| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шифр научной специальности 5.8.7. Соловцова Ирина Афанасьевна Ян Шу
Аннотация Ключевые слова: терапевтическая функция музыкального искусства, музыкальная терапия, система высшего музыкального образования КНР, функции искусства. ---------------- Irina A. Solovtsova Yang Shu
Abstract Key words: therapeutic function of musical art, music therapy, the system of higher musical education of the People's Republic of China, the functions of art. ---------------- В настоящее время всё большее внимание учёных привлекают проблемы, связанные с подготовкой студентов музыкальных вузов к реализации терапевтической функции музыкального искусства. Подготовка специалистов в области музыкальной терапии является одним из новых направлений в системе высшего музыкального образования Китайской Народной Республики. В этой связи концептуальные основания процесс такой подготовки сегодня находятся в стадии разработки, что требует, в числе прочего, уточнения сущностных характеристик терапевтической функции музыкального искусства. В современных исследованиях терапевтическая функция музыкального искусства связывается с большими возможностями музыки не только в нормализации физиологических процессов в организме человека, но также в коррекции эмоциональных и духовных состояний людей, благодаря чему не только достигаются успехи в лечении соматических заболеваний, но и успешно решаются проблемы социализации, а также психологические и педагогические проблемы. Исходя из такого широкого понимания данной функции, возможно наиболее полное выявление её сущностных характеристик. Для выявления сущности терапевтической функции музыкального искусства считаем целесообразным обратиться к функциям искусства в целом. Анализ функций искусства, наиболее полно представленных в фундаментальном труде Ю.Б. Борева [1], позволяет утверждать, что в каждой функции искусства имеется терапевтическая составляющая. Так, рассматривая преобразующую функцию искусства, учёные отмечают, что искусство изменяет не только внешнюю социокультурную реальность, но и внутреннюю реальность человека. Под воздействием искусства меняется сфера чувств и эмоций человека: обогащается палитра его переживаний, он становится способным смотреть на мир глазами других людей, сопереживать и сочувствовать им, развивается его способность к эмпатии, может кардинально меняться эмоциональное состояние – например, от тревожного к спокойному, его интеллектуальная деятельность (логические формы мышления обогащаются внелогическими формами), ценностно-смысловая сфера (благодаря искусству человек начинает видеть и понимать ценности культуры, открывать в них значимые для себя смыслы). Механизм таких изменений подробно охарактеризован в трудах Л.С. Выготского [2]. В силу этого музыка, как и другие виды искусства, способна преобразовывать внутренний мир человека и может стать инструментом как гармонизации психических процессов, так и совершенствования ценностно-смысловой сферы человека. Чрезвычайно важна компенсаторная функция искусства, в которой терапевтическая составляющая проявляется особенно ярко. Данная функция состоит в том, искусство (в том числе музыка) позволяет человеку преодолеть чувство одиночества, преодолеть сложные жизненные обстоятельства и даже получить в таких обстоятельствах положительные эмоции в неблагоприятных условиях (не случайно во время самоизоляции в период пандемии COVID-19 людям предлагались в цифровом формате разнообразные викторины, творческие задания и т.п., связанные с произведениями изобразительного, музыкального и других видов искусства). Искусство (в том числе музыка) помогает человеку пережить тяжёлые потери, восстановить душевное равновесие, открыть в непростой жизненной ситуации новые значимые для него смыслы и ценности, то есть вывести на новый уровень его духовную жизнь. При анализе коммуникативной функции искусства также может быть выявлен терапевтический аспект. Каждый вид искусства (и музыка не исключение) – это особая знаковая система, и восприятие произведений искусства происходит по законам общения. Общение с произведениями искусства позволяет человеку обмениваться мыслями и чувствами с авторами и героями произведений искусства, а также с другими людьми (с музыкальным терапевтом и с другими участниками терапевтического сеанса, если применяются групповые формы работы). Это объединяет людей, позволяет человеку лучше понять свои чувства и переживания; нередко произведение искусства «подсказывает» человеку способ решения его проблемы. Общение с произведениями искусства обогащает духовный мир человека благодаря его деятельности по расшифровке символов, включённых в произведение, и выявлению заложенных в него смыслов. Такое общение способствует развитию навыков общения в реальной жизни, позволяя преодолеть многие психологические трудности и трудности социализации [3]. Особенно это важно для пациентов, имеющих психологические барьеры в общении. Воспитательная функция искусства в наибольшей степени обеспечивает выход музыкальной терапии за пределы медицины и психотерапии, в сферу социализации и совершенствования духовного мира человека. По мнению Л.С. Выготского, результатом правильно организованного «общения» с искусством может быть «решение некоторой личностной задачи, открытие более высокой, более человечной правды жизненных явлений, ситуаций» [2, с. 11]. Известный российский специалист в области музыкальной терапии В.