Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2023

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  3228

 2023 г., выпуск  № 3 (март)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
А.Ю.Гусев. Социокультурное проектирование в вузе: разработка и реализация цифрового хореографического проекта // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2023. №3 (март). ART 3228. URL: http://emissia.org/offline/2023/3228.htm

_________ Шифр научной специальности 05.08.07

Материалы статьи доложены автором на VI научно-практической конференции с международным участием «Образовательная динамика сетевой личности» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 24 января 2023 г.)

Гусев Александр Юрьевич
старший преподаватель кафедры хореографического искусства, институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
gvdance@mail.ru


Социокультурное проектирование в вузе: разработка и реализация цифрового хореографического проекта

Аннотация
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов-хореографов в условиях цифровизации образования. В качестве примера представлен проект в цифровом формате, являющийся результатом применения технологии социокультурного проектирования в сфере высшего хореографического образования.

Ключевые слова: цифровые технологии, социокультурное проектирование, виртуальное пространство, хореографический проект.

----------------

Alexander Yu. Gusev
Senior Lecturer of the Department of Choreographic Art, Institute of Music, Theater and Choreography, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
gvdance@mail.ru


Socio-cultural design at the university: development and implementation of a digital choreographic project

Abstract
The article deals with the problem of professional training of choreographers in the conditions of digitalization of education. As a vivid example, a project in digital format is presented, which is the result of the use of socio-cultural design technology in the field of higher choreographic education. According to the results of the study, the author notes the effectiveness of the project under consideration in terms of the formation of students' professional competencies in mastering digital and information resources, ensuring the competitiveness of a modern specialist and opening up new opportunities for the development of all its participants.

Key words: digital technologies, socio-cultural design, virtual space, choreographic project.

----------------

В эпоху стремительной цифровизации происходят значительные перемены в сфере образования, развиваются и внедряются в образовательный процесс дистанционные и электронные технологии [1]. Cовременное хореографическое образование и искусство в этом плане не исключение [2; 3]. Сегодня применение дистанционных технологий в обучении студентов – будущих педагогов-хореографов – на наш взгляд, необходимый и неизбежный процесс, способствующий формированию новых профессиональных компетенций владения цифровыми и информационными ресурсами, что обеспечивает конкурентоспособность современного специалиста.

На кафедре хореографического искусства РГПУ им. А. И. Герцена активно ведется работа с обучающимися в сфере социокультурного проектирования [4], с учетом творческих интересов самих студентов, в том числе с применением современных технологий и технических средств. Именно поэтому студентам предложено участие в цифровом хореографическом проекте под названием «Стирая грани: синтез реального и виртуального».

Суть проекта заключается в том, что взаимодействие между студентами-хореографами – будущими педагогами и балетмейстерами – по созданию творческого продукта осуществляется в живой реальности (сочинение танцевальных комбинаций и их разучивание, репетиции), а процесс взаимодействия между студентами и целевой аудиторией (детьми и их родителями, педагогами) осуществляется с помощью дистанционных технологий, расширяя таким образом социокультурное образовательное пространство и формируя новую среду взаимодействия межу всеми участниками проекта.

Целью проекта является формирование цифрового социокультурного пространства, направленного на творческое взаимодействие между вузами и школами, посредством организации и проведения серии танцевальных уроков, флешмобов, интерактивных мероприятий в видеоформате.

Реализация проекта осуществляется в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. Анализ востребованности в проведении уроков по хореографии в дистанционном формате. Изучение интересов аудитории в предпочтении танцевальных стилей и направлений для последующего обучения. Информирование участников проекта о его старте.
     
  2. Основной этап. Составление планов уроков и сценариев мероприятий в формате проекта. Отбор хореографических элементов и движений под возможности дистанционной формы обучения. Осуществление репетиционного процесса на камеру и исправление допущенных методических ошибок. Организация процесса видеозаписи уроков по хореографии или мероприятий социокультурной направленности для целевой аудитории. Выступления на конференциях с промежуточными результатами проекта.
     
  3. Заключительный этап. Анализ отзывов и комментариев. Подсчет просмотров, «лайков» и репостов. Тиражирование опыта реализации цифровых мероприятий в хореографии. Масштабирование проекта, расширение границ дистанционного взаимодействия между преподавателями, студентами, учениками школ и педагогами дополнительного образования. Выступление на конференциях и издание публикаций, отражающих результаты реализации проекта.

Мероприятия, проводимые на этапах реализации проекта, соответствуют выполнению конкретных задач и достижению запланированных результатов.

В рамках проекта силами студентов и преподавателей проведен цикл вебинаров («Растяжка дома», «Хочу быть сильным: ОФП для мальчиков», «Партерная гимнастика для танцующих детей», «Знакомство с хип-хопом», «В ритме степа»); организована видеозапись уроков в рамках Лаборатории танцевального искусства; осуществлена съемка интерактивного концерта совместно с партнерами кафедры хореографического искусства; подготовлена серия тематических флешмобов в видеоформате («Король танца» с участием школьников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, «Александр Невский» в рамах Всероссийского фестиваля «12 подвигов Александра Невского», танцевальное поздравление от студентов Китайской Народной Республики и др.); записаны ролики в поддержку российских спортсменов, участвующих на Олимпиаде в Пекине, и в поддержку иностранных студентов, находящихся вдали от места учебы.

Проводится трансляция видеоуроков через группы в социальной сети ВКонтакте («Продленка с Герценовским университетом», группа кафедры хореографического искусства РГПУ им. А. И. Герцена). На данный момент записано 28 видеоуроков по различным танцевальным направлениям (джазу, хип-хопу, степу и другим видам танца). Анализ показал, что эти видеоуроки пользуются  большой популярностью среди учащихся и педагогов. Нам удалось подсчитать количество просмотров, «лайков» и репостов - просмотров видеозаписей почти 13000, поставлено более 350 «лайков» и сделано около 200 репостов на страницы танцевальных сообществ и педагогов творческих коллективов. Это свидетельствует о востребованности уроков по хореографии в видеоформате.

Результаты анкетирования, проведенного среди студентов-хореографов, говорят о том, что подобный формат проекта формирует организаторские, коммуникативные, проектные умения, развивает креативность, гибкость мышления, творческие способности. Это те качества, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности педагога-хореографа.

В заключение отметим, что искусство танца – живое искусство. А дистанционные технологии – это всего лишь дополнительный инструмент в работе педагога-хореографа.
 

Литература

  1. Кривых С. В. Дистанционное обучение как средство индивидуализации профессионального образования / С. В. Кривых // Академия профессионального образования. – 2020. – № 4(95). – С. 3-9.

  2. Касиманова Л. А. Возможности онлайн обучения в профессиональной подготовке педагогов-хореографов / Л. А. Касиманова // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2018. №3 (март). ART 2603. URL: http://emissia.org/offline/2018/2603.htm [Дата обращения 01.03.2023]

  3. Мочалова Н. В. Цифровые технологии в хореографии: реалии и перспективы развития / Н. В. Мочалова // Международный форум Kazan Digital Week-2022 : Сборник материалов Международного форума, Казань, 21–24 сентября 2022 года / Под общей редакцией Р.Н. Минниханова. – Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности, 2022. – С. 651-655.

  4. Гусев А. Ю. Социокультурное проектирование в системе профессиональной подготовки педагогов-хореографов / А. Ю. Гусев // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – С. 131-133.

Рекомендовано к публикации:
Л.А.Касиманова, доктор педагогических наук, приглашенный эксперт;
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Krivyh S. V. Distancionnoe obuchenie kak sredstvo individualizacii professional'nogo obrazovaniya / S. V. Krivyh // Akademiya professional'nogo obrazovaniya. – 2020. – № 4(95). – S. 3-9.

  2. Kasimanova L. A. Vozmozhnosti onlajn obucheniya v professional'noj podgotovke pedagogov-horeografov / L. A. Kasimanova // Pis'ma v Emissiya.Offlajn (The Emissia.Offline Letters): elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. №3 (mart). ART 2603. URL: http://emissia.org/offline/2018/2603.htm [Дата обращения 01.03.2023]

  3. Mochalova N. V. Cifrovye tekhnologii v horeografii: realii i perspektivy razvitiya / N. V. Mochalova // Mezhdunarodnyj forum Kazan Digital Week-2022 : Sbornik materialov Mezhdunarodnogo foruma, Kazan', 21–24 sentyabrya 2022 goda / Pod obshchej redakciej R.N. Minnihanova. – Kazan': Nauchnyj centr bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, 2022. – S. 651-655.

  4. Gusev A. YU. Sociokul'turnoe proektirovanie v sisteme professional'noj podgotovki pedagogov-horeografov / A. YU. Gusev // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – 2021. – № 1 (86). – S. 131-133.
     


Copyright (C) 2023, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100