слова, на индивидуальную успешность в различных сферах жизнедеятельности. Стала меняться научная парадигма. Практически все науки, в том числе и те, которые исследовали социальные институты (социология, социальная философия, социальная культурология и др.), повернулись лицом к человеку. Исследовательским инструментарием стала выступать другая понятийная триада: индивидуальность, коммуникация, выбор. Расширилось поле методологии, наряду с классическим (системным) подходом, характерным для предшествующей эпохи, стал активно разрабатываться неклассический (антропологический) подход как атака на парадигму философии сознания (Ю. Хабермас) и системное видение мира, как потребность разобраться в сущности индивидуальности. Ориентация на теории коммуникации актуализировала интерес к постнеклассическому (дискурсивному) подходу, нацеленному на изучение мира как текста и человека как существа говорящего, находящегося в ситуации нескончаемого дискурса.

В качестве психологического основания разных видов педагогической деятельности выступили процессы рефлексии и вместе с ними - всевозможные «само»: самоактуализация, самореализация, самопрезентация. Поскольку последние понятия имеют первостепенную значимость для анализа процессов социально-личностной идентификации, произошло сближение двух областей научного знания. Названные психологические понятия, характеризующие идентичность личности, стали широко использоваться в педагогической науке.

Сформированный научный подход позволил успешно решить проблему сокращения границ социальных патологий детства (беспризорность, безнадзорность, социальное сиротство), захлестнувших страну на перепутье 
XX  - XXI века. Социальная педагогика, обращенная к анализу ситуации развития детей и семей группы риска, в рамках системного подхода разработала структуру социозащитных учреждений, в рамках антропологического — индивидуальные маршруты сопровождения детей и семей группы риска.

Современный виток общественного развития, характеризуемый понятиями «текучая современность» (З. Бауман), «турбулентное общество» (В.А. Ядов), «нечто фундаментальное» (Ф. Фукуяма), определяется как рискогенная ситуация, социальный риск — как атрибутивная черта современности. Авторы подчеркивают, что наиболее яркая особенность современности состоит не столько в изменениях, возникающих на всех переломных этапах общественного развития, сколько в стремительности изменений. На этом фоне возникает множество новых рисков, затрагивающих детство в целом. Наряду с традиционными группами риска (ребенок из социально неблагополучной семьи) ширится число детей из благополучных семей, попавших в ситуацию риска, связанную с Интернет - отношениями.

Новые проблемы не поддаются решению в рамках разработанных алгоритмов, опривыченные способы решения проблем не дают положительного результата. Поэтому «сфера адекватной применимости традиционной психологии, описывающей статичного человека в системе статичных условий существования, все больше сужается» [1,
c.120]. Обостряется проблема изучения «изменяющегося индивида в изменяющемся мире» [2]. Актуализируется потребность уточнения понятийного аппарата человекознания в связи с расширением его проблемного поля.

Ученые, стремясь получить ответ на вопрос, в чем состоит новизна процесса становления личности и индивидуальности человека (ребенка) на современном этапе общественного развития, нацелены на анализ характеристик, связанных, главным образом, с процессами идентификации. Поэтому возникает необходимость в более тесной интеграции педагогического понятийного инструментария (индивидуальность, коммуникация, выбор) с понятийным аппаратом идентичности (социальная идентичность, идентификация, кризисы социального развития, самоактуализация, самопрезентация и др.).

Согласно теории Э.Эриксона, процесс социального становления в подростковом возрасте строится вокруг кризиса идентичности, сердцевиной которого выступает ценностно-смысловое самоопределение в социальных связях и отношениях, и осуществляется как серия индивидуально-личностных выборов. В процессе разрешения кризиса подросток начинает прояснить свою роль как члена группы, осознавать себя, свои потенциальные возможности, придающие смысл жизненно важным отношениям. Подчеркнем, что понятия идентичности и идентификации как известные социокультурные феномены в условиях сетевых отношений предельно «проблематизируется», превращаются «в предмет рефлексивного осмысления и рефлексивного анализа» [3,
c.93]. Чтобы понять, как осуществляются процессы идентификации подростка в сетевом мире, педагогу «...надо заново вопрошать очевидности …. сотрясать привычки и способы действий» [3, c.93]. То есть проблема в целом нуждается в глубоком осмыслении. Приведем несколько рассуждений по этому поводу и обозначим «педагогические опасения», связанные с социальным развитием подростка, включенного в сеть.

В сети процесс идентификации приобретает качественно новые пространственно-временные формы .Социальные связи, по отношению к которым подросток должен выработать собственные ценностные позиции и ориентации, в Интернет-мире приобретают иной облик, нежели в реальности. Интернет предоставляет подростку широкий выбор вариантов образа жизни, моделей для подражания, встреч с «значимыми людьми» как предметами личностной потребности, то тесть пространство выбора группы для идентификации может иметь любые масштабы. Время же вовлечения в групповые виды отношений и деятельности предельно сужается, становится минимально коротким. По мнению А.А. Ахаяна, подросток, включаясь в Интернет, может практически моментально осуществить свои интеллектуальные или эмоциональные потребности
[4]. Педагогические проблемы: при этом нарушается идея перспективных линий развития, где «радость, отодвинутая во времени», рассматривается в педагогике как значимый этап воспитания чувств и актуализации потребности действовать.

Выбор референтной группы, ценности которой хочет разделить подросток, осуществляется самостоятельно, анонимно. Он сам прокладывает в Интернете одному ему известные институциональные дорожки к группе независимо от взрослых и выбирает для общения ту группу, где есть уверенность в позитивном отношении к себе и нет боязни быть отвергнутым сверстниками. Педагогические проблемы: взрослые не знают, на какие ценности — антиценности ориентируется группа, привлекающая внимание подростка.

Интернет позволяет подростку снять волнующее противоречие между «быть» и «казаться». В реальной жизни оно может выступать как непреодолимое. В Интернете оно снимается на основе самопрезентации, то есть игры со своей внешностью, со своими поступками. Одобрение сетевой группой внешнего вида подростка, его образа мыслей и способов поведения актуализирует позитивные переживания и выступает главным стимулом вовлечения подростка в Интернет-коммуникацию. При этом процесс идентификации может сопровождаться деперсонализацией, при которой индивидуальные характеристики подростка становятся менее важными, чем групповые, одобряемые сверстниками. Педагогические опасения: деперсонализация грозит конформизмом, нежеланием реализовать тот личностный потенциал, который не вызывает интереса и одобрения группы.

Сложное прохождение кризиса идентичности в реальной ситуации, так называемая диффузия идентичности, связанная с неспособностью выбора направления собственного развития и самостоятельного принятия решения, размытость и неопределенность виртуального пространства внутреннего мира подростка, могут привести к тому, что освоение Интернет-пространства будет осуществляться стихийно, хаотично. Педагогические проблемы: наличие в Интернете широкого спектра «антиценностей» может привести к тому, что выбор будет осуществлен в сторону негативных форм самоидентификации, примыкания к группе, ориентированной на антиценности, и полного подчинения ее авторитетам.

Понятийный аппарат идентификации позволяет различать понятия: «личность в сети» и «сетевая личность». Дадим им краткие рабочие определения на основе ориентации на понятия: идентификация (процесс) и идентичность (результат идентификации). При этом будем помнить, что, согласно теории Э.Эриксона, идентичность как более или менее устойчивая характеристика личности в общих чертах формируется в подростковом возрасте.

В первом приближении «личность в сети» — это человек (в нашем случае подросток), идущий по пути идентификации, то есть находящийся в процессе выбора группы, которая может стать для него референтной, и ее ценностей, ведущий себя ситуативно в зависимости от требований группы, к которой он примыкает.

В первом приближении «сетевая личность» — это человек, выступающий как «результат процесса идентификации», подросток, характеризующийся в общих чертах устойчивой идентичностью, укорененной в определенных ценностях, обеспечивающих надситуативный характер деятельности и возможность стать частью сознательно выбранного коллективного субъекта, реализующего какой-либо интересный для него спектр задач.

Процесс становления сетевой личности. Схематично можно представить, что процесс становления сетевой личности осуществляется в рамках трех социальных ситуаций его развития, каждая из которых, согласно  теории Л.С. Выготского, характеризуется ключевым переживанием. Первая ситуация - реальная семейно-школьная, внешний мир подростка, выступающий как со-бытие с другими значимыми людьми из ближайшего социального окружения, как ценностное осмысление и переживание отношений.
Вторая ситуация — виртуальная (внутриличностная). Ее характеризуют как внутренний мир человека,  результат осмысления и переживания реальной ситуации. Современные авторы полагают, что «благодаря свойствам внутреннего мира человек получает возможность … виртуально воздействовать на универсальные условия бытия»  [5, c.16]. Не вступая в реальное взаимодействие,  человек создает множество мысленных  моделей собственного поведения, «заранее определяет (планирует) … наиболее выгодные ему направления и способы взаимодействия с окружающими» [5, c.16]. Это внутренний мир подростка, мир его фантазий, мечтаний, вариаций. Третья ситуация - сетевая, собственно виртуальная, где подросток имеет широкий спектр возможностей для воплощения своих фантазий.

Отметим, что виртуальное пространство внутреннего мира подростка, в большей степени чем реальное, адекватно виртуальным структурам сетевого пространства. И в виртуальном пространстве собственного мира, и в Интернет-пространстве подросток одинаково может делать, «что хочет», свободно и независимо распоряжаться своими иллюзиями, фантазиями, мечтами. Поэтому сетевое пространство выступает как более привлекательное, чем пространство реальное.

Формированию позитивно направленной сетевой личности в рамках Интернета содействует социально-благополучная реальная ситуация, обеспечивающая возможность формирования позитивного виртуального пространства личности (его воображаемой жизни). В этом случае подросток, вступая в Интернет-коммуникацию, в гораздо меньшей степени зависит от хаоса Интернет-ситуаций, его поведение в сети может быть охарактеризовано как «надситуативное», независимое и позитивно направленное на осуществление своих виртуальных мечтаний. Включаясь в Интернет, он подтверждает свою идентичность на основе сознательного выбора коллективного Интернет-субъекта для совместного решения эмоционально привлекательных интеллектуальных задач.

Условно выделим варианты формирования «сетевой личности» по признаку отношения к реальной социальной среде. Первый вариант: позитивно настроенная сетевая личность — человек, сформировавший идентичность положительного плана, характеризующийся надситуативным поведением, включенный в деятельность коллективного Интернет-субъекта, находящийся в совместном поиске и разработке средств, необходимых для воплощения  позитивных виртуальных замыслов в реальной ситуации, то есть нацеленный на позитивное преобразование реальной ситуации. Второй вариант:  негативно настроенная сетевая личность - человек, сформировавший идентичность отрицательного плана, характеризующийся надситуативным поведением и включенный в деятельность коллективного Интернет-субъекта для поиска средств, необходимых для воплощения негативных виртуальных замыслов в реальной ситуации, то есть нацеленный на негативное преобразование реальной ситуации. Третий вариант: позитивно — негативно настроенная сетевая личность — человек, погруженный в сеть, воплощающий свои виртуальные мечты в сетевом пространстве, не выходящий за ее пределы для преобразования реальной ситуации.

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. 2010. № 3. С. 120–140.

  2. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n42/1167-grishina42.html  – .- [дата обращения: 12.01.2018].

  3. Постмодернизм. Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом,2001. – 1038 с.

  4. Ахаян А.А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал.- 2017, N 8 (декабрь) , ART2560. - URL:http://emissia.org/offline/2017/2560.htm    .- [дата обращения: 12.01.2018].

  5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 296 с.

Статья подготовлена по материалам доклада на Международной научно-практической конференции "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ"  (Институт педагогики, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 30.01.2018) 

Literature

  1. Leontiev D. A. Personality in an unpredictable world // Methodology and history of psychology. 2010.  No. 3. C. 120-140.

  2. Grishina Existential psychology in search of its vector of development // Psychological research. 2015. Vol. 8, No. 42. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n42/1167-grishina42.html  .- [data obrashenia: 12.01.2018].

  3. Postmodernism. Encyclopedia. – Meganewton.: Interpresservis; Book House,2001. - 1038 p.

  4. Akhayan A.A. The network personality as a pedagogical concept: an invitation to meditation // Pisma v Emissia.Offline (The Emissia.Offline Letters): electronny nauchny zurnal.- 2017, N 8 (Dekabr) , ART2560. - URL: http://emissia.org/offline/2017/2560.htm    .- [data obrashenia: 12.01.2018].

  5. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Migration (essence and the phenomenon). -M.: Publishing house of Moscow psychological-social Institute; Voronezh: Publishing house NPO "MODEK", 2004. - 296 p.

 


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100