И. Петрушин отмечает, что при длительном воздействии музыки на человека возможно и влияние на его личность [4, с. 55]. Способность музыки преобразовывать внутреннюю реальность человека и совершенствовать его духовный мир обусловливает ряд важных характеристик терапевтической функции музыкального искусства, обеспечивающих гармонизацию и развитие духовного мира человека: коррекцию его ценностных установок, системы отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе, формирования качеств, способствующих включению в общество на основе социокультурных норм. Суггестивная функция основана на том, что искусство способно внушать человеку определённые эмоции и чувства, действовать успокаивающе или пробуждать в человеке мужество и стойкость. Так, спокойная музыка, исполняемая на китайском национальном инструменте гуцинь, успокаивает и умиротворяет, а бодрая музыка с чётким ритмом (например, марши) способна пробудить в человеке энергию. Суггестия (внушение) является одним из самых важных механизмов реализации терапевтической функции музыкального искусства. Нормализация эмоционального состояния, приведение в равновесие психических процессов, в свою очередь, согласно психосоматическим теориям, оказывает благотворное воздействие на физиологические процессы в организме человека, на его здоровье. Эстетическая функция искусства определяется Ю.Б. Боревым как «формирование творческого духа и ценностных ориентаций» [1, с. 163]. Иначе говоря, искусство пробуждает у человека стремление к творчеству «по законам красоты». Это позволяет использовать в музыкальной терапии активные методы – индивидуальное и коллективное исполнение вокальных и инструментальных произведений, сочинение музыки, диалог на музыкальных инструментах и т.п. Формируя ценностные ориентации человека, музыка позволяет ему видеть и ценить прекрасное в природе, в повседневной жизни, в отношениях между людьми, что, в свою очередь, способствует преодолению негативных психологических состояний и опосредованно улучшению физического состояния. Немаловажную роль в музыкальной терапии играет гедонистическая функция искусства. При этом исследователи подчёркивают «особый, духовный характер эстетического наслаждения» [1, с. 164]. На этом основана способность музыки помогать человеку преодолевать стрессовые и депрессивные состояния, избавляться от чувства тревожности, от негативных эмоций. Анализ функций искусства позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, разные аспекты терапевтической функции музыкального искусства находят отражение во всех функциях искусства – как общих, так и специфических. Во-вторых, терапевтическая функция музыкального искусства реализуется на трёх уровнях – духовном, психическом и физическом. О духовном потенциале терапевтической функции музыкального искусства свидетельствует его способность преобразовывать внутреннюю реальность человека, его ценностно-смысловую сферу; включать его в ценностно ориентированную деятельность; транслировать ему систему взглядов, ценностных установок, способов мышления; расширять жизненный мир человека за счёт новых чувств и переживаний, знакомства с новыми художественными образами и средствами художественной выразительности; ставить бытийные (экзистенциальные) вопросы о смысле жизни и предназначении человека и предлагать варианты их решения; развивать способность человека к самопознанию и самопониманию за счёт погружения в мир разнообразных художественных образов; стимулировать человека к самосовершенствованию. Потенциал терапевтической функции музыкального искусства в гармонизации психических структур человека обусловлен тем, что искусство способно изменять эмоциональное состояние человека благодаря механизму внушения; выступать стимулом развития рефлексии и эмпатии; совершенствовать процессы восприятия, памяти, мышления, создавать базу для освоения человеком новых мыслительных операций; восстанавливать психическое равновесие; отвлекать человека от негативных переживаний и компенсировать их; побуждать человека к осмыслению психологических проблем; выступать средством общения между людьми; доставлять человеку радость, удовольствие, наслаждение. На физическом уровне потенциал терапевтической функции музыкального искусства обусловлен следующим: психологическое состояние человека способно влиять на его общее физическое состояние и на протекающие в организме физиологические процессы, препятствуя либо способствуя возникновению тех или иных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, заболеваний желудочно-кишечного тракта); выразительные средства музыки (мелодия, ритм, темп, тембр и др.) стимулируют происходящие в организме физиологические процессы, способствующие его оздоровлению; специально подобранные музыкальные произведения способны оказывать влияние на деятельность тех или иных внутренних органов (сердца, лёгких, печени, почек, селезёнки). Учение о влиянии музыки на работу внутренних органов наиболее подробно разработано в традиционной китайской медицине. В Китае в настоящее время активно изучаются особенности реализации терапевтической функции музыкального искусства в соотношении данной функции с национальной культурой. Проводятся исследования в области влияния традиционных китайских инструментов на физическое, эмоциональное и духовное состояние человека [5]. Серьёзное внимание уделяется выявлению возможностей традиционной китайской философии как методологической основы музыкальной терапии и подготовки студентов к реализации терапевтической функции музыкального искусства [6]. Осуществляется обоснование и систематизация способов реализации терапевтической функции музыкального искусства [7]. Подобные исследования направлены на уточнение и конкретизацию сущностных характеристик терапевтической функции музыкального искусства с учётом социокультурного контекста, что будет способствовать разработке национальной модели подготовки студентов китайских музыкальных вузов к реализации данной функции.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2024, Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |