| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.8.1 Соловцова Ирина Афанасьевна Балина Татьяна Геннадьевна
Аннотация Ключевые слова: художественно-творческие технологии, духовное воспитание, духовные ценности, система общего образования, изобразительное искусство. ---------------- Irina A. Solovtsova Tatyana G.
Balina
Abstract Key words: art and creative technologies, spiritual education, spiritual values, general education system, fine arts. ---------------- В современных условиях особую актуальность приобретает разработка, обоснование и внедрение в образовательную практику педагогических технологий, направленных на решение задач духовного воспитания учащихся в системе общего (основного и дополнительного образования). При этом духовное воспитание рассматривается как составляющая духовно-нравственного воспитания и понимается как педагогическая деятельность по целенаправленному формированию ценностно-смысловой сферы учащегося, как специально организованный в образовательных организациях процесс присвоения учащимися духовных ценностей на основе выявления содержащихся в разнообразных явлениях культуры смыслов [1]. В таком понимании духовное воспитание является необходимым условием формирования «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [2]. В современных педагогических исследованиях культура (и в первую очередь искусство как одна из важнейших составляющих культуры) рассматривается как источник содержания духовного воспитания [3; 4; 5]. Поэтому в качестве перспективных могут рассматриваться такие педагогические технологии, которые позволяют включить произведения искусства в контекст духовного воспитания школьников в общеобразовательных организациях как основного, так и дополнительного образования. Теоретические изыскания и результаты многолетней экспериментальной работы (2010-2023 гг.) позволяют сделать вывод о высокой результативности в решении задач духовного воспитания обучающихся художественно-творческих технологий. Отметим, что в данной статье содержанием художественно-творческих технологий выступает изобразительное искусство. В современной педагогике разработана структурная модель художественно-творческих технологий (Л.Д. Лебедева [6], Е.В. Терелянская [7] и др.) Однако процесс их применения обоснован применительно к сфере социальной работы, где данные технологии используются для помощи представителям разных возрастных и социальных групп в преодолении психологических и иных проблем, возникающих в процессе социализации. Важным с точки зрения задач нашего исследования является обоснование и практическая проверка вывода о том, что художественно-творческие технологии имеют широкую область применения и не ограничиваются процессом профессиональной подготовки специалистов в области искусства. При условии определенной модификации, переосмысления методологических основ разработки, применения и наполнения новым содержанием данные технологии могут успешно применяться с целью решения задач духовного воспитания детей, подростков, старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных организациях. Под художественно-творческими технологиями, направленными на решение задач духовного воспитания, нами понимается выстроенный по определенному алгоритму способ взаимодействия педагога и обучающихся по присвоению ценностей культуры на основе художественного восприятия действительности, а также создание чего-либо нового в области искусства в результате художественно-творческой деятельности, который опирается на общую методологию воспитания. Содержание художественно-творческих технологий, направленных на решение задач духовного воспитания обучающихся, составляют произведения изобразительного искусства. Деятельность педагога по организации постижения обучающимися смысла и ценности таких произведений составляют принципы, обусловленные сущностными характеристиками и спецификой духовного воспитания как ценностно-смыслового феномена. Принцип постижения духовного через эмоционально-чувственное восприятие произведений изобразительного искусства раскрывает сущность восприятия произведения искусства в процессе духовного воспитания, когда художественная реальность, выраженная специфическими средствами изобразительного искусства (композиция, цвет, жанр, художественный стиль и др.) и транслирующая школьникам целостный художественный образ, рассматривается как способ выражения духовной реальности. Принцип ценностно-смысловой интерпретации произведений искусства определяет направленность совместной деятельности педагога и обучающихся на выявление культурных смыслов каждого конкретного произведения и на понимание тех ценностей, которые лежат в основе произведения. Принцип одухотворения и отождествления означает, что духовная реальность, отраженная в произведении искусства, соотносится школьником с собственной жизнью, с собственным миропониманием, с собственной системой отношений, с собственными ценностными ориентирами. Благодаря реализации этого принципа осуществляется ценностно-смысловое самоопределение обучающегося относительно духовных ценностей – Добро, Красота, Истина, Жизнь, Человек и др. Принцип обратной связи ориентирует педагога на необходимость организации эмоционального и интеллектуального отклика обучающегося в процессе восприятия и интерпретации произведения искусства. Формами такого отклика могут быть беседа, продолжение незавершенного высказывания, мини-сочинение и т.п. Наиболее результативной формой, соответствующей специфике художественно-творческих технологий, является создание обучающимся какого-либо продукта художественно-творческой деятельности. Перечисленные принципы лежат в основе логики деятельности педагога при работе с произведениями изобразительного искусства в аспекте духовного воспитания, которую можно рассматривать в качестве обобщенной логики построения художественно-творческих технологий: эмоционально-чувственное восприятие – интерпретация (осмысление) – отождествление (переживание) – творчество. Анализ исследований Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова [8], Л.М. Масол [9] позволяет выделить виды деятельности, составляющие основу художественно-творческих технологий и позволяющие эффективно решать задачи духовного воспитания обучающихся: познавательная, направленная на выявление духовных ценностей, их содержания, их роли в жизни человека, и способов их отображения в изобразительном искусстве; художественно-творческая, сущность которой составляет самовыражение на ценностной основе средствами того или иного вида искусства; эстетическая, имеющая в своей основе положительные идеалы, образы, чувства и направленная на утверждение доброго и прекрасного в собственном духовном мире; социокультурная, выражающуюся в осознании себя как носителя и выразителя культуры, а также в трансляции в социум духовных ценностей. Выделенные виды деятельности обучающихся послужили основой для определения функций художественно-творческих технологий в решении задач духовного воспитания. Сущность познавательной функции составляет познание обучающимся окружающей действительности, мира ценностей и собственного духовного мира на основе взаимодействия с произведениями изобразительного искусства. Специфика реализации данной функции в рамках художественно-творческих технологий состоит в том, что в этом процессе, наряду с интеллектом, задействованы также эмоциональная и ценностно-смысловая сфера обучающегося. Формирующая функция обеспечивает духовное становление и совершенствование человека в условиях, механизмом которого выступает присвоение обучающимся ценностей на основе открытия в них культурных смыслов. Социокультурная функция реализуется путем включения обучающихся в социально, культурно и личностно значимую художественно-творческую деятельность на ценностной основе. Обобщенная логики построения художественно-творческих технологий и их функции в решении задач духовного воспитания позволили обосновать этапы применения художественно-творческих технологий в процессе духовного воспитания обучающихся. Этап приобретения знаний о духовном мире человека направлен на приобретение и обогащение опыта обучающихся на содержании произведений изобразительного искусства посредством их анализа и интерпретации. Для применения на данном этапе нами разработана технология «Сила линии и цвета», которая позволяет обучающимся понять особенности воздействия изобразительного искусства на духовную (ценностно-смысловую) сферу человека. На этапе проявления духовных потребностей в художественно-творческой деятельности происходит побуждение обучающихся к самостоятельному творчеству благодаря самопознанию, ценностному самоопределению и формированию стремления к творческому самовыражению на ценностной основе. На этом этапе успешно применялась разработанная нами технология «Разные взгляды», которая обеспечивала ценностное самоопределение обучающихся за счет теоретического и практического ознакомления с разными концептуальными и творческими подходами к отображению духовного мира человека. Этап рефлексивного преломления духовных познаний в художественно-творческой деятельности предполагает реализацию обучающимся собственных замыслов благодаря не только овладению разнообразными изобразительными техниками, но и сложившейся индивидуальной системе ценностей и широкому диапазону их смыслового содержания. На данном этапе подтвердила свою эффективность наша авторская технология «Палитра духовных действий», сущность которой составляет творческая самореализация обучающихся в разных видах социокультурной деятельности на ценностной основе. Разумеется, применение художественно-творческих технологии предполагает, что обучающиеся должны в той или иной мере владеть разными изобразительными техниками – как традиционными, так и нестандартными (живопись, коллаж, монотипия, рисование песком и др.) Однако приобретение изобразительных умений в тех случаях, когда художественно-творческие технологии служат решению задач духовного воспитания, не является самоцелью. Важен не столько уровень владения различными материалами и техниками, сколько те смыслы и ценности, которые находят отражение в работах обучающихся на этапе рефлексивного преломления духовных познаний, в процессе включения в художественно-творческую деятельность. Благодаря этому художественно-творческие технологии, направленные на решение задач духовного воспитания, могут найти широкое применение в общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности, в учреждениях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, в организациях среднего профессионального и высшего образования. При этом произведения изобразительного искусства, составляющие содержание художественно-творческих технологий, должны подбираться с учетом возрастных особенностей обучающихся, в первую очередь доминант их духовного развития. Для младших школьников (7-10 лет) и младших подростков (10-12) лет такой доминантой является освоение моральных норм и через них – базовых нравственных ценностей. Для обучающихся этой возрастной группы целесообразно подбирать реалистические произведения с доступным пониманию детей сюжетом, которые однозначно ориентирует на моральные нормы, на ценность Добро, и показывает их в привлекательном для детей виде. Для старших подростков (12-14 лет) особенно важны проблемы общения, отношений с другими людьми. Эта проблематика должна находить отражение и в произведениях изобразительного искусства, составляющих содержание художественно-творческих технологий. Для юношеского возраста (15 лет – 23 года) доминантой духовного развития выступают смысложизненные, философские вопросы; для них актуальны самопознание, самоопределение, поиск своего места в мире. Найти ответы на эти вопросы им помогут не только классические произведения, но и произведения современного искусства, ставящие сложные бытийные проблемы и предлагающие пути их решения. Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть универсальность художественно-творческих технологий в решении задач духовного воспитания обучающихся, обратить внимание на возможность их применения в воспитательном пространстве образовательных организаций разных типов и уровней.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2023, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |