Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2021

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3012

 2021 г., выпуск  № 12 (декабрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
В.Х.Манеров, В.П.Гринева. Структура и содержание изменений в представлении о совести российских студентов-психологов, произошедшие за последние три года // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. №12 (декабрь). ART 3012. URL: http://emissia.org/offline/2021/3012.htm

_________ Шифр научной специальности 19.00.07

Манёров Валерий Хайдарович
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
manvh@yandex.ru

Гринeва Варвара Павловна
ассистент кафедры психологии профессиональной деятельности, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; аспирантка, Институт педагогики, Санкт-Петербург государственный университет, Санкт-Петербург
barbgreen@mail.ru


Структура и содержание изменений в представлениях о совести российских студентов-психологов, произошедшее за последние три года

Аннотация
В данной статье представлены результаты исследований, являющихся продолжением работ, проводившихся при выполнении гранта РФФИ (2017 г. - 2019 г.), где изучались основные факторы, влияющие на представления о совести студентов, принадлежащих к шести различным странам и культурам и были выявлены различные по направленности изменения в содержании этих представлений. Обсуждается содержание представлений о совести российских студентов-психологов в период 2018 г. по 2021 г. Показано, что в этот период общего снижения позитивности представлений о совести у российских студентов не обнаружено, в отличие от периода с 2011 по 2018 гг. В 2021 г. выявлено также отсутствующие в предыдущие голы появление таких понятий, как «соблюдении закона», «правовые аспекты», подобно тому, как это было выявлено в китайской культуре. Еще одна тенденция, характеризующая изменения в представлениях о природе совести у россиян в последние годы, обнаруживается в оценках возможности её негативного влияния на успешность карьерного роста респондентов.

Ключевые слова: статистический анализ, контент-анализ, содержание представлений о совести, константность и вариативность представлений, социальный аспект представлений, представления о нарушении законов, карьерный рост.

----------------

Valerii Kh. Manerov
Candidate of Psychological Sciences, Professor of the Department of Psychology of Professional Activity, Institute of Psychology, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
manvh@yandex.ru

Varvara P. Grineva
Research Assistant of the Department of Psychology of Professional Activity, Institute of Psychology, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia; Postgraduate, Institute of Pedagogy, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg
barbgreen@mail.ru


The structure and content of changes in the ideas about the conscience of Russian psychology students that have occurred over the past three years

Abstract
This article presents the results of studies that continue the work carried out under the implementation of the RFBR grant (2017 - 2019), in which the main factors influencing the perception of the conscience of students belonging to 6 different countries and cultures were studied and various according to the direction of change in the content of these representations. The content of representations about the conscience of Russian psychology students is discussed in the period from 2018 to 2021. It is shown that during this period, no general decrease in the positivity of representations about conscience among Russian students was found, in contrast to the period from 2011 to 2018. In 2021, the emergence of concepts such as "observance of the law", "legal aspects", which were also absent in previous goals, was also revealed, similar to how it was revealed in Chinese culture. Another tendency characterizing changes in the perceptions of the nature of conscience among Russians in recent years is found in assessments of the possibility of its negative impact on the success of the respondents' career growth.

Key words: statistical analysis, content analysis, content of representations about conscience, constancy and variability of representations, social aspect of representations, representations about breaking laws, career growth.

----------------

Познание совести, трактуемой далее как синоним нравственности, сопровождает всю историю человеческой цивилизации, начиная от житейского, мифологического, религиозного её понимания и вплоть до нынешнего, производимого средствами современных наук, прежде всего психологии, социологии, медицины, филологии, математики. В этом познании особая роль принадлежит направлению, выявляющее характер изменения представлений о совести в различных конкретных культурах, динамику этих изменений, их восприятие обществом, влияние на различные аспекты его существования [1].

Представления с совести отражают её реальный статус в обществе и, в свою очередь, состояние общества в целом. Показано наличие как неизменных, так и меняющихся со временем аспектов представлений о совести различного содержания, обнаруженное для выборки первоначально для российских, затем и китайских студентов–психологов [1, с.61]. Эти результаты сопоставляются с тенденциями, обнаруженными и в других культурах, поскольку работы приобрели кросс-культурный характер и, в итоге, производилось сравнение представлений о совести студентов - представителей из России, Китая, Грузии, Германии, Англии, а также центрально-азиатских культур (Узбекистан, Киргизия и др.), всего 6 культур [2].

В работе использовалось несколько эмпирических методик, но основные сравнительные оценки состояния совести были получены с помощью методики ОССС (опросник свойств, состояний совести), а также методики «незаконченные предложения» Веселовой Е.К. [3]. Было показано, что с 2011 г. по 2018 г., то - есть за 7 лет, существенно менялась тенденция в уровне позитивности представлений о совести респондентов из РФ и других стран. Так, у российских студентов в 2011 г., в сравнении с китайскими студентами, обучающимися в России, либо в Китае выявлялось преобладание позитивности представлений о совести, не имеющее статистической достоверности [1]. Этот факт имеет большое значение, поскольку позитивность представлений о совести в целом корреспондирует с позитивной нравственностью. Однако через 7 лет, в 2018 г. обнаруживается уже статистически достоверное большее преобладание негативных представлений о совести у российских студентов, в сравнении китайскими. В грантовом кросс-культурном исследовании представителей 6 культур, российские студенты по уровню общей позитивности представлений о совести заняли предпоследнее, пятое место. Китайские студенты напротив, заняли второе место в этом рейтинге, существенно опередив российских [2]. При анализе содержания этих представлений обнаружилось, что по-прежнему представления россиян сосредоточены по преимуществу на индивидуальных переживаниях, проблемах, отношениях. В китайской культуре в 2018 г. обнаружилась и тенденция рассмотрения совести как социально-психологического механизма, активно преобразующего и поддерживающего эти отношения, то есть их правовые отношения оказались включенными в состав нравственных представлений. я. Отметим, что тенденция включать правовые отношения в интегративный набор нравственных отношений представлена в отечественных работах М.И. Воловиковой [4].

Анализ подобных работ позволяет сделать вывод о возможности появления социально-правовых отношений представлениях о совести россиян. Однако при сопоставлении результатов измерений представлениях о совести российских и китайских респондентов, в проведённых в 2018г. по 2021 г., мы обнаружили увеличение удельного веса негативных представлений о совести у россиян и отсутствие подобного снижения, наряду с трактовкой совести как социально-психологического механизма, у китайцев. Однако у российских студентов подобных тенденций, имеющих, как можно предположить, общемировой уровень, в 2018 г. не обнаружилось. Тем не менее мы далее приводится сравнение содержания представлений о совести и далее, у российских студентов-психологов, обучавшихся в 2018 и в 2021 годах. Кроме того, проверяется дальнейшее наличие тенденции снижения позитивности представлений о совести (табл..1). Для этого исходные 107 пунктов методики ОССС с помощью факторного анализа трансформировались в 7 факторов, трактуемых как интегративные характеристики представлений: 1. Деятельная совесть; 2. Переживание совести; 3. Религиозная совесть; 4. Чистота души; 5. Инфантильная совесть; 6. Аморальность, эгоизм; 7. Негативное «осовременивание» совести. Далее сопоставлялись данные, полученные, с интервалом в эти 3 года, для выборок студентов численностью соответственно в 200 человек (2018 г.) и 127 (2021 г.) человек. Принадлежность обеих выборок к одной генеральной совокупности проверялась последовательно с помощью статистических критериев Стьюдента и Манна –Уитни.

Таблица 1

Сравнение позитивности интегративных представлений о совести русских студентов, с интервалом в 3 года

Русские
2018 г.
Русские
2021 г.
Название характеристики совести (фактора)
1 59.67 54.71 Деятельная
2 61.02 56.36 Переживание
3 47.24 41.45 Религиозная
4 54.38 50.27 Чистота души
5 38.17 32.10 Инфантильная*
6 38.20 34.25 Эгоистичная*
7 39.24 37.77 Современная*

*примечание: для 5, 6 и 7 позиций рассчитывалась «обратная величина», то есть мера незначительности оценки данной характеристики совести.

Согласно данным, полученным при использовании критерия Стьюдента, было получено tЭМП = 0.83, при p=0.42 принималась нулевая гипотеза Ho. При использовании непараметрического критерия Манна-Уитни было получено Uэмп =18.50, и при p=0.44 также принималась нулевая гипотеза Ho. Таким образом, для обоих критериев может быть сделан вывод о принадлежности обеих выборок студентов, измерения для которых производились соответственно в 2018 г. и в 2021 г., к одной генеральной совокупности. Иначе говоря, сравниваемые группы студентов признаны достоверно не отличающимися в позитивности своих представлений о совести. Таким образом дальнейшее, с 2018 г. по 2021 г. снижение позитивности представлений о совести у российских студентов за прошедшие 3 года не было обнаружено.

Помимо не подтвердившейся тенденции постоянного снижения позитивности представления о совести с 2018 по 2021 годы нас интересовало также изменение содержания этих представлений, произошедшее за эти годы г. Основные результаты этого этапа работы показаны в таблице 2, где количество респондентов в 2018 г. составляло 200 человек, в 2021 г. - 120 человек.

Таблица 2

Основные категории, выявленные в представлениях о совести российских студентов, 2021 г. и 2018 г.

Категории (функции совести) 2021 г. Примеры 2018 г. Примеры высказываний
1 Когнитивная функция 9.5% Нравственный
самоанализ
1 10.0% Советчик; иметь собственные
идеи
2 Эмотивная (положительные эмоции) 5% Добрые чувства 2 3% Добрая; хорошая, верная
3 Эмотивная (отрицательная) 10% Вина; ноющее чувство 3 9% Тревога; стыд; чувство
вины за зло
4 Психологическая природа явления 11% Часть меня; долг самой себе, нравственный контроль 4 8.5% Внутренний голос души;
управляет;
определяет поступки.
5 Религиозное понятие 4% Ангел; спаситель 5 3% Голос свыше божественная
сущность.
6 Функция познания жизненных смыслов 9.2% Речь взрослого 6 6% Подсказывает будущее
7 Самореализация 2.5% Личностный рост; толкает вперёд 7 3% Улучшает развитие; создаёт
человека с большой буквы
8 Позитивное качество личности 20% Честность; надёжность; гармония с собой 8 21.5% Сама я, но более умная;
честность, доброта
9 Происхождение 10% Мама; семья; учитель; друг 9 4.5% Семья; родители; детство
10 Позитивные воздействия, регуляция 12.6% Спаситель; делает человеком 10 14% Опора, советчик,
помогает, согревает
11 Негативные воздействия совести 15% Не даёт покоя, причина невроза, мешает спать 11 7% Преследует, мучает,
грызёт
12 Абстрактные, символы знаки культуры, природы 13.5% Университет; Колберг, Дамоклов меч 12 13% Преподаватель; компас;
Лампа; зеркало; весы,
Солнце; Луна
13 Совесть и законодательство, право 3.3% Правовые аспекты; внутренний судья; прокурор; представитель закона; соблюдение закона 13 2% Внутренний судья; самосуд
14 Социальные представления 11% Социальная установка; моё государство; общее чувство долга; сформированное обществом чувство долга 14 0% Отсутствуют
15 Совесть и жизненная успешность 1.6% Оковы для моего возможного карьерного успеха; иногда мешает двигаться вперёд 15 0% Отсутствуют


Литература

  1. Манёров В.Х. Совесть и представления о ней современной молодёжи: влияние культуры, региона, семьи, пола, возраста. Санкт-Петербург, изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2019.

  2. В.Х.Манеров, И.М.Богдановская, Ю.Л.Проект. Кросскультурный инвариант представлений о совести в эмпирическом исследовании представителей шести культур // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. №12 (декабрь). ART 2809. URL: http://emissia.org/offline/2019/2809.htm [Дата обращения 01.12.2021]

  3. Веселова Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности // Диагностика здоровья. Психологический практикум: [сборник] / Под ред. Никифорова Г.С. СПб.: 2007. — С. 359–374.

  4. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в в российском менталитете: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2005. - 51 с.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Manyorov V.H. Sovest' i predstavleniya o nej sovremennoj molodyozhi: vliyanie kul'tury, regiona, sem'i, pola, vozrasta. Sankt-Peterburg, izd. RGPU im. A.I. Gercena, 2019.

  2. V.KH.Manerov, I.M.Bogdanovskaya, YU.L.Proyekt. Krosskul'turnyy invariant predstavleniy o sovesti v empiricheskom issledovanii predstaviteley shesti kul'tur // Pis'ma v Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters): elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2019. №12 (dekabr'). ART 2809. URL: http://emissia.org/offline/2019/2809.htm [Data obrashcheniya 01.12.2021]

  3. Veselova E.K. Metod issledovaniya nravstvennoj sfery lichnosti // Diagnostika zdorov'ya. Psihologicheskij praktikum: [sbornik] / Pod red. Nikiforova G.S. SPb.: 2007. — S. 359–374.

  4. Volovikova M.I. Social'nye predstavleniya o nravstvennom ideale v v rossijskom mentalitete: avtoref. diss. … d-ra psihol. nauk. M., 2005. - 51 s.
     


Copyright (C) 2021, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100