| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 05.08.01 (13.00.01) Аранова Светлана Владимировна
Аннотация Ключевые слова: культура визуализации учебной информации, феномен визуализации, визуализация, наглядность. ---------------- Svetlana V. Aranova
Abstract Key words: the culture of visualization of educational information, visualization phenomenon, visualization, visibility. ---------------- Сообразно изменениям в обществе и культуре происходит переосмысление целей, инструментария и результатов школьного образования. В последние десятилетия эти тенденции в значительной степени связаны с воздействием феномена визуализации, которое проявляется в преимущественном влиянии визуальной информационной составляющей в социокультурной среде [1; 2; 3; 4]. Лавинообразное нарастание визуализации учебной информации (ВУИ) и бурное внедрение цифровых технологий изменяют культурный контекст современного образовательного процесса. Актуальность обостряют современные социальные условия, демонстрирующие огромную силу визуальных образов и важность авторской ответственности за последствия их использования. Происходит переосмысление дидактического принципа наглядности, заимствуются из СМИ, маркетинга и прочих сфер новые термины и методы визуального представления в связи с цифровизацией. Подвергаются визуализации ранее «табуированные» в обществе темы, в связи с чем приходится говорить не только о техническом аспекте использования ВУИ, но и об этической стороне вопроса. В силу перечисленных обстоятельств усложняются педагогические профессиональные задачи и повышаются требования к результатам образования. Однако, несмотря на богатый опыт использования наглядности, трансформация качеств, количества, форм и целей использования ВУИ в современном образовании входят в противоречие с традиционными педагогическими представлениями. Анализ посвященных ВУИ исследований показывает, что специально выделенной области школьной дидактики, которая очерчивала бы круг знаний и представлений о педагогической сущности визуализации и направлениях её развития, не определяется [5]. Можно констатировать [6; 7] отсутствие системы обучения и усложнения задач использования ВУИ согласно взрослению школьника, что снижает эффективность использования ВУИ и значительно нарушает целостность образовательного процесса. Выявляется, что проблемы обучения школьников ВУИ связаны с определением содержания, с разработкой методов, с выстраиванием самого процесса в отсутствие «опорной» учебной дисциплины. Возникают вопросы о преемственности визуализации с принципом наглядности, о количественном и качественном соотношении графических рукотворных приемов с цифровыми технологиями и многие другие. В целом, выделенные педагогические затруднения и проблемы применения визуализации в школьном обучении можно сгруппировать в ценностно-смысловом, когнитивном и деятельностном аспектах. Таким образом, есть основания утверждать, что в условиях увеличения и технократизации учебного визуального контента и интенсивных социокультурных изменений наступил момент принятия концептуальных решений по поводу ВУИ. В ходе анализа изменений в области наглядности и ВУИ [6] и путем экспериментальных проб удалось определить векторы возможного развития данной области в отечественной дидактике: культуроориентированность, универсальность формируемых у школьников умений, возрастосообразность, привлечение доступных в образовательно-культурной среде ресурсов. Решение проблемы - с учётом вызовов времени и внешних условий - предлагается в виде целостной концепции формирования у школьников особой культуры визуализации учебной информации (КВУИ) [7]. Формирование КВУИ предполагает не только совокупность знаний и умений действовать самостоятельно, но и прочный ценностно-смысловой базис, обеспечивающий метапредметные и личностные результаты при высокой мотивации и способности к рефлексии. Опираясь на полученные результаты, принимая во внимание выявленные педагогические проблемы, структуру КВУИ можно представить в составе трех компонентов: ценностно-смыслового, когнитивно-содержательного и деятельностного. Система ценностей является внутренним сверхзначимым стержнем любой культуры [8]. Поэтому - в силу недостаточной разработанности в образовательном процессе школы - приоритетного внимания требует ценностно-смысловой компонент КВУИ. Уже не первое десятилетие исследователями отмечается девальвация традиционных ценностей в нашем обществе, когда на первый план выходят бизнес- и индивидуально-личностные цели. Развивающиеся технологии, которые дают новые совершенные возможности человеку, не в состоянии поддерживать преемственность в передаче системы ценностей и суверенных кодов отечественной культуры. Поэтому в формировании КВУИ ценностно-смысловой компонент в первую очередь «отвечает» за преобразования в личностных характеристиках школьника, поступательно совершающиеся при усвоении нравственно-этических норм, установок и традиций по отношению к визуализации, как к общественно значимому феномену. С учетом неоднозначности всех проявлений феномена визуализации можно утверждать, что роль данного компонента в структуре КВУИ очень важна. Он выступает как своеобразный «фильтр», опосредующий вызовы визуализации и соответствующих социокультурных изменений на область школьного дидактического знания. Обосновывая необходимость присутствия в составе КВУИ ценностно-смыслового компонента, отметим, что в свете последних событий особую значимость приобретает формирование собственно-педагогической позиции в КВУИ. Среди социокультурных факторов, оказывающих прямое влияние на изменение культурно-образовательной среды, особенно выделяются средства, обладающие визуальной составляющей - СМИ, реклама, новые книги и журналы, видео- и медиапродукция. Во многом эти средства, часто производимые по образцам западной культуры, вносят нарушения в сущностные характеристики отечественного образования [9]. Поэтому педагогическая позиция должна быть связана с исконно российскими ценностями, ориентирами. В их числе можно отметить у школьников следующие:
Базируясь на определении ценностей С.Л. Рубинштейна, как производного от соотношения мира и человека, значимого для человека в этом мире [10], опишем, что мы понимаем под ценностями по отношению к ВУИ. Также примем во внимание, что в социальной психологии ценности предстают как субъективный феномен в структуре личностной направленности индивида, и они всегда образуют целостную систему [8]. Поскольку мы говорим о культуре в образовательном процессе, т.е. о среде, имеющей конкретные социологические характеристики, воспользуемся определением «ценностные ориентации» в отношении конкретного субъекта образования [8]. Типологий ценностей и попыток их классификации настолько много, что это затрудняет попытки выбрать какую-либо из них для опоры [11]. Поэтому, понимая, что ценностно-смысловой компонент должен обеспечивать всю КВУИ в целом, выделим в нем ценностные ориентации мировоззренческого плана, когнитивного плана и деятельностного плана в соответствии со структурой самой КВУИ. Тогда означенный компонент в структуре КВУИ будет отражать совокупность следующих личностных систем учащихся [12].
Такие качества, определяющие для субъекта ценности и смыслы использования визуализации, отличают КВУИ от визуальной компетентности или грамотности. Когнитивно-содержательный компонент КВУИ определяет теоретическую базу и историко-культурные основы содержания обучения, а также спектр знаний и умений в области освоения и воспроизводства визуального контента в соответствии с развитием социокультурных представлений о визуализации и наглядности. В практической ВУИ на всех ступенях школьного обучения должны быть представлены те графические элементы, средства, которые школьнику необходимо знать, с которыми он должен уметь адекватно обращаться. В общем плане компонент охватывает: сведения о графических элементах в рамках школьного обучения; совокупность приёмов обучения визуализации; формы графического представления учебной информации и пути их применения; основные термины визуализации; алгоритмы и рекомендации по проектированию визуальных элементов и крупных визуально-информационных моделей; совокупность историко-культурных сведений о символах и знаках, о распространенных в визуализации темах; сведения об этических и эстетических нормах использования ВУИ. Деятельностный компонент КВУИ обеспечивает осознанную направленность школьника на реализацию знаний и умений визуализации непосредственно в учебной деятельности, что позволяет ему представлять учебную информацию в удобном и эффективном виде для самостоятельного развития, для представления другим (презентации, проекты и пр.) и конспектирования, для решения сложных задач (моделирования). Этот компонент также регулирует различия в осуществлении школьником учебной визуально-графической деятельности и наиболее часто и ошибочно сопоставляемой с ней художественной деятельностью. В создании и восприятии художественного произведения допускается свободное общение автора и реципиента, даже соавторство и сотворчество. В КВУИ сотворческая роль реципиента-зрителя в восприятии должна быть менее значительна. Автор сознательно подчиняет свое произведение логической стройности для соблюдения критериев ясности, точности, последовательности и доказательности. Естественным дополнением в современной дидактике становятся знания о сочетании рукотворной графики и цифровых технологий. Освоение этих знаний школьником проявляется в его умениях самостоятельно, адекватно учебной задаче выбирать инструменты и приемы визуализации для реализации собственного замысла; без помощи электронного посредника графически выделять и описывать в изображении характерные особенности объектов и явлений; без использования визуальных «клише» и заимствования чужих решений сообщать эмоциональный оттенок своему произведению с помощью средств художественной выразительности и пр. С учетом вышеизложенного можно сказать, что педагогическая сущность КВУИ в образовательном процессе школы выражается:
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2022, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